Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
С надеждой о мире

Много лет назад я прочитала, как одна школьница написала своему деду, погибшему на войне: "Я не успела тебе сказать…" О чем она хотела поговорить, поделиться с ним?.. Могу только догадываться, но запомнила это очень хорошо.

Кроме того, я смотрю по сторонам, наблюдаю за тем, что происходит не только с молодежью, но и со старшими, и с ужасом осознаю, что тех, кто хочет знать о той войне и уж тем более разговаривать со своими погибшими предками, не так много. Почему? Причин несколько, но главная – это равнодушие, которое приводит к беспамятству, уничтожению простых, но очень ценных и емких понятий чести, достоинства, совести. Для них, наших дедов и прадедов, это было нормой, а для нас – нет.

Недавно я познакомилась еще с одним фактом из истории Великой Отечественной войны и была потрясена, а кроме того, поняла, как мало мы по-прежнему о ней знаем и по большому счету всего не узнаем никогда.

…В самом разгаре войны по приказу Геббельса со всех фронтов в концентрационный лагерь в Голландии стали привозить узбекских солдат. Его замысел заключался в том, чтобы довести этих людей до животного состояния, снять об этом фильм и показать всему миру, какие "дикие" народы живут на Востоке. Узбеки, которых хватали и привозили в лагерь, содержались в нечеловеческих условиях. Их раздевали догола и держали много месяцев при любой погоде посреди лагерного двора, не пуская даже в бараки, где были заключенные других национальностей. Комендант лагеря их нещадно избивал, их морили голодом, а днем гнали на тяжелейшие каторжные работы. Те арестанты, которые содержались в лагерных блоках, с ужасом наблюдали за мучениями, унижениями и пытками, которым подвергались узбеки. Помочь им было невозможно. Единственные слова, которыми их удостаивали: "нелюди", "недочеловеки".

Однажды в лагерь приехала большая группа с киноаппаратурой. Всех узбеков выстроили посреди двора. По свидетельству очевидцев, дальше происходило следующее. Кто-то из приехавших протянул самому молодому узбекскому солдату небольшую булку серого хлеба. Заработала камера. Комендант, стоявший рядом с ней, поигрывал своим окровавленным хлыстом. Но то, что произошло дальше, не вписалось в геббельсовский план. Юноша взял хлеб, трижды его поцеловал, помолился и передал самому старшему в их отряде. Седовласый, измученный старик, взяв очень бережно в руки хлеб, трижды его поцеловал, произнес слова молитвы, как было принято у них на родине, очень трепетно отщипнул по одному кусочку – ровно столько, сколько могло поместиться в трех иссохшихся пальцах, и передал стоявшему рядом, а тот – дальше по цепочке... 101 человек. Когда каждый получил в руки эти бесценные несколько грамм хлеба, они спокойно, с честью, как было принято в их тысячелетней культуре, произнесли слова молитвы и вкусили этот жертвенный хлеб, не уронив достоинство и не посрамив свой народ. Почти библейская история, не правда ли?

Фашисты были взбешены. Очередной пропагандистский план сорвался... А через несколько дней всех узбеков расстреляли и закопали в поле рядом с лагерем. История не сохранила для нас их имена. У себя на родине они числятся пропавшими без вести, но голландцы установили в память о них небольшие белые камни, на которых высечены цифры 1, 2, 3, 4… и так до 101. Я задаю себе вопрос: это все, что осталось от них – 101 камень?! Или есть нечто большее, что еще живо? Как относиться к этому сегодня? Как к героическому поступку мужественных людей, с молоком матери впитавших уважение к элементарным человеческим ценностям? Или, может, кто-то скажет, что это безрассудный поступок? Или то,о чем думал Президент Узбекистана, посетив место упокоения своих земляков, отдав дань уважения безвестным солдатам?..

Наверное, пройдут десятилетия, прежде чем появятся поколения, которые будут хотеть знать о войне все без прикрас, и в их сердцах не будет места равнодушию, они будут четко знать свое место в истории и не кричать тупо на улицах пустые слова о своем великом предназначении в ней. Но уже то, что сегодня есть дети, которые хотят говорить о прошлом со своими дедушками и бабушками, и, самое главное, говорят: "Спасибо за все!" – очень хорошо. Но я бы сказала больше: спасибо тем, кто сегодня идет на Украину, убежденный в нашей правоте и уверенный в том, что фашизм и фашистов, как тогда, так и сейчас, надо нещадно уничтожать, под каким бы идейным окрасом они ни выступали.

И это тоже правильные исторические уроки, которые мы вынесли из прошлого. Кроме того, это и есть генетическая память. Слава Богу, что она в нас живет. Нам делают больно, нас заставляют страдать, но мы сопротивляемся – значит, сознательно или подсознательно помним свое историческое прошлое.

P.S. Моя мама часто рассказывала мне историю о том, как в годы войны, находясь в Чиколе под бешеным обстрелом, к ее бабушке пришел один красноармеец перед наступлением и попросил помолиться за него и попросить Всевышнего, чтобы он выжил. Бабушка как могла омылась, надела самое чистое, что было, и совершила молитву. Красноармеец тот выжил и впоследствии стал известным в республике человеком, Героем Советского Союза, на всю жизнь сохранив в своем сердце благодарность маминой семье и до самой смерти посещая все наши семейные торжества. Почему я об этом вспомнила сейчас?

Мы, нынешние, живем в другой реальности, но если среди нас будут такие, как те узбекские солдаты, способные в нечеловеческих условиях сохранить себя и помнить о том, что они – пусть маленькая, но частичка великого народа, или такие, как моя прабабушка, которая молилась не только за этого красноармейца, но и за тысячи других солдат, а главное, за то, чтобы настал мир, как молимся, верим и надеемся на то, что к нам придет долгожданный мир, значит, не все у нас потеряно.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика