Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Как живешь, казак?

В 1989 году во Владикавказе возродили Терское казачье войско

Положение нашей республики на стыке главных мировых культур и пересечении великих торговых путей определили ее многонациональный и мультикультурный характер. И, конечно, одним из мощнейших факторов ее развития стали уходящие в глубь веков связи Осетии и России, в первую очередь – осетин и казачества.

О том, как продолжают развиваться эти отношения и о сегодняшнем дне казачества Осетии, корреспондент "СО" побеседовал с атаманом Владикавказского округа Терского казачьего войска Андреем ЛУКИНЫМ.

– Андрей Сергеевич, какими делами и вехами отмечено настоящее осетинского казачества?

– Во-первых, надо вспомнить, что 7 сентября прошлого года мы торжественно отметили 445-летие Терского казачьего войска. Для нынешних поколений времена Ивана Грозного – это все равно, что сказка, вымысел. А для нас – это живая история нашего войска, ведь гребенские казаки заключили с русским царем военный союз.

Изначально терские казаки назывались "гребенскими", потому что селились вдоль Сунженского хребта, который они называли "гребнем", а уж потом их стали звать "терскими" – от главной реки этих мест – Терека. В XIX в. столицей Терской области и Терского казачества стал Владикавказ.

О роли казачества в становлении и укреплении России говорить можно бесконечно, но, в конце концов, мы придем к самой трагической точке его истории – разгрому советской властью. Ежегодно, 24 января, возрожденное казачество отмечает скорбную дату – издание в 1918 г. приказа о расказачивании и начало геноцида казаков по всей стране.

Особенно жестоко власти действовали здесь, на Юге России, на Тереке. И хотя немалая часть казаков воевала за красных, даже их семьи вместе с десятками тысяч семей белых казаков были выселены из своих станиц и сосланы в глухие уголки страны. Выселение сопровождалось насилием и убийствами.

День депортации терских казаков мы также ежегодно отмечаем 17 апреля поминальными службами. Главным местом панихид стал курган с поклонным крестом под Бесланом. Мы насыпали его в начале 2000-х на месте, где выселенные из станиц казачьи семьи концентрировались у разъезда Долаково, недалеко от станции Беслан, где подавались вагоны для отправки в ссылку.

И лишь в феврале 1989 года здесь, во Владикавказе, потомки терских казаков возродили Терское казачье войско. Его возглавил житель Северной Осетии Герой Советского Союза Василий Коняхин. Кстати, 7 января, в день 100-летия Василия Дмитриевича, делегации округов войска почтили его память в станице Успенской Краснодарского края, где он похоронен.

– Что представляет собой войско сегодня?

– Возглавляет его уроженец и житель Северной Осетии атаман Анатолий Маковкин. В войско входят все потомственные казаки Пятигорского, Ессентукского, Терско-Малкинского (Кабардино-Балкария), Владикавказского (Северная Осетия), Кизлярского (Дагестан, Чечня) и Севастопольского округов нашего войска, а также посольской станицы Санкт-Петербурга. Последнее, думаю, надо пояснить.

Терских казаков посылали служить при царях в обе российские столицы, где они жили с семьями компактными поселениями. Так и появились "посольские" казачьи "станицы" в столицах.

– А где и как терцы несут воинскую службу?

– Несмотря на сохранение за нашим движением исторического названия, в котором есть слово "войско", мы не являемся военизированной структурой и воинскую и иную госслужбу не несем. В соответствии с федеральным законом ее несут реестровые казачьи войска. Их частью является Аланский округ Терского войскового казачьего общества, с членами которого у нас хорошие, товарищеские отношения.

Так что воинскую службу терцы несут наравне со всеми остальными гражданскими лицами, то есть служат в армии по призыву или по контракту.

– Не значит ли это, что в терцах теряется первоначальный казачий воинский дух?

– Конечно, жизнь казаков сегодня нельзя сравнить даже с той, что была еще сто лет назад. Сегодня у нас и армия профессиональная, и оружие совсем другое, и законы… Но жизнь доказывает, что необходимость в стойких и надежных защитниках семьи и государства сохранится навсегда!

За семь десятилетий расказачивания, я имею в виду не только годы репрессий, но и воспитания "строителей коммунизма", во многом были разрушены и традиционный уклад жизни, и тот самый казачий дух. И все же многое удалось сохранить, что теперь мы старательно передаем нашим младшим.

