Проблема оказания качественной медицинской помощи в нашей стране является одной из самых острых. А улучшение социально-экономического положения страны невозможно без достойного здравоохранения. Каждый человек, независимо от национальности и вероисповедания, хочет быть здоровым и долго жить.
Это постулат жизни, и это в наших силах. Поэтому прежде всего нужно поднять уровень оказания медицинской помощи. И начать нужно, на мой взгляд, с улучшения качества подготовки врачей и медсестер. А затем улучшать состояния больниц, оснащать их и организовывать здравоохранение. Обязательно сделать упор на профилактическую медицину, уделять больше внимания учению Н.А.Семашко. При этом медики должны чувствовать, что их работа очень важна, а зарплата достойна.
Президент Национальной медицинской палаты России профессор Л. Рошаль, выступая на VI конгрессе пациентов в 2015 г., отметил, что в медицине кадровая катастрофа, не хватает врачей, растет их нагрузка. Плюс к этому, по данным ВЦИОМа, более половины населения страны недовольно квалификацией наших медиков. Главным в повышении уровня оказания медицинской помощи является качественная подготовка специалистов с высшим и средним медицинским образованием и развитие медицинской науки.
А для этого нужно обеспечить достойную оплату труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и колледжей, чтобы их базовые оклады были в два раза выше, чем, соответственно, у практикующих врачей и медицинских сестер, как это было в советское время, создать условия для повышения их квалификации. Срочно следует вернуть интернатуру для всех медицинских специальностей и увеличить число бесплатных мест в них. Создать условия для непрерывного медицинского образования (НМО), для чего предусмотреть специальное время (не менее одного рабочего дня в два месяца) и выделить финансовые средства.
Бывший министр здравоохранения СССР, академик Е.И. Чазов о качестве современного медицинского образования писал: "Медицинское образование у нас поставлено плохо, практическая подготовка хромает на обе ноги и сегодня все ограничивается лекциями и прохождением тестов" ("Медицинская газета, 2009 г.). Этого же мнения придерживаются президент Национальной медицинской палаты России профессор
Л. Рошаль, академик РАМН А. Чучалин и другие ученые. И прав был директор НИИ народного хозяйства РФ В. Назаров, когда, выступая в 2015 г., предложил радикально пересмотреть подходы к подготовке врачей, обеспечив реальный процесс повышения квалификации, так как на сегодня этот процесс является полной профанацией. Улучшение подготовки медицинских работников высшего и среднего профессионального образования – первостепенная задача внутренней политики России. На государственном уровне уже пытаются повысить качество медицинской помощи – это отражено в Стратегии развития здравоохранения на ближайшие 15 лет.
Совершенствуя высшее медицинское образование и следуя основным принципам Болонской декларации, по которым каждый преподаватель медицинского вуза должен дополнительно иметь педагогическое образование по организационно-педагогическим основам обучения в медицинском вузе, дидактическим основам разработки и применения современных технологий – обучение по программе "Преподаватель высшей школы" не дало ожидаемых результатов. Главная претензия работодателей к профессиональным образовательным учреждениям сегодня – оторванность получаемых знаний от практики. Это все из-за формального подхода к проведению производственной практики.
Не секрет, что в большинстве вузов клинические кафедры расположены на базе лечебных учреждений практического здравоохранения, где полновластным хозяином является главный врач. Поэтому во многом от его понимания и взглядов на условия проведения учебного процесса зависит и предоставление помещений для учебных комнат, разрешение на использование медицинской аппаратуры для учебных целей, и регламент работы студентов в палатах, манипуляционных, операционных – основных факторов, определяющих клиническую подготовку будущих врачей.
Да и преподаватели-клиницисты должны быть "погружены" в лечебную работу. Хорошим преподавателем может быть только хорошо подготовленный клиницист, знающий свое дело. Конечно, и спрос с него должен быть высоким! Еще в середине XIX века, учитывая значительные изъяны в преподавании клинической медицины, по инициативе и при помощи Н.И. Пирогова были созданы госпитальные клиники в системе высшего медицинского образования.
Они успешно функционировали и в советском здравоохранении, выполняя три важных задачи: лечить, учить, разрабатывать и внедрять новое в лечебную практику. Поддерживалось это и Министерством здравоохранения СССР. Последнее "Положение о клиническом лечебном учреждении" было перевыпущено в 1993 г. А центральной фигурой в клинике был профессор, который проходил через серьезный конкурсный отбор.
Основная проблема – это взаимоотношения между клиническими кафедрами вузов и городскими, республиканскими больницами. Необходимо срочно наладить их взаимодействие. В советские времена работало "Положение о клинической базе", регламентирующее эти взаимоотношения, и статус кафедры давал сотрудникам возможность вести как лечебную, так и педагогическую работу.
После перестройки появилось лицензирование: медучреждения получили право на медицинскую (лечебную) деятельность, а медвузы – на образовательную (педагогическую), в результате чего и произошло нынешнее разобщение кафедр с базами. Так уж исторически сложилось, что кафедральные работники доминировали над больничными врачами, что, в общем-то, было справедливо: в прежние времена коллективы учебных кафедр представляли собой интеллектуальную элиту отрасли. Быть кафедральным сотрудником было очень престижно: высокий социальный статус в обществе, перспектива профессионального и научного развития, к тому же и зарплаты были на порядок выше, чем в "городском здравоохранении".
Наряду с этим за последнее время в системе практического здравоохранения и высшего медицинского образования произошли существенные метаморфозы: городская служба стала более оборудованной, технологичной, возросли зарплаты, а клиническая кафедра, наоборот, многое потеряла и в первую очередь – допуск к лечению больного! Обучение без пациента – это тупик. Теоретические знания, получаемые в вузе, без практического применения – ноль. Только у постели больного можно и нужно учиться его лечить. Если мы потеряем эту ступень в образовательном процессе, то у "свежеиспеченного" специалиста будет отсутствовать медицинское мышление, а это – фундаментальная основа искусства врачевания. Возникнет психологический барьер в общении с пациентом. Ведь врач – это еще и тонкий психолог. Установление доверительного контакта с больным – 50% успешного результата лечения, и обучаться этому следует со студенческой скамьи. Овладение искусством общения с пациентом – неотъемлемая часть высшего медицинского образования. Еще В.М. Бехтерев, выдающийся русский медик, сказал: "Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач". И этому должны учить его мы и только у постели больного! Резюме простое: качественный учебный процесс в медицинском вузе без пациентов невозможен.
Многие мои коллеги считают, что образовательный дефект можно компенсировать симуляционными технологиями, набравшими большую популярность в медицинском образовании за последнее время. Нет, нет и еще раз нет! Симуляции – вещь очень полезная, особенно в хирургических дисциплинах, однако, не имеет ничего общего с работой у постели больного. На манекенах можно и даже нужно отрабатывать практические навыки. Это позволяет максимально избегать врачебных ошибок в операционных, однако, нельзя строить учебный процесс исключительно на манекенах, они не должны заменять курацию больных. Эти процессы взаимодополняющие, одно не исключает другого.
Таким образом, кафедры фактически лишены возможности строить учебный процесс в соответствии с современными требованиями к практической подготовке врачей. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации, по моему мнению, должно быть даже не строительство новых клинических баз, а передача крупных больниц и родовспомогательных учреждений медицинским вузам, где руководителями клиник стоит назначать заведующих профильными кафедрами.
Обобщая анализ данных литературы и результатов собственных исследований, логично заключить, что эффективная реорганизация системы здравоохранения в стране возможна только при объективном обсуждении всех наболевших вопросов профессорско-преподавательскими коллективами вузов, компетентными представителями органов практического здравоохранения, врачами и студентами. На мой взгляд, нужно обращаться к Правительству России с вопросом о помощи в финансировании строительства клиник при медицинских вузах в рамках программы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" Государственной программы "Развитие здравоохранения". Необходимо создать и факультет постдипломного образования при Минздраве РСО–А для экономии денег и времени.
Здравоохранение должно стоять во главе угла. Ведь только здоровый человек будет жизнерадостным, успешным, только он сможет получать достойное образование, осваивать его и делиться своими знаниями и умениями с другими.
Ольга БЕКУЗАРОВА, д.м.н., профессор, заслуженный врач РСО – А
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30