В тяжелую пору 1942 года, когда гитлеровские полчища ринулись к предгорьям Главного Кавказского хребта, стремясь овладеть нефтеносными источниками Грозного, Баку и через Закавказье проникнуть на Ближний Восток, перед войсками Закавказского фронта была поставлена сложная и ответственная задача. Оказавшись в известной степени изолированным, фронт должен был организовать боевые действия войск почти в условиях вражеского окружения, в условиях исключительно больших трудностей в снабжении и пополнении войск за счет центральных районов Советского Союза.
Ставка Верховного Главнокомандования принимала решительные меры по усилению кавказского направления, чтобы остановить врага, а затем разгромить его. Из Закавказского фронта была выделена Северная группа войск под командованием генерал-лейтенанта И. И. Масленникова, в которую вошли 9-я и 44-я армии. Для защиты перевалов Главного Кавказского хребта и направления Грозный – Махачкала строилась оборона на реках Терек и Урух. Одновременно Ставка начала переброску воинских частей с других фронтов.
…Потерпев поражение на Моздокско-Малгобекском направлении, гитлеровское командование силами 370‑й пехотной и 13-й танковой дивизий в 20-х числах сентября предприняли наступление на Эльхотовские ворота с целью захвата селения Эльхотово – важного стратегического пункта, через который проходили железная и шоссейная дороги в сторону городов Грозный и Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
27 сентября 1942 года фашисты подошли к северу Эльхотова, овладели большей его частью, потеснив оборонявшую селение 19-ю стрелковую бригаду. Целью немецкого командования было овладеть Эльхотовскими воротами, долиной между Тереком и южными скатами Сунженского хребта, выйти к городу Грозному и затем к Каспийскому морю.
Положение на этом участке фронта резко обострилось и становилось угрожающим. В этой ситуации нужны были срочные меры, и они были приняты командованием Северной группы войск. Так, месяц назад прибывшая на территорию Северной Осетии 84-я отдельная морская стрелковая бригада была передана из 44-й в 9-ю армию генерал-майора К. А. Коротеева, ее срочно перебросили в направлении Верхний Курп – Илларионовка (ныне село Комсомольское) – Эльхотово. 30 сентября морские пехотинцы прибыли в район сосредоточения. Под огнем противника комбриг подполковник
Б. К. Павлов определил боевой порядок выхода частей к Эльхотову, где 19-я стрелковая бригада, понесшая большие потери, удерживалась на южной окраине села. Подошедшая 84-я бригада прямо с марша начала ее заменять. Вот как об этом рассказывал в мае 1972 года полковник в отставке (в 1942 году еще капитан) А. В. Зубулин:
– Мы заняли оборону на танкоопасном направлении вдоль шоссе южнее Эльхотова. Мы – это 3-й стрелковый батальон майора В. С. Анисимова, моя минометная рота, артиллерийский дивизион 45-миллиметровых пушек и рота противотанковых ружей. Справа батальон автоматчиков капитана
Н. Ф. Чеснокова оседлал тропы на южных склонах Сунженского хребта, а в центре долины боевые позиции заняли 2-й стрелковый батальон капитана Ю. Л. Гуна и 1-й под командованием капитана Н. Н. Роговского. На левом фланге в районе станицы Змейской держала оборону 275-я стрелковая дивизия 37-й армии…
4 октября утром после артиллерийской обработки позиций краснофлотцев танки и пехота противника двинулись в наступление, но, встретив на пути глубокий противотанковый ров, остановились. Артиллеристы 84-й бригады воспользовались этой паузой и открыли стрельбу по танкам. Стена огня встала между немцами, и они, ошалелые, растерялись. Загорелись несколько танков, но другие преодолели препятствие и надвигались на боевые порядки бригады. Первый удар приняли на себя стрелковые роты 3-го батальона. Они не дрогнули под шквалом артиллерийско-минометного огня, и противник сходу не смог сломить их сопротивление. Его атаки были отбиты, враг понес большие потери.
А вот как описывает эти события писатель, Герой Советского Союза В. Карпов в книге "Генералиссимус" (т. 2, стр. 56):
– … Итак, Клейст (командующий группой армий "А" вермахта) рванулся в Эльхотовские ворота. Авиация противника буквально перепахала всю долину, а затем артиллерия выжгла в ней огнем все живое. На таком узком участке, в этом коридоре между горами, казалось, каждый снаряд, каждая бомба ложились в цель. И когда дымящаяся после такой обработки долина превратилась по представлению Клейста, в мертвый свободный коридор, он запустил туда лавину танков с десантом автоматчиков. Долина была настолько узка для созданной группировки, что танки шли длинной тесной колонной. Дрожала земля от тяжелого бега стальных громадин, гудели горы, возвращая эхом рычание множества моторов. Дым, чад, пыль заволокли все вокруг. Казалось, ничто и никто не сможет остановить этот громадный таран.
Но поднялись из перевернутой земли оставшиеся в живых люди. Простые, обыкновенные, не железные – смертные. Они отряхнули с себя землю, которой их засыпало при бомбежке и артобстреле, привели в порядок оружие, поправили, насколько успели, окопы и встретили несущуюся лавину танков. И свершилось невероятное. Они оказались сильнее этой железной армады!..
Целый день длилась эта гигантская схватка людей и танков. Гитлеровцы продвинулись на несколько сотен метров, но прорваться к Орджоникидзе и Грозному так и не смогли. К вечеру долина была заполнена чадящими, догорающими танками и трупами.
Клейст смотрел на все это и не верил своим глазам. Никогда и нигде еще не видел он такого боя, таких страшных потерь и таких мизерных результатов…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30