Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Неформальный" Владикавказ

Не борьба с упрямым подростковым возрастом, а информационная защита и бережная опека сознания тинейджеров

Яркие провокационные наряды и эпатажные прически, сдобренная новоязом речь и стремление плыть против течения, специальная атрибутика и символика, жизнь "вне формата" – вот он, канон, некий негласный кодекс, придерживаться которого старается всякий рядовой неформал наших дней. Если раньше этот список был куда более обширен и радикален, а между представителями противоборствующих субкультурных объединений велись настоящие незримые войны, то со временем ситуация в молодежной среде стала выправляться, дело шло к миру, дружбе и жвачке. Так что же произошло сейчас? Почему в новостях в одном ряду стали все чаще мелькать слова "подростки", "драка", "группировки"? Почему, казалось бы, уже давно изживший себя вопрос вновь стал актуальным в повестке дня? Попытаемся разобраться в этом с участием специалиста Комитета РСО–А по делам молодежи Гаянэ ГАЛУСТЯН и доцентом кафедры философии и социальных наук СОГУ Артуром БЯЗРОВЫМ.

Субкультуры

В Северной Осетии, регионе с достаточно сдержанным поведением молодежи, различным неформальным объединениям свое место все же нашлось. Так, на улицах Владикавказа хоть и редко, но можно встретить представителей субкультур, которые, к слову, могут даже и не подозревать, что являются частью того или иного объединения.

Как рассказала Г. Галустян, социологические исследования, проводившиеся раньше, не фиксируют ответы респондентов от 14 до 25 лет о том, что в их окружении есть последователи каких-либо молодежных субкультур, в частности, говорим о панках, эмо и т.д. Но некий всплеск интереса отмечался в нулевых годах, когда были популярны готы и эмо. Позже в нашей республике их последователей уже не было. Сегодня для нас характерна субкультура "АУЕ" ("Арестантский уклад един"). Ребята (от 18 до 20 лет) слушают музыку таких исполнителей, как Гио Пика, Керя Шалдонский. У данных музыкантов есть композиции, которые находятся в федеральном списке экстремистских материалов. Из-за достаточно высокой популярности этих исполнителей федеральные исследователи относят республику к зоне риска по распространенности "АУЕ".

Среди "новоиспеченных" субкультурщиков можно выделить ЗОЖников, геймеров, кей-поперов и анимешников. Для многих из них в республике проводятся турниры, тематические вечеринки и даже фестивали. Так, в январе 2019 года в кинотеатрах Северной Осетии прошел эксклюзивный показ концерта к-рор группы "BTS" в Сеуле в рамках тура "Love yourself", в феврале 2023 года состоялось Первенство по киберспорту, а уже совсем скоро, 26 марта, в Национальной научной библиотеке пройдет аниме-фестиваль "ICII – NI – SA": косплей-дефиле (костюмированная демонстрация образов из аниме), ярмарка, конкурсы и многое другое. Подобные мероприятия носят дружественный, развлекательный характер и проводятся в городе почти каждый год, что говорит о неподдельном интересе у молодежи к новым культурным веяниям. По данным статистики Yandex Wordstat, определяющей популярность поисковых запросов в Интернете (где коэффициент более 100% говорит о повышенном интересе к запрашиваемому слову) во Владикавказе индекс популярности слова "субкультура" равен 197%, слова "K-POP" – 118%, "аниме" – 123%, "геймеры" – 98%, а "фрик" – 205%. Стремительно набирает популярность запрос " ЧВК "Редан". Его индекс в республике равен 176% (это 12 тысяч запросов за прошедший месяц), хотя еще недавно он не доходил и до сотни. Для сравнения, наибольшая региональная популярность у данного запроса в Забайкальском крае (180%), хотя чаще всего его "гуглили" в Центральном федеральном округе – аж 773 тысячи раз. Помимо прочего, статистика позволяет определять не только количество запросов, но и слова, запрашиваемые вместе с искомым. Так, чаще всего с "ЧВК "Редан" соседствуют следующие запросы: "драки", "видео", "паук" и "что это значит простыми словами". Эта статистика показывает, что пользователей сетей интересует данный вопрос. Если следовать логике, то рядовому пользователю Интернета, что-то прознавшему о "Редане", хочется в первую очередь посмотреть на "прославившие" объединение потасовки, потом уже он решает узнать о пауке, каким образом он связан с подростками. Картина яснее не становится, и уже тогда бедный пользователь просит поисковую систему хоть как-нибудь объяснить, о чем, собственно, сыр-бор. Попробуем понять и мы.

Зарождение объединения

Объединение "Редан" уже давно в России считается популярным и до настоящего времени от своих собратьев по аниме-тусовкам особо и не отличалось. "Геней-Редан" – преступная группировка из сериала о манги и аниме "Hunter x Hunter" Есихиро Тогаси. По сюжету в этом сообществе состоят грабители и убийцы со сверхоспособностями. Каждого из членов группировки отличает одна особенность – татуировка с изображением паука и его порядковый номер. Поклонники данного аниме носят черные кофты или футболки и черные штаны в белую клетку, непременным условием является наличие паука на любом из элементов одежды. Со временем стали появляться даже специализированные магазины, выпускающие одежду и символику по мотивам "Hunter x Hunter". Кроме того, фанатов данного аниме отличают длинные черные (или крашеные) волосы. Других особенностей во внешнем виде у представителей "Редана" нет. Словом, участники данной субкультуры – обычные подростки, не имеющие четко очерченной идеологии и радикальных взглядов на жизнь; без цели и без задач, движимые лишь любовью к аниме-сериалу, они собираются в фуд-кортах, чтобы обсудить аниме, игры и прочие молодежные темы.

Вот, что думает об этом социолог А. Бязров: "Участники данной группы, как было уже не раз сказано, поклонники японского аниме, специфических мультфильмов. Соответственно, как и у всех носителей той или иной субкультуры, у них есть отличительные особенности – клетчатые брюки, длинные черные волосы, "пауки". Однако, несмотря на длинный список примет у последователей "Редана", говорить о том, что у них есть идеология, пока не приходится. Этот вопрос еще требует изучения".

Переломный момент

Как же так вышло, что обычные поклонники мультипликации превратились в опасное для общества объединение и получили к своему названию "Редан" устрашающую приставку "ЧВК"? ЧВК "Редан" – подгруппа классического "Редана", которая сформировалась после февральского инцидента в московском ТРЦ "Авиапарк". Местный фуд-корт был выбран ребятами для очередного обсуждения аниме и обычного времяпрепровождения. Так утверждали сами участники события. По информации столичных СМИ, там у них возник конфликт с группой других ребят, из-за чего, собственно, и началась потасовка. Этот факт в данном случае играет не такую уж и значительную роль, ведь подрались не "редановцы" и их идейные противники, а просто подростки. Куда более важным видится то, что поклонники аниме в схватке одержали верх, и видео, которое это зафиксировало, вызвало широкий отклик и поддержку среди других фанатов японской анимации. Случился, своего рода, акт возмездия, ведь обладатели длинных волос и крашенных в черный цвет ногтей никогда не пользовались благосклонностью подавляющего большинства молодежи, наоборот, были иногда даже притесняемы ею. Сейчас дела обстоят совсем иначе, количество начало перерастать в "качество". После инцидента молодежное объединение фанатов японской культуры запустило целую серию стычек. Анонимные представители нового сообщества стали активно провоцировать подростков на противоправные действия, после чего по стране прокатился целый ряд задержаний. Тематические паблики в социальных сетях (некоторые из них насчитывают уже не десятки, а сотни тысяч подписчиков) призывают к массовым столкновениям. Социолог объясняет популярность "редановцев" следующим образом: "На данный момент эти сообщества являются достаточно массовыми. Насколько мне известно, последователей не сотни, не тысячи, а миллионы. ЧВК "Редан" существуют в популярных социальных сетях и не понятно, кто стоит во главе этих сообществ, кто всем руководит, а главное – не понятно, к чему это приведет, как они используют энергию российской молодежи, в каком направлении? Если говорить о нашей республике, нашем городе, то ситуация имеет много общего с тем, что происходит в других регионах России. Наша молодежь точно так же пользуется соцсетями. Оказывается, и у нас есть подростки, которые симпатизируют "паукам". Может быть, они ничего плохого и не хотели сделать. Нужно дождаться результатов следствия, убедиться, были ли у них хулиганские мотивы. Мы живем в тех же условиях, что и другие регионы. Трагические случаи есть и у нас: в Интернете часто призывают к совершению преступлений, самоубийств, создаются соответствующие странички. И у нас в республике, к сожалению, такие случаи тоже были. Молодежь заходит, смотрит: где-то призывают к насилию, к аморальному и антиобщественному поведению. Но ее надо научить критически относиться к такой информации".

Как с этим бороться?

В комитете по делам молодежи на этот вопрос отвечают так. На постоянной основе ведется достаточно широкий спектр профилактических мероприятий. Помимо бесед в образовательных учреждениях по профилактике правонарушений, проводятся встречи и по профилактике употребления психоактивных веществ, буллинга и кибербуллинга, по выработке навыков безопасного использования сети "Интернет". Любое из этих направлений может привести ребенка к той или иной деструктивной субкультуре. Специалисты отмечают, что в подобные "нежелательные" компании чаще всего втягиваются тихие и спокойные ребята из благополучных семей. Именно поэтому в общеобразовательных учреждениях ведется профилактическая просветительская работа, работа по включению ребят в социально-одобряемые виды деятельности, демонстрация различных форм проведения досуга. Своего рода попытка отвлечь подростков от постоянного пребывания в Интернете. Для ребят проводятся экскурсии, спортивные состязания различного характера, их вовлекают в волонтерскую деятельность. "Несмотря на то что ситуация относительно спокойная, особенно на фоне других регионов страны, мы держим руку на пульсе постоянно и стараемся быть на шаг впереди. Деятельность комитета по делам молодежи носит общий профилактический характер", – подчеркнула Г. Галустян.

Прогнозы

Спешить паниковать не стоит. Хоть "редановская" лихорадка и охватила почти всю Россию, у Кавказа для данного случая припасена вакцина: культура, традиции, менталитет. Г. Галустян отмечает, что "до недавнего времени какая-либо деструктивная молодежная активность во Владикавказе зафиксирована не была". Если какие-то прецеденты и возникали, то так и оставались прецедентами, "не носили системный характер". Несомненно, сейчас в республике, как и во всей России, наблюдается небывалый рост интереса к "редановскому" вопросу, но, как отмечает специалист по работе с молодежью, "говорить о том, что в республике есть последователи данной субкультуры, не приходится". Несмотря на некоторое недоверие к таким "вымирающим" субкультурам, как готы, эмо и панки, общество научилось с ними сосуществовать и приняло в свои ряды, но с "Реданом" дела обстоят пока что иначе. "Для нас маркером является то, что негативные тенденции в нашей республике приживаться не будут, потому что достаточно большое число молодых ребят по отношению к подобным субкультурам настроено негативно. Среди подростков и молодежи достаточно много людей любит смотреть аниме. Сказать, что это на них как-то сказывается, думаю, нельзя", – резюмирует Г. Галустян.

Итоги

Современная история России знает массу подобных примеров. Такие столкновения культур, взглядов на жизнь не новы для нашей страны, каждый раз они внезапно вспыхивали и столь же стремительно гасли, становясь всего лишь пережитком времени. Сегодняшнее положение дел отличает от предыдущих не масштаб самого бедствия, но масштаб его освещения в СМИ и на ТВ. Решением проблемы здесь видится не борьба с упрямым подростковым возрастом, с его бунтарством и жаждой свободы, но информационная защита, бережная опека подросткого сознания, ибо в противном случае каждая следующая рядовая потасовка, вызванная нехваткой стульев, будет способна разрастись до масштабов общественной истерии.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика