Ольга БАЙМАТОВА, специалист по связям с общественностью:
– Я бы выделила несколько причин. Во-первых, снизился уровень речевой культуры как в обществе, так и в информационном пространстве. Во-вторых, негативные тенденции, которые мы наблюдаем в школьном образовании. Это связано с падением престижности работы педагога, возросшей "бумажной" нагрузкой на учителей и несбалансированными учебными программами. В-третьих, мы стали меньше читать. Дети и подростки увлечены гаджетами. Если часть из них используют телефоны для самообразования и получения актуальных знаний, то большинство потребляют развлекательный контент, который никак не способствует повышению грамотности.
Мадина ЦАЛИКОВА, завкафедрой журналистики и медиакоммуникаций СОГУ:
– Причин, конечно, много. Прежде всего люди стали меньше читать. А именно чтение – надежнейший способ повысить уровень грамотности. Причем способ приятный, даже захватывающий, если уметь читать, конечно (под чтением я имею в виду не только умение понять вывеску или подпись под картинкой в журнале мод). А еще, как это ни странно, снижается престиж образования. Он теряется из-за перекосов в экономике, в частности, из-за несправедливой во многом оплаты труда: нет стимула получать высшее образование, чтобы потом искать способ заработать там, где не требуются большие знания, зато хорошо платят. А деньги сейчас и есть основной стимул, чтобы люди хотели получать образование и, как следствие, хорошо оплачиваемую работу... Вот так приблизительно я вижу цепочку причин падения грамотности в нашей стране.
Александр МАКОЕВ, консультант АМС Ирафского района:
– К сожалению, "то, что имеем, не храним, потерявши, плачем..." Советскую систему образования, лучшую в мире, исковеркали, разрушили. Взамен навязали систему, которая отбросила нас назад. Раньше, например, можно было учиться правильному русскому языку даже через телевидение. Дикторы и ведущие говорили, строго следуя нормам лингвистики. Сегодня же никто не контролирует эти вопросы. Как итог – низкопробные передачи, приносящие огромные прибыли авторам и вред русскому языку.
Альбина ДУДАЕВА, пенсионерка:
− На мой взгляд, проблема заключается в системе образования. Тестовая система и ЕГЭ сводят к минимальным знаниям. Школьник благодаря занятиям с репетитором смог правильные букву или цифру в клеточке поставить, и на том спасибо. Дети сейчас мало читают. И не только дети, взрослые – туда же. Все "сидят" в Интернете. Даже лишний раз книгу не откроют. Что уж тут говорить о правилах русского языка, их и не думают учить! А как сейчас общается молодежь? На каком-то непонятном сленге.
Вероника ДОЕВА, врач-педиатр:
– Люди стараются всячески упростить себе жизнь, и это, к сожалению, проявляется даже в речевых оборотах. Замечаю, что многим проще написать "спс", "пож" вместо "спасибо/пожалуйста". Мы чаще стали пользоваться смартфонами, в них есть быстрый набор или т9, он экономит время написания текстов, но не всегда пишет слова правильно. А мы невольно запоминаем их искаженное написание и начинаем употреблять и в устной речи. Кроме того, растет популярность в социальных сетях иностранных слов или так называемого молодежного сленга ("лол", "кек", "пув" и т.д.) – все эти аббревиатуры заимствованы из иностранного языка.
Юрий БЕРЕЗУЦКИЙ, филолог:
– Из факторов, размывающих грамотность, я бы отметил развитие технологий воспроизведения текста. Если раньше "печатное слово" в бумажной книге или газете можно было считать авторитетным образцом грамотности, то вместе с появлением электронных текстов и ростом доступности средств создания текстов (как бумажных, так и электронных, а теперь – и вовсе вытеснением бумажных электронными) грамматический авторитет текста упал до нуля. Все кому ни лень могут создать привлекательный на вид, вызывающий визуальное доверие, но безграмотный текст. А ведь грамотность в большой степени "начитывается", то есть усваивается, при прочтении большого количества текстов – вот только они должны быть грамотными. Это не повод брюзжать про вред технологий – просто надо научиться с этим жить.
Артур ТЕМЕСОВ, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 17":
– Если говорить о грамотно поставленной устной речи, то язык – вещь эластичная и податливая, правила устной речи формируются по большей части обществом, говорящем на том или ином языке, поэтому судить о нарушении устных языковых норм, конечно, можно, но не стоит забывать о том, что эти нормы зависят от числа следующих им представителей языкового сообщества. Письменная же грамотность ухудшается по причине недостаточного понимания грамматических законов языка, которое должно формироваться отчасти посредством школьного образования, а отчасти – вдумчивого чтения литературы.
Рухсана ХАЧИРОВА, студентка 4-го курса факультета русской филологии СОГУ:
– В наше время люди очень мало уделяют внимания чтению художественной литературы. Это, конечно же, большой минус. Вдобавок вредят грамотности тотальная цифровизация и глобализация. Пользователи в своей письменной речи стремятся сократить и упростить почти каждое слово или выражение.
Мадина МАМИЕВА, журналист, радиоведущая:
– Я не считаю, что грамотность так уж "хромает". Молодежь в основном у нас неглупая, образованная. На мой взгляд, сейчас, наоборот, наступило время, когда быть умным модно. Мы живем в том самом "фантастическом будущем", пользуемся работой искусственного интеллекта во многих сферах, IT-профессии – самые востребованные по всей планете. Разве может поколение, живущее в таком мире, быть неграмотным?
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30