К вековым традициям добавились и новые: вместе с казаками Аланского республиканского казачьего округа проводим автопробеги в честь Дня Победы и в День памяти казаков-терцев, участвуем в парадах Победы и шествиях Бессмертного полка.

– Как это делается в нынешних условиях жизни?

– Во-первых, казаки и сегодня живут в своих родовых станицах в Моздокском районе, а также в Архонской, Николаевской, Змейской, в Ардоне и пос. Мичурино, бывшем хуторе Ардонском. Жизнь на земле уже имеет свой уклад и прививает необходимые навыки, передающиеся из поколения в поколение.

Во-вторых, это, конечно, определенное воспитание и образование детей. В станице Архонской созданы два казачьих класса, где ребятам и девочкам дают дополнительные знания по истории и традициям казачества, православия, трудовых умений, проводят спортивную подготовку и даже учат обращению с холодным оружием и стрельбе из пневматики.

Этим занимаются станичный атаман Андрей Перевозников, его товарищ (заместитель) Николай Коломыц, Алексей Сачков.

К сожалению, в других станицах таких классов пока нет, а, кроме того, нет хорошей методической литературы для преподавания всего перечисленного выше. Правда, здесь надо сказать "спасибо" историкам Аслану Цуциеву и Феликсу Кирееву, которые подготовили ряд учебных пособий для юных казаков, но все же этого недостаточно.

– А как обстоят дела с сохранением казачьих традиций?

– Стараемся не забывать их и передавать дальше. Думаю, большинство жителей республики знают наши народные хоровые коллективы, о том, что проводятся фестивали казачьей песни. Казачество немыслимо без православия, так что мы соблюдаем не только все церковные праздники, но и связанные с ними народные обряды и обычаи. Отдельно в ряду народных праздников стоит, конечно, всеми любимая Масленица.

Отмечаем дни станиц и городов, проводим ежегодный турнир по фехтованию имени атамана Терского войска в зарубежье Константина Константиновича Огоева. В чине сотника он принимал участие в обеих Всероссийских олимпиадах, проходивших в Киеве в 1913 году и в Риге в 1914 году, где получил первый приз за бой на штыках и третий – за бой на эспадронах. Наши младшие ежегодно участвуют и побеждают в казачьих играх, проводимых как у нас в республике, так и в соседних краях.

К вековым традициям добавились и новые: вместе с казаками Аланского республиканского казачьего округа проводим автопробеги в честь Дня Победы и в День памяти казаков-терцев, участвуем в парадах Победы и шествиях Бессмертного полка.

– Сегодня все внимание приковано к новым российским территориям, куда направляется много помощи. Какое участие в этих событиях принимают терцы?

– Во-первых, хочу отметить, что мы полностью поддерживаем цели спецоперации по защите мирного населения Донбасса, Херсонщины и Запорожья от нацистов и демилитаризации Украины. Вот почему среди казаков-терцев есть и военнослужащие, и добровольцы.

Ну, а остальные жители станиц и городов войска оказывают помощь нашим братьям продуктами, товарами первой необходимости, собирают на их закупку средства. Машины с гуманитарной помощью грузятся в минераловодских городах и отправляются по назначению.

– Есть ли поддержка вашей работы со стороны государства, и какие проблемы вам нужно решить?

– Да, как одни из учредителей межнационального движения "Наша Осетия" мы уже тридцать лет тесно сотрудничаем с министерством по национальной политике и внешним связям, которое оказывает нам, в том числе, и материальную поддержку на проведение мероприятий. Также Алексей Сачков получил и осваивает государственный грант на создание учебно-производственной базы для обучения детей работе на различных станках.

Проблем у нас, конечно, хватает, но скажу о трех главных. Мы долгие годы добиваемся закрепления за Бесланским курганом статуса объекта культурного наследия для его защиты, охраны и благоустройства прилегающей территории.

Вторую проблему мы видим в том, что во Владикавказе ничем не отражен его статус столицы Терского войска. По нашему мнению, это необходимо сделать, чтобы каждый его житель чувствовал свою причастность к славной истории войска, знал ее и гордился ею!

Ну, а третий вопрос – это выделение помещения правлениям нашего войска и Владикавказского округа.

Сегодня мы видим, как динамично идет развитие республики, как меняются подходы к ее управлению. Это вселяет в нас надежду, что позитивные перемены затронут и сферу развития гражданского общества.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика