Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
УАРХАГ / УÆРХÆГ

Начальный этап формирования эпоса и наиболее древние сюжеты осетинских нартовских кадагов связаны с образом Уархага – сына нарта Бора и племянницы Бога Небесной красавицы (Арвырæсугъд). Он является родоначальником могущественного нартовского рода Ахсартаггата (æхсæртæггатæ).

Уархаг и его сыновья. Скульптор Николай Ходов

У Уархага был брат-близнец. Согласно сказанию "Арвычызг", именами Уархаг и Уархтанаг их нарек сам Хуыцау, отправив с вестью к деду близнецов ласточку. "Ласточка прилетела и говорит Барталагу: “Своего племянника Хуыцау назвал Уархагом. <…> второго новорожденного он нарек Уархтанагом, и его тоже он поручает искупать в молоке диких зверей”" ("Зæрватыкк ратахти ‘мæ Бæртæлæгæн зæгъы: “Йæ хæрæфыртыл Хуыцау ном сывæрдта – Уæрхæг. <…> дыккаг гуырды та Уæрхтæнæг ысхуыдта, уый дæр сырды ‘хсыры найын кæны”"). Так, братьев закалили в молоке диких зверей.

Когда Уархаг и Уархтаган возмужали, мать отправила их с дарами к Нартам в день игрищ – пятницу. Одолев нартовскую молодежь в стрельбе из лука, метании камней, в состязании в танце, Уархаг и Уархтанаг устроили кувд, на который пригласили и нартовских старейшин. В ответ трое старших преподнесли юношам дары: меч, стрелу и щит. С тех пор братья поселились на земле нартов. Однажды на охоте они спасли сыновей покровителя огня Зынджыбардуаг (Зынгæвзалы æмæ Артæртхутæг) и вместе с ними затем одолели Белоголового гумира. К подвигам Уархага и Уархтанага в кадагах причисляются истребление гумиров и завоевание их земель, расправа над сыновьями злейшего врага нартов Буртага, избавление нартов от гумира Уадарага, а также освобождение двух красавиц, похищенных уаигом.

Азырта – враждебное нартам племя, говорящее на неизвестном языке. Как-то юноши из этого племени встретили Уархага и заманили его к себе, а затем, по совету своих старших, бросили в огромный котел. На выручку к нему подоспел Уархтанаг: он выломал каменные стены дома и вытащил Уархага из горячего котла. Братья выхватили мечи и истребили Азырта всех до одного. Завладев их страной и богатствами, близнецы вернулись к нартам. Ю.А. Дзиццойты сопоставляет название враждебного нартам племени с этнонимом языр в Приаралье.

Картины гармоничного сосуществования с окружающей природой, игры с сильными дикими животными – зубрами, медведями – характерная часть описания образов близнецов Уархага и Уархтанага. Как известно, близнечный мотив весьма распространен в мировом фольклоре и связан с тем, что сам факт рождения близнецов казался первобытному человеку чем-то чудесным и сверхъестественным, немыслимым без участия высшей силы. По этой причине многие народы мира связывали начало своей истории с рождением легендарных близнецов. В.И. Абаев считал легенды о близнецах Ахсаре и Ахсартаге и о Ромуле и Реме двумя вариантами одного и того же тотемического в генезисе мифа. В прототипе мифа речь шла о происхождении племени от волка. В дальнейшем имела место рационализация мифа в двух направлениях. В осетинском родоначальник-волк превратился в человек по имени "Волк" (Уæрхæг). На римской почве близнецы рождены от человеческой пары, но вскормлены волчицей. В осетинском эпосе тотемический культ волка также подвергся преобразованию в культ покровителя огня и кузнечного дела: Куырдалæгон > Kurd-Alæ-Wærgon. Близнечный мотив в "Нартиаде" связан, помимо Ахсара и Ахсартага, с образами Уархага и Уархтанага, Урызмага и Хамыца, Кара и Карафа и др.

О происхождении имени Уархаг В.И. Абаев писал: "Имя Wærxæg образовано от *wærx ‘волк’, как, скажем, имя Кₒyʒæg от kₒyʒ ‘собака’. В староосетинском реконструируется форма warka- ‘волк’. Ученый рассматривал данную форму в связи с теонимом, обозначающим мифического "бога-кузнеца", отмечая этимологическую связь осетинского и латинского вариантов. При этом в обоих случаях исконное значение имен включает компонент ‘волк’, утраченный в связи с табуистическим запретом на его произношение (Boris Mysykkaty).

К старости у Уархага родились сыновья-близнецы. Он устроил кувд, на который пригласил нартов, небожителей и донбеттыров. Небесный Куырдалагон нарек мальчиков именами Ахсар и Ахсартаг. В кадаге о рождении близнецов упоминается, что Уархтанаг не присутствовал на кувде в честь рождения племянников. И далее в большинстве сказаний теряется хронологическая цепь событий, связанных с Уархагом и Уархтанагом. В андиевских сказаниях и пятитомнике, подготовленном К.Ц. Гутиевым, есть эпизод пленения героев далимонами и их освобождения возмужавшими Ахсаром и Ахсартагом.

В сказании о золотой яблоне нартов Ахсартаг, намереваясь спуститься в подводное царство, поручает Ахсару: "Наш отец Уархаг состарился. Если с ним что-то случится, на небе тучи будут видны темными рядами, и тебе придется идти к нартам" ("…нæ фыд Уæрхæг базæронд и. Исты йыл кæд цæуа, уæд арвыл сау тæлмытæй мигътæ зындзысты ‘мæ дæ Нартæм цæуын хъæудзæн"). Этот эпизод, скорее, исключение, так как в большинстве вариантов Уархаг оказывается в забвении, оставшись единственным представителем воинского рода Ахсартаггата: над ним издеваются юноши рода Бората ("Уæрхæгбæл Бориати хъал фæсевæд сæ хъалдзинад калдтонцæ"). Таким остается положение Уархага до того момента, как его находят внуки Урызмаг и Хамыц ("Зæронд Уæрхæджы хурмæ ракодтой, | Сæхæдæг хæдзар рæсугъд бафснайдтой, | Авд æвдывæр æй фæхуыздæр кодтой, | Хуртæ, мæйтæ дзы ыскæсын кодтой"). Они женили Уархага на своей матери Дзерассе.

В сказаниях, повествующих о юности Урызмага и Хамыца, Уархаг предстает уже немощным стариком: "Рано состарился, стал плохо видеть Уархаг" ("Раджы базæронд и, цæстæй хорз нал уыдта Уæрхæг"). Он печалится о том, что остался у него враг Алдан-малик, который может навредить нартам. Тогда он просит, чтобы лучшие из нартов подали ему руки, и он мог бы выбрать достойного сразиться со своим давним врагом. Последним подошел Урызмаг. Ощупав его руку, Уархаг сказал нартам: "В жилах Урызмага жир течет вместо крови. Он и холода не боится, и зной выдержит, не испугается и ливня" ("Уырызмæджы нуæртты сой зилы туджы бæсты. Уый уазалы дæр нæ фæтæрсдзæн, уый тæвды дæр бафæраздзæн, нæ фæтæрсдзæн уарынæй дæр"). Мотив ощупывания стариком руки, кисти или запястья героя является характерным для осетинского эпоса: по внешнему виду и некоторым антропологическим чертам нарты определяли "своих" (в ключе бинарной оппозиции свой – чужой).

Самобытным является и сказание "Борьба нарта Уархага и его сыновей с уаигами" ("Нарты Уæрхæг æмæ йæ фыртты хæст уæйгуытимæ"), записанное от С.А. Цагараева в 1941 г. Кадаг отличает авторский стиль исполнения, тяготеющий к стихотворной форме, и витиеватый язык. Помимо сыновей-близнецов, у Уархага в данном тексте есть младший сын Саталаг (Сæтæлæг). В завязке сюжета говорится о том, что Уархаг ушел воевать с уаигами, и всюду на своей земле они одолевали его. Тогда решил он с сыновьями обосноваться в одной пустынной местности, предложив им промышлять отныне охотой. Но известна и сюжетообразующая роль охоты в эпических текстах, и во время первого же случая братья одновременно подстрелили чудесного оленя, след которого привел Саталага в пещеру уаигов.

Представляет интерес точка зрения Т.К. Салбиева, рассматривающего "Нартиаду" как "Книгу царей" на основе отождествления в "Столетней летописи" XIV в. аланской правящей династии с эпическим воинским родом Ахсартаггата. В русле данной концепции фигуру мифологического царя автор видит в Уархаге, которому сам эпос отводит роль вождя, старейшины – нарты хистæр.

В качестве народной мудрости воспринимаются три завета умирающего Уархага: сколько бы ни было злобы, прежде чем нанести удар, следует остановиться и подумать; чем бесконечно каждодневно страдать, лучше единожды вскрыть нарыв, выплеснув боль; позору предпочтите смерть и вечную славу ("Цас фæнды куы хæссат фыдæх, уæддæр-иу ахъуыды кæнынмæ фæлæуут. Фыдæй фыдхъæдгом хуыздæр у: æрвылбоны масты бæсты фæлтау иу бон фæриссут. Ӕгады бæсты мæлæт æмæ æнустæм кад хуыздæр у").

Образ Уархага в "Нартиаде" наделен архаическими чертами и является весьма устойчивым. Он один из родоначальников нартов, вместе с тем, единственный уцелевший в борьбе Ахсартаггата и Бората. А сохранение в эпосе тотемного имени Уархаг свидетельствует о той далекой эпохе, когда "люди верили, что могли происходить от птиц и зверей" (В.И. Абаев).

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика