Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок"

Новое – это хорошо забытое старое

Пожалуй, сколько живу – столько не перестаю восхищаться афористичным слогом С. А. Есенина. Еще бы! Что ни стихотворение, то маленький шедевр! Один из них я и вынесла в заголовок этой статьи.

А остановиться хочется на том, что мне ближе – на системе образования. Сегодня активно занимаются строительством новых школ, современным оборудованием для них, делают красивые ремонты, очень много и подробно говорят об этом, делятся с аудиторией крупными планами. Никто не спорит, все это великолепно, все это, безусловно, нужно. Но есть и другой аспект – самый главный в нашей системе. Это процесс обучения и воспитания. И вот тут-то "в воздух чепчики" бросать еще ой как рано.

В образовании я куда более 40 лет. И, о Боже, сколько было за эти годы так называемых новшеств, которые нам представляли как подлинное новаторство. Правда, частенько мы, учителя, прекрасно понимали, что это скорее "придумки" кабинетных чиновников, однако, скрепя сердце, вынуждены были этому подчиняться, внося, естественно, в сам процесс обучения собственные коррективы. А среди "новшеств" бывало всякое: и бестолковые пособия и учебники, составленные бездарными авторами по принципу "что хочу, то и ворочу"; и увлечение техническими средствами, которых в большинстве школ вовсе не было, разве что киноаппарат да проигрыватель, ну еще какой-нибудь фильмоскоп... А преподавание Библии... Так это было прямым кощунством. Ведь уроки вели в основном вчерашние атеисты, не имеющие никакого отношения к ней и, естественно, проводившие занятия фальшиво и неискренне, что уже само по себе было грешно.

Или скрупулезные подсчеты знаков препинания и ксерокопирование работ учеников (претендентов на медали) сразу же после их написания. Да что говорить... Всего все равно не перечислить. Да как только ни унижали учителя... А выдавалось все это за так называемое новаторство и обволакивалось таким туманом, сквозь который, случалось, и не продраться...

И как сегодня жаль напрасно потраченного времени, погибших сил, потерянных надежд. Ведь все эти "мудреватые кудрейки, кудреватые мудрейки" можно было использовать совсем для иного. Важного. Полезного. Да и руководители самой системы образования частенько бывали до такой степени слабыми, ограниченными и некомпетентными, что оставалось только недоумевать, как попал тот или иной горе-исполнитель совершенно бестолковых "новшеств" в нашу систему...

Однако, если говорить начистоту, далеко не все было плохо в "датском королевстве". Сколько замечательных традиций вспоминается сегодня с откровенной ностальгией и огромной благодарностью! Это и ежегодные вечера встреч выпускников, и беседы с интересными людьми разных профессий, и тесная дружба с шефами, и свободные поездки целыми классами по родной стране, и сборы металлолома и макулатуры, и интереснейшие уроки внеклассного чтения, и споры о книгах, даривших нам героев, с которых поистине можно было "строить жизнь". Ну и, конечно же, развитие ребят (да, да, не нудное натаскивание их на ОГЭ и ЕГЭ!). Как много мы учили наизусть, могли цитировать авторов, не слышали мат и откровенное хамство, исходящие из СМИ, не было такого дикого надругательства над русской речью. На последней вообще в печатном слове было наложено железное табу.

"Кто вооружил целые поколения молодых людей бесконечными фэнтези, легким чтивом, клиповым мышлением, надолго, а у большинства людей навсегда отбив желание знакомиться не только с нашей серьезной классикой, изучаемой в сегодняшней школе в усеченном варианте, а ведь именно она призвана готовить человека – эрудита, патриота, знающего далеко не только Гарри Поттера и иже с ним... Что ж, остается недоуменно разводить руками

Но что было, то кануло в Лету, и сегодня мы живем совершенно по иным законам и правилам. А как хочется порой, чтобы наши современники почаще вспоминали старую-престарую истину: новое – это хорошо забытое старое. Вот и нам есть сегодня на что опереться, на что равняться, по кому и чему сверять свои часы. Ведь подумайте, для чего порой изобретать велосипед, если его придумали давным-давно. В свое время советская школа многое взяла из старой, дореволюционной, признав то, ушедшее, убитое, в чем-то полезным. И это, как показало время, было вовсе не унизительным и не принесло ничего, кроме откровенной пользы.

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Думаю, что сделать это следовало давно, так как наша система в этом очень нуждается. Конечно, тут дело и в достойной оценке труда педагога, и в поднятии авторитета самой профессии, и в более разумном распределении ежедневной нагрузки преподавателя, и в сокращении его рутинной занятости, страшно мешающей самому главному – творческой работе учителя с детьми. Да и подбор руководителей в нашей системе – дело далеко не последнее: нужно дорожить кадрами, бережно растить молодежь, правильно подбирать наставников, которые должны стать ими вовсе не из-за прибавления к заработку, а из-за настоящего энтузиазма и понимания высокой миссии, возложенной на них. Ведь, что говорить, наставничество – это дар, это откровенное бескорыстие, терпение, наконец, просто любовь к людям. Тут тоже нужны особые навыки. Кроме названного выше, должен быть пример собственного труда. И это, вероятно, прежде всего. Ведь ничто само собой не приходит. Во все следует вложить добрые намерения, уважение и все ту же любовь, все тот же труд.

Наставничество – это традиция далеко не новая. Недаром у нас часто повторяются строки Евгения Винокурова: "Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться..." Стихи эти написаны в 1961 году. Они являлись нормой жизни уважающих себя и друг друга людей. Это была вовсе не патриархальная модель "Нагни меня пониже, чтоб я научился нагибать следующего". Как раз все наоборот. Да, эта крылатая формула – парафраз поэта Е. Винокурова – определила планы и образ жизни многих людей. Стихотворение это часто цитируется как призыв делиться знаниями, умением трудиться. И все это приумножается и одинаково служит всем – и учителю, и ученику. Кстати, сам автор говорил, что когда-то прочитал подобное у Л. Н. Толстого (солдатская сатирическая песня "Как четвертого числа нас нелегкая несла"), который написал эти строки еще во время Крымской войны 1853–1856 годов.

Эти слова использовал и Аркадий Васильев в повести "В час дня, ваше превосходительство". А поэт Борис Левин по-своему ответил на стихотворение Евгения Винокурова, правда, немного переиначив последние строки. Но смысл остался прежним:

Учить других куда как нелегко,

А жизнь идет, и надо торопиться.

Успеть бы воспитать учеников,

Чтоб было у кого потом учиться.

О труде наставников написано много замечательных книг. Возьмем хотя бы серию ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Откроем некоторые томики. Вот они – наши "визави": Н. Чернышевский, М. Горький, В. Короленко, К. Паустовский. Да разве здесь назовешь всех?!

"Из школьной программы по литературе на много лет просто безжалостной рукой буквально вышвырнули книги А. Гайдара и Н. Островского, А. Фадеева и М. Шолохова, В. Каверина и Б. Васильева... А если что-то из этого и оставили, так разве что жалкие отрывки, скелеты... То же самое сделали и с Маяковским, и с Нагибиным, и с Симоновым... Да разве здесь назовешь всех авторов...

Ну а если говорить о поэзии? Вспомним хотя бы чудесные, полные великой благодарности строки А. С. Пушкина:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

("19 октября 1825 года")

Или еще одно стихотворение:

Куницыну дань сердца и вина.

Он создал нас, он воспитал наш племень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им светлая лампада возжена...

Или же перечитаем бессмертные строки нашего Коста. Стихи, обращенные к А. Грибоедову,

М. Лермонтову, А. Островскому... И еще к своему любимому учителю-другу А. Смирнову и к Я. Неверову – попечителю Кавказского учебного корпуса. Вот как, например, К. Хетагуров писал о последнем:

Я знал его... Я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей,

Когда и труд, и силы, и заботы, –

Всего себя он отдавал лишь ей.

Я не забыл, как светочем познанья

Он управлял могучею рукой.

Когда с пути вражды и испытанья

Он нас повел дорогою иной.

Мы шли за ним доверчиво и смело,

Забыв вражду исконную и месть, –

Он нас учил ценить иное дело

И понимать иначе долг и честь...

Он нас любил, и к родине суровой

Он завещал иную нам любовь, –

Отважный пыл в борьбе направил новой

И изменил девиз наш – "кровь за кровь".

Он нам внушал – для истинной свободы

Не дорожить привольем дикарей...

Я знал его, я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей.

Так что нам есть что читать и перечитывать. Есть над чем размышлять, чем восхищаться.

Да и в нашей жизни примеров доброго, умного наставничества великое множество. Вот лишь два из них. Сколько воспитанников А. С. Макаренко работали потом с беспризорниками – подростками с не­простой судьбой; сколько душевных сил, искренней любви к детям, сколько сердца отдали они нелегкой дороге. А у нас в Осетии... Михаил Заурбекович Уруймагов... Скольким молодым людям привил этот человек любовь не только к истории, которую преподавал, но и желание трудиться на ниве просвещения, скольких привлек к делу воспитания мальчишек и девчонок. А сколько учителей "выросли" в настоящих мастеров педагогического труда благодаря его вниманию, личному примеру. В общем, сегодня подумать есть над чем. И еще хотелось бы, чтобы, увлекшись так называемой новизной, все же не забывали и о бесценном опыте учителей-ветеранов. Вот уж кому есть что передать, чем поделиться. А у нас в Осетии много таких людей! И нужно думать о серьезных проблемах сообща, а не просто спускать сверху директивы. Очень хотелось бы, чтобы не было пустословия, маниловщины, общих фраз, шапкозакидательства всякого рода. Чтобы не выдавалось желаемое за действительное. Чтобы, наконец, исчезли назойливые фейки о бесконечных успехах. Чтобы правда стала правдой в полном смысле этого слова. Чтобы поменьше оставалось неумного подражания и следования моде, которая, слава Богу, так недолго бывает брендовой.

Как известно, сейчас в нашей России активно взялись за учебники истории, за воспитание истинного патриотизма. Годы деидеологизации внесли столько путаницы, хаоса, недоговорок в наше образование, что расхлебывать многое придется, думаю, не один год, и тут никаким штурмом не возьмешь намеченные вершины, здесь нужны время и терпение, настойчивость и целеустремленность. А мне как словеснику так хочется надеяться на то, что и в учебниках, и в программе по литературе в самом скором будущем появятся коренные изменения, что именно к этому повернутся, наконец, истинные, знающие, понимающие время и острые проблемы эпохи ученые-патриоты и маститые учителя. И, заверяю, все окупится сторицей, если не больше. Только за это следует по-настоящему взяться, потому что само собой ничего не появится. Из школьной программы по литературе на много лет просто безжалостной рукой буквально вышвырнули книги А. Гайдара и Н. Островского, А. Фадеева и М. Шолохова, В. Каверина и Б. Васильева... А если что-то из этого и оставили, так разве что жалкие отрывки, скелеты... То же самое сделали и с Маяковским, и с Нагибиным, и с Симоновым... Да разве здесь назовешь всех авторов... А чем заполнили такую заметную брешь?! Что сделали достойной альтернативой? Каких героев противопоставили? Кто, зачем, почему внушил подросткам, что заучивание лучших строк поэтов и писателей наизусть – это анахронизм: ведь есть же послушнейшие гаджеты, способные в мгновение ока напомнить ту или иную строку, поделиться определенной информацией, что-то предложить... И все это вовсе не станет требовать ни времени, ни труда. Кто вооружил целые поколения молодых людей бесконечными фэнтези, легким чтивом, клиповым мышлением, надолго, а у большинства людей навсегда отбив желание знакомиться не только с нашей серьезной классикой, изучаемой в сегодняшней школе в усеченном варианте, а ведь именно она призвана готовить человека – эрудита, патриота, знающего далеко не только Гарри Поттера и иже с ним... Что ж, остается недоуменно разводить руками и думать, думать, думать... А причины для этого действительно есть. Какая же сила примера заложена в нашей высоконравственной советской литературе! Книги В. Богомолова и В. Некрасова, А. Алексина и все того же А. Гайдара... Возьмем хотя бы одну из самых известных повестей последнего – "Тимур и его команда".

...Это было где-то уже в восьмидесятые... Шла жестокая афганская война. Громко говорить о ней не любили. Причины для этого были разные. Но не о них сейчас речь. Как-то горожане заметили, что на отдельных домах стали появляться крупные пятиконечные звезды, нарисованные мелом. Хозяева их упорно стирали, однако, назавтра это же упорно появлялось опять. И так продолжалось изо дня в день. Наконец, участковым милиционерам все же удалось выяснить (это был ответ на бесконечные жалобы хозяев), что данное явление – вовсе не хулиганство, а напоминание другим о том, что из этого дома на войну ушел мужчина и нужно оказать посильную помощь его родным. Как же это все было правильно, как по-советски... И свою бескорыстную помощь предлагали наши подростки, которые по-своему определили для себя "делать жизнь с кого".

Конечно же, знаю, мне сразу напомнят о патриотических порывах наших современников, о так называемых "красных обозах", о "руках помощи" тыла фронту. Да, все это сегодняшняя действительность, да, все это так необходимо, так своевременно, так правильно; в искренней бескорыстной поддержке очень нуждаются наши защитники там, на передовой. И я всем сердцем ЗА такие порывы. Но речь сейчас о программе по литературе, о правильном изучении, своевременном прочтении того, что станет для подростков багажом на всю жизнь, о том, что является гордостью, лицом, богатством России, без чего ее нет и быть не может. И это тоже воспитывает настоящий патриотизм. И об этом надо помнить всегда, потому что художественное слово – это тоже и учитель, и наставник, и путеводная звезда. На всю жизнь. Хорошего же, умного начала светлому Году учителя и наставника! Зеленой ему улицы, всенародного признания, всеобщего понимания, внимания и заботы! Пусть же СЛОВО и ДЕЛО всегда будут едины.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика