Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Собиратели мифологии Осетии

К 175-летию В. Ф. Миллера

Борис Петрович ГАТИЕВ (1841–1879) – видный деятель осетинской культуры второй половины ХIХ века, собиратель памятников устного народного творчества осетин, автор церковно-исторической монографии и известной этнографической статьи, соратник В. Ф. Миллера.

Борис Петрович Гатиев родился в 1841 году в с. Ход Алагирского ущелья. В 1858 году поступил в Тифлис­скую духовную семинарию, которую окончил в 1865 году по I (высшему) разряду. Несколько месяцев работал учителем в алагирской двухклассной осе­тинской школе, которая вскоре закрылась. С 1866 по 1870 год обучался в Казанской духовной академии. В 1871 году в Москве отдельной брошюрой вышло его сочинение на степень кандидата богословия "О заслугах для Отечест­ва Троицко-Сергиевой лавры в смутное время". Не найдя вакансии учителя по духовному ведомству, в 1872 году поступил на службу как частное лицо в Терское областное правление, где исполнял обязанности младшего делопроизводителя по лесной части. В 1876 году был определен на государственную службу в число канцелярских чинов Терского областного правления, а11 июля 1879 года перемещен на должность помощника секретаря уго­ловного отделения Владикавказского окружного суда, где проработал совсем не­долго.

Всем, кто внимательно изучал работу В.Ф. Миллера "Религиозные верования осетин", которая в форме седьмой главы вошла во вторую часть его книги "Осетинские этюды" (1882), известно, что одним из ее главных источников послужила статья Бориса Петровича Гатиева "Суеверия и предрассудки у осетин", изданная в "Сборнике сведений о кавказских горцах". Об этом сообщал и сам ученый в начале своего исследования.

В работе В.Ф. Миллера была создана научная систематизация религиозных верований и обрядов осетин. Она стала первой успешной попыткой анализа этнографических материалов по традиционной религии осетин, а для осетиноведов и кавказоведов послужила стимулом для перехода от публикации этнографических материалов к их научному осмыслению.

Первая часть статьи Бориса Гатиева, включающая обзор суеверий осетин, была издана в 1871 году в пяти номерах газеты "Терские ведомости". В 1876 году его статья "Суеверия и предрассудки у осетин" в расширенном виде, с материалами об осетинских праздниках, была опубликована в девятом выпуске "Сборника сведений о кавказских горцах". В 1877 году газета "Терские ведомости" опубликовала еще два отрывка из последней части статьи Б. Гатиева.

Статья Бориса Гатиева содержала богатейший этнографический и фольклорный материал, собранный автором в начале 70-х годов ХХ века в Алагирском ущелье и разворачивающий перед читателем широкую картину народных обычаев, обрядов и ритуалов. На ее материалах были основаны четыре из пяти разделов работы В.Ф. Миллера "Религиозные верования осетин".

Первый раздел работы "Верования в высших духов" содержал большой материал из статьи Б. Гатиева. В частности, при рассмотрении "небесного духа, заведывающего громом и молнией" Уацилла, В.Ф. Миллер привел обряд, проводившийся в случае спасения человека, пораженного молнией. А, характеризуя патрона овец Фалвара, он воспроизвел легенду о его смирении. При анализе образа Барастыра – "властителя над мертвыми в загробном мире" – ученый упомянул приводимую в статье легенду о Барастыре. Характеризуя образ покровителя цепи домашнего очага Сафа, ученый также со­слался на высказывание Б. Гатиева о том, что "Сафа дал первый образец для существую­щих на земле цепей и продолжает творить их на небе и в настоящее время".

При описании покровительницы женщин Мады-Майрам, которую В.Ф. Миллер рассматривал как "мать Марию, занесенную к осетинам еще ранней проповедью христианст­ва", он привел описанный Б. Гатиевым ритуал, который совершался при брачном обряде,ког­да невесту подводили к священному камню, именуемому Мады-Майрам.

Во втором разделе "Осетинские дзуары" В.Ф. Миллер использовал материал из статьи Б. Гатиева относительно дзуараТыхост в Унале – слова молитвы к Тыхосту, к которому прибегали в том случае, когда молитвословие к Уацилла о ниспослании дождя не действовало.

В третьем разделе "Общественные праздники" также содержится много материалов из ста­тьи Б. Гатиева. При рассмотрении обрядности в праздник Ног бон, на котором изготов­лялся большой пирог – Артхурон, который должна была съесть вся семья без посторон­них, В.Ф. Миллер опубликовал молитвословие, в котором упоминался "Хуратхурон" – "огонь-сотоварищ солнца". По его мнению, "это имя – вариант Артхурон’а и что под последним следует видеть земной огонь, олицетворение небесного огня солнца".

Ученый подробно остановился на существующем у осетин поверье "Куырыс" и привел вариант Б. Гатиева.

В. Ф. Миллер акцентировал внимание на сведениях Б. Гатиева о том, что "самый стро­гий пост соблюдался в честь Тутыра в чистый понедельник (память св. Феодора Стратилата)" и полностью воспроиз­вел молитву Тутыру. Утверждая, что Великий пост – Стырмархо – на плоскости соблюдался осетинами строже, чем в горах, он процитировал выска­зывание Гатиева о причинах следования посту: "взрослые и старики объясняют, что постятся потому, что, говорят, на том свете Чырысти (Христос) даст место для души того человека, который в этом мире постился".

Из статьи Б. Гатиева В.Ф. Миллер воспроизвел молитвословие, которое хозяин дома произносил в праздник Комуадзан – Разговенье. При описании празднества он обратил внима­ние на содержащийся в статье вариант его празднования в с. Згиде и также привел свидетельство Гатиева о том, что Устыты куывд справлялся осенью одновременно с куывдом Хуцауыдзуар.

Далее в своем труде В.Ф. Миллер отобразил описанный Б. Гатиевым куывд в честь патрона домашнего ско­та Фалвара и воспроизвел посвященную ему молитву. Он отметил, что в августе церковью отмечалась память в честь святых Флора и Лавра и высказал предположение о том, что "вместе с ранним христианством имена этих святых были занесены к осетинам и, произносясь постоянно рядом, исказились в течение времени, может быть, под влиянием так называемой народной этимологии в имя Фалвара?

При рассмотрении праздника Хоры бон В.Ф. Миллер почти полностью воспроизвел описанный в статье Б. Гатиева вариант устройства праздника в горной Осетии, посвященно­го Уацилла. Сравнив празднование Хоры бон в плоскостных селениях и в горных районах, он отметил, что более древние черты сохранил праздник, проводившийся в горах.

В.Ф. Миллер дал описание девичьего праздника "Сидения девушек ради Матери Марии", отмечавшегося в конце осени. По сведениям Гатиева, в горах этот праздник продолжался целую неделю, в отличие от пло­скостных селений, где он отмечался в течение одной ночи. Ученый привел краткое описание праздника в честь Уастырджи, справлявшегося в конце ноября.

В четвертом разделе "Домашние обряды" В. Ф. Миллер разместил описанный Б. Гатиевым обряд знахарки над заболевшим ребенком, отметив, что образчик самого заговора содержится в его статье.

При описании свадебных обрядов осетин В.Ф. Миллер остановился на религиозных верованиях, связанных с домашним очагом. Ученый дал приведенное в статье Гатиева молитвословие старшего при ритуале прощания невесты с домашним очагом, когда шафер трижды обводил невесту вокруг надочажной цепи, и в конце третьего оборота она должна прикоснуться к цепи. По приезде в дом жениха шафер повторял ритуальные действа с надочажной цепью, моля о благословении для невесты, которая преклонялась перед домашней святыней своей новой семьи. Кроме того, В.Ф. Миллер привел описан­ный Б. Гатиевым обряд подведения невесты к западному углу сакли, где был расположен священный опорный столб – Сары зад (ангел головы), украшенный рогами домашних и диких животных. Перед ним шафер вверял невесту покровительству божества Сары зад. Ученого заинтересовал этот обряд, поскольку он отсутствовал в описании свадебного обряда у Дж. Шанаева.

Следует отметить, что Б. Гатиев осознавал тот факт, что развитие цивилизации требо­вало от осетин расставания с прошлым жизненным укладом, принятия новых ценностных ориентаций, отказа от таких обычаев, как кровная месть, похищение девушки, калым, дорогостоящие поминки, он был сторонником пересмотра бесправного положения женщины.

Таким образом, В.Ф. Миллер в своем знаменитом труде широко использовал статью Бориса Гатиева, ввел ее материалы в научный оборот.

В конце 70-х годов XIX века шел активный процесс подготовки V Археологического съезда, который должен был пройти в 1881 году в Тифлисе. Было создано два подготовительных комитета – в Москве и Тифлисе. В.Ф. Миллер стал членом Московского комитета, который возглавлял граф А.С. Уваров, а Б. П. Гатиев – Тифлисского комитета. На заседании Тифлисского комитета граф А.С. Уваров заявил: "Сказания и предания осетин указывают на весьма полную и самостоятельную мифологию. Поручить г. Гатиеву приготовить по данной ему программе исследование о мифологии осетин". К сожалению, этим научным планам не суждено было осуществиться, и 28 ноября 1879 года на заседании Московского комитета граф А.С. Уваров известил собравшихся "о смерти члена Тифлисского Комитета г. Гатиева, поставившего вопрос о мифологии кавказских племен".

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика