Судьба больших кошек
В Северной Осетии успешно реализуется программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда. За последние годы в дикую природу выпущено уже семь представителей этого вида. О том, как относятся ученые к данному проекту, специально для "СО" рассказала старший научный сотрудник ФГБУН "Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук" Анна ЯЧМЕННИКОВА.
– Все мировое сообщество сегодня уделяет особое внимание вопросам мониторинга местообитаний и современного состояния популяций крупных представителей семейства кошачьих, в особенности леопардов, а также восстановлению этого вида в природе. Наличие леопардов в естественной среде обитания – важный индикатор здоровья многокомпонентных биологических систем, стабильности в природе, экологической безопасности. Известно, что недавно состоялись крупные мероприятия, связанные с проблемами леопардов. Где они прошли и когда?
– В течение марта прошло два форума, связанных с леопардами. В первую очередь мы говорим о Всемирной международной конференции, которая была посвящена только леопардам на всех участках ареала – всем подвидам и вопросам, связанным с их сохранением и исследованиями этого вида. Специалисты, работающие в Индии, Непале, Мозамбике, ЮАР, Кении, Намибии, Ботсване, Танзании, Уганде, на Аравийском полуострове, Шри-Ланке, Дальнем востоке России, в Северной части Китая и Корее, делились своим опытом и освещали вопросы состояния вида. Конференция длилась в течение пяти дней, была очень насыщенной и содержала 95 выступлений специалистов из более чем 40 стран.
Второе мероприятие было реализовано в Саудовской Аравии и представляло собой рабочую встречу специалистов по разведению и реинтродукции леопардов в целях восстановления популяций. Обмен опытом и обсуждение ошибок проектов позволяет в свободном поле в коллективе коллег обсуждать любые новые идеи и рассматривать их с различных сторон, понимать структуру критических взглядов, что является неотъемлемой частью развития и улучшения любого нового и развивающегося проекта.
– Почему такое внимание уделяется сегодня большим кошкам во всем мире, и конкретно – леопардам? Или оно было всегда?
– Большие кошки издавна привлекают внимание людей и воплощают в себе кульминацию бесстрастной красоты смертельной опасности, которая при этом является неотъемлемой частью жизни и идет за каждым из нас по пятам. Если отбросить философские, исторические и поэтические мотивы, то, как биолог, могу сказать, что крупные кошачьи являются неотъемлемой частью пищевых цепей и всей системы биологических связей организмов в экосистемах. Без крупных хищных невозможно сохранить целостность экосистем. А любые крупные организмы – редкие. Как в силу своих биологических особенностей (их и не должно быть много в природе), так и в силу своей привлекательности для человека в качестве добычи-трофея, в связи с чем они особенно уязвимы.
Леопарды из всех крупных кошек – самая обширная группа: содержит 9 подвидов, которые широко распространены в старом свете. Леопарды обитают в Африке, Индокитае, Малайзии, Индии, Южном и Северном Китае, российском Дальнем Востоке, в Корее, на Шри-Ланке, Яве, Аравийском полуострове, на Кавказе, в Центральной Азии (Иран, Туркменистан). Как нетрудно заметить, условия, в которых могут выжить эти кошки, варьируются от аридных пулупустынь и пустынь до высокогорных регионов, снежных сопок, покрытых густым манчжурским лесом на Дальнем Востоке России – до влажных непроходимых джунглей Явы и Шри-Ланки, или Африканских степей (саванн). Это удивительный по своей адаптивности и пластичности вид, который может приспособиться к чему угодно. В этом его уникальность, но в этом и его трагедия. На протяжении всей истории человечества люди истребляли леопардов безжалостно. Эти кошки сравнимы с человеком по размерам тела и массе, а также по степени бесстрашия и азарта, люди исторически видели в них подлежащего истреблению опасного конкурента, и, надо сказать, преуспели в этом, к сожалению. Только объединив всемирные усилия огромного количества специалистов, человечество может сохранить этот вид для нашей планеты.
– Какие темы обсуждались на конференции, и что было полезно обсудить в контексте нашего проекта восстановления леопарда на Кавказе?
– На конференции обсуждались вопросы, посвященные актуальным данным о состоянии популяций подвидов леопардов в разных странах, в разных частях ареала. Волновали также вопросы, посвященные содержанию и размножению леопардов в неволе. Проблема состоит в том, что они очень легко и быстро размножаются в неволе. С одной стороны, ничего не стоит стерилизовать животных, чтобы избежать их избытка в неволе. Но, с другой стороны, вопросы поддержания необходимого уровня генетического разнообразия животных в популяции, находящейся в совокупности зоопарков мира, не рекомендуют этого –так, вечный поиск баланса и компромисса актуален и по сей день. Также обсуждались ветеринарные темы и вопросы генетики. Отдельная сессия была посвящена особенностям социального поведения этих животных, которые отнюдь не одиночки, как принято считать, но при этом очень чутко относятся к личному пространству и с трудом переносят его перегруженность. Отдельная сессия была направлена на вопросы мониторинга животных в дикой природе и особенностям их пространственной территориальной организации. И практически целый день был отведен вопросам сохранения этого вида, научным обоснованиям для принятия социальных мер и политических решений.
Проект сохранения леопарда на Кавказе очень многокомпонентный и содержит в себе все озвученные выше тематики. Некоторые из них у нас находятся на достаточно высоком уровне, например, качество мониторинга выпущенных животных или продуманная работа с населением на Центральном Кавказе. Некоторые вопросы требуют специальных экспедиций и исследований, и несмотря на то, что они есть в плане с 2012 года, так и не были реализованы в силу отсутствия финансовой поддержки и интереса государства к этому аспекту исследований. Это касается, например, исследования патогенов, опасных для выпускаемых леопардов в природе Кавказа. Многие вопросы требуют более осознанного подхода к работе с животными в рамках реализации такого огромного и амбициозного проекта, например, работа Центра восстановления леопарда на Кавказе.
– Как относятся к леопарду в Саудовской Аравии, и есть ли какие-то меры поддержки этого хищника на государственном уровне?
– Сейчас реализуется государственная программа, направленная на сохранение и восстановление леопарда. Аравийский леопард – это самая маленькая особь по своим размерам, он похож по своим параметрам и массе на нашу рысь. Но, несмотря на это, всё-таки он – леопард. В дикой природе осталось чуть более 50 особей этого подвида на данных момент, что является бесконечно малым числом. Трудно сказать, что популяция с такой численностью жизнеспособна, – она находится в состоянии крайней уязвимости и опасности в данный момент. Хочется верить, что пробудившийся интерес к этим животным позволит сохранить их в уникальных условиях горных полупустынь Аравийского полуострова.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30