Дорожная сеть республики, находящаяся на балансе Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре (а это 1040 км дорог и улиц), была в основном сформирована в 50 – 60-е годы прошлого века. Тогда же на дорогах, пересекающих многочисленные реки, ручьи, суходолы и железные дороги, были построены мосты и путепроводы, которые являются важнейшими элементами дорожной инфраструктуры. Последствия их разрушений или временное ограничение движения вызывают существенные потери для экономики и значительные неудобства для населения.
Сегодня, спустя 60 – 70 лет после постройки, многие мосты не соответствуют современным требованиям к искусственным сооружениям на дорогах общего пользования ни по пропускной способности, ни по транспортным нагрузкам, ни по прочим техническим показателям.
В соответствии с поручением Президента РФ в стране разработана программа по реконструкции аварийных и предаварийных искусственных сооружений, строительству мостов и путепроводов на региональных и местных дорогах.
В рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (БКД) программа реконструкции мостов и путепроводов осуществляется и в Северной Осетии.
За первые 4 года его реализации (2019–2022 гг.) в Северной Осетии было приведено в нормативное состояние более 350 км региональных и межмуниципальных автодорог и городских улиц, отремонтировано и построено более 25 мостов, общей протяженностью около 1250 м.
За этими цифрами стоит огромный труд дорожников и мостовиков, которые вкладывают в строительство и поддержание в нормативном состоянии дорог и искусственных сооружений республики все свои силы, знания и многолетний опыт.
Разработанная в республике программа реконструкции мостов последовательно осуществляется в рамках нацпроекта "БКД" на основных региональных и межмуниципальных дорогах. Так, на главной региональной дороге республики Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен 2 за прошедшие 4 года были реконструированы 3 моста. В этом году на 88 км этой дороги запланировано начать реконструкцию еще одного моста через р. Лескен.
На этой же дороге на обходе с. Мичурина, строительство которого планируется завершить в конце 2023 года, будет введен в эксплуатацию новый мост через р. Фиагдон.
В рамках реализации госпрограммы "Развитие туристско-рекреационного комплекса" перед дорожниками поставлена задача провести реконструкцию искусственных сооружений на дорогах, ведущих к туристическим объектам, к историческим памятникам, в высокогорные районы республики, в ущелья с бурными реками и водопадами, с головокружительными обрывами и отвесными скалами, к другим объектам, привлекающим в республику туристов со всех концов страны.
Целенаправленная работа по обновлению дорожного полотна и реконструкции мостов проводится на республиканской дороге Дзуарикау – Фиагдон – Хилаг, которая ведет в живописное и популярное у туристов и паломников Куртатинское ущелье.
За прошедшие годы на участке протяженностью 29 км (от с. Дзуарикау до Аланского Успенского мужского монастыря) отремонтировано не только более 15 км дорожного полотна, установлено барьерное ограждение на виражах дороги, уложены водопропускные трубы и прочие элементы обустройства, но и проведена реконструкция 3-х мостов. Теперь это современные искусственные сооружения, на подъездах к которым ликвидированы и спрямлены виражи, что сделало движение на участках дороги более безопасным для водителей и комфортным для пассажиров.
В этом году на 20 км автодороги Дзуарикау – Фиагдон – Хилаг предстоит провести реконструкцию моста через р. Фиагдон. К концу 2023 г. с учетом этого моста на дороге будет реконструировано пять искусственных сооружений, общей длиной почти 170 м.
Еще один район, в котором намечено дальнейшее развитие туристско-рекреационного потенциала – Ирафский. Уже сейчас в районе функционируют восемь туристических баз и альпийских лагерей. Перед дорожниками поставлена задача реконструировать дороги высокогорного района, вызывающего огромный интерес у туристов из разных концов страны.
В 2022 году к 32-м реконструированным в прошлые годы километрам дороги Чикола – Мацута – Комы-Арт, был отремонтирован и введен в эксплуатацию еще один участок – от селения Мацута до с. Комы-Арт. На участке протяженностью 21 км были проложены водопропускные трубы, построены подпорные стены, реконструировано пять мостов, уложено асфальтобетонное покрытие. Дорога стала более безопасной и комфортабельной, а значит, стали более доступны и туристические объекты. Уже в прошлом году поток туристов на туристические базы района, да и просто в ущелье увеличился почти в три раза.
Дорожники Осетии ведут работы по реконструкции еще одной дороги, ведущей к туристически притягательным объектам – минеральным источникам Кармадона, к Даргавской котловине – древней земле исконного обитания осетин, где сохранился Городок мертвых, датируемый XIV–XVIII веками… Дорога в Геналдонском ущелье со всеми искусственными сооружениями – тоннелями, мостами и т.п. – была полностью уничтожена катастрофическим сходом ледника Колка в сентябре 2002 г. В ходе работ по реконструкции автодороги "Гизель – Кармадон – Даргавс – Дзуарикау" на участке от 11 до 32 км фактически заново были построены 3 моста через р. Гизельдон.
Всего в 2022 году республиканским Комитетом по транспорту и дорожной инфраструктуре в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" на дорогах республики проведена реконструкция 11 мостов общей протяженностью 330 м.
* * *
В 2023 году реализация программы реконструкции искусственных сооружений будет продолжена: в плане предусмотрена реконструкция шести мостов.
Приведение в нормативное состояние мостов, расположенных на региональных и межмуниципальных дорогах, сделает автомобильное движение между населенными пунктами районов более комфортным и безопасным.
На автодороге Дигора – минеральные источники запланировано реконструировать мост через р. Саурдон.
Намечена реконструкция моста через р. Ардон на дороге, ведущей от федеральной трассы А-164 "Транскам" к селению Архон.
Сразу на двух участках автодороги Алагир – Црау – Урсдон запланировано провести реконструкцию 2-х мостов через ручьи.
В речной сети Северной Осетии – 1038 рек и ручьев (протяженностью 3358 км), большая часть которых относится к малым рекам и ручьям. И там, где встречаются река (неважно, большая или малая!) и дорога, должен появиться мост, связывающий берега. Особый, буйный нрав горных рек республики, которые из "тихих и спокойных ручейков" зимой превращаются в потоки, сносящие все на своем пути в период паводков, ставят перед мостовиками и дорожниками сложные задачи и при строительстве, и при обслуживании искусственных сооружений и примыкающих к ним участков дорог.
Более сотни мостов, перекинутые с берега на берег, требуют от специалистов постоянного внимания и работы. Многие искусственные сооружения на дорогах республики сегодня по своим техническим характеристикам и прочим показателям не соответствуют современным требованиям. А это значит, что мостовикам Северной Осетии предстоит выполнить огромный объем работ, чтобы за годы реализации нацпроекта сделать мосты через реки и ручьи республики более безопасными и качественными.
(По материалам пресс-службы Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО–А).
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30