Республиканская
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Владикавказ манил меня не случайно…

Маршрутами памяти: история одного путешествия с продолжением

Она смотрела на горы и город глазами своего отца – московского школьника, открывавшего для себя красоты Кавказа

В нашем семейном архиве хранится пожелтевший от времени листок – характеристика, данная моему папе, тогда – ученику мужской средней школы Москвы, секретарем комсомольской организации школы. Написана она неформально и искренне.

"Кокин Юрий Петрович вступил в ряды ВЛКСМ и состоял на учете в комсомольской организации школы № 475 Ждановского района г. Москвы с января 1948 года.

Кокин Юрий – гордость школы, гордость комсомольской организации. Из года в год он переходит с похвальной грамотой, из года в год он высоко держит и отстаивает честь школы. Это юноша, стремящийся к познанию основ наук, стремящийся как можно больше принести пользы обществу. Среди товарищей он пользуется заслуженным уважением, любовью и авторитетом…"

Как одного из лучших московских школьников в 1950 году Юрия пригласили участвовать в многодневной туристической поездке на Кавказ,посвященной жизни и деятельности И. В. Сталина.Тогда 17-летний юноша впервые побывал во Владикавказе, Тбилиси и Гори, Батуми и Сухуми, Сталинире (с 1991 г. – Цхинвал) и в других городах и селениях Северного Кавказа и Грузии. Бытовые условия во время путешествия были по нынешним меркам весьма скромными, но юноши и девушки послевоенного поколения не были избалованы. Посещение предприятий, музеев и мемориалов, прогулки по улицам и паркам городов рождали в них гордость за успехи и достижения страны за годы советской власти, в послевоенный период. Полученные впечатления дали всем юным москвичам мощный патриотический заряд. Восхитила южная природа – величие и красота горных пейзажей, поразило своеобразие архитектуры, не могли оставить равнодушными и встречи с сердечными, заботливыми, гостеприимными людьми.

При каждом удобном случае Юрий отправлял домой письма (они тоже сохранились), которые приведу здесь как краткие путевые заметки.

Миновав на поезде Тулу, Орел, Курск, Харьков, Ростов-на-Дону, прибыли в Дзауджикау.

"4 июля.

Дорогие мои папа, мама и бабушка!

Сегодня в 11 часов мы приехали в Дзауджикау. Разместились в школе. Дали нам класс довольно большой, но спать, очевидно, будем на полу. Сегодня вечером идем гулять в городской сад. Завтра у нас план такой: утром – экскурсия по городу, после обеда – в музей Кирова и Орджоникидзе. Чувствую себя хорошо, настроение бодрое. Пробудем в городе до вечера 6 июля и поедем в Алагир на автобусе или на поезде – пока не известно.

8 июля

Вчера, т.е. 7 июля, мы приехали в высокогорное селение Цей. Но прежде опишу Дзауджикау и впечатление о нем, а потом уже дорогу в Цей и день, проведенный здесь.

В Дзауджикау, как я вам уже писал, мы приехали 4 июля. Жили в школе, устроились довольно хорошо.

5 июля у нас были экскурсии по городу и в краеведческий музей. Познакомились со столицей Северо-Осетинской республики и ее историей. Город имеет вполне европейский вид, похож на город еще больше, чем Краснодар и Астрахань, вам знакомые. Очень много зелени и зданий с красивой архитектурой. Центр асфальтирован. Очень хорошие магазины, особенно промтоварные и книжные, продукты есть все, кроме белого хлеба и сахара. Вечером ходили в городской парк культуры и отдыха имени К. Хетагурова, он мне понравился больше, чем московский. В парке попели, потанцевали вдоволь. Вообще мы живем очень весело!

6 июля посетили музей-квартиру С. М. Кирова и ознакомились с революционной деятельностью С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе. Затем были на экскурсии на заводе "Стеклотара", где делают стеклянные банки и стаканы. Вечером ходили в баню, а затем отправились на рынок за широкополыми горскими шляпами. Я тоже купил себе.

Утром 7 июля мы на автобусе, который нам выделил какой-то завод, выехали в Цей. Наш путь проходил через Алагир, но мы проехали по городу и не остановились в нем.

Сначала автобус идет по шоссе, кругом поля кукурузы, пшеницы, много садов. Дорога пересекает в нескольких местах русло реки Ардон, которая, по словам шофера, "точно пьяный человек, то упадет, то встанет" (речка часто меняет русло, течет то в одном, то в другом месте). Но вот дорога поднимается в горы. Ландшафт резко меняется. Узкая дорога, на которой едва разъезжаются две машины, крутые склоны гор, покрытые лесом, в основном сосновым. С гор текут потоки воды. Представляете себе, как это красиво! Дорога становится такой узкой, что шофер просит нас оставить автобус и идти пешком.

В три часа дня мы приехали на Цейскую турбазу. Она расположена на высоте 1800 м над уровнем моря. Кругом горы, вершины которых покрыты снегом; прямо около территории турбазы течет горная река Цейдон. Картины кругом изумительные! Разместили нас в двух палатках: в одной девочек, в другой нас, мальчишек. Спим на кроватях и казенных постельных принадлежностях. Спать очень удобно, но ночью бывает прохладно. Сегодня, несмотря на то, что мы на самом юге, спали все одетые. Я спал в теплых носках.

Сегодня у нас свободный день, отдыхаем. Письмо это я пишу, сидя у подножья горы, прямо передо мной бьет водопад. В Цее мы пробудем четыре дня, а дальше идем выше в горы и спускаемся к Сталиниру и Гори.

14 июля

Последний раз писал вам из Цея 8 июля, поэтому начинаю описание своей жизни с 9-го. Утром 9-го ходили на экскурсию к древним осетинским святилищам, а после обеда – на прогулку к водопаду, который представляет собой могучий водный поток, падающий с высоты 15 м.

10-го ходили на экскурсию к Цейскому леднику, это очень интересно, подробно расскажу об этом дома.

11-го мы покинули Цей и двинулись в путь на Зарамаг. Сначала (9 км) шли пешком, затем 14 км на машине, от Зарамага до селения Нар шли пешком и несли на себе все продукты (4,5 км), т. к. дальше дороги нет. В селении Нар родился поэт, основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров, домик-музей которого мы посетили.

12-го после обеда двинулись через Нарское ущелье к селению Заки, шли пешком (18 км). Продукты везли на лошадях. Дорога так красива и живописна, что я совершенно не заметил трудности этого пути. В 9 часов вечера пришли в Заки, разместились на частной квартире.

13-го был у нас самый трудный и ответственный переход. С утра двинулись в путь, через Рокский перевал преодолели Кавказский хребет. Как это ни странно звучит, но мы в самый разгар лета играли в снежки. Двигаться на самой вершине довольно трудно, т. к. ноги скользят на снегу. Но все позади, мы благополучно спустились в долину и остановились в колхозе-миллионере. Встретили нас довольно радушно. Вообще гостеприимство осетин поражает!

Сегодня утром после завтрака поехали на машине в Джаву. Но шофер согласился довезти нас до Сталинира. Это письмо пишу в школе, где мы остановились на вечер.

В 2 часа 20 мин. дня выехали в Гори, куда приедем в 5 часов утра. В Гори пробудем два дня, а затем едем в Тбилиси.

В Батуми мы будем числа 20–25 июля"...

Закончив школу с серебряной медалью, в 1951-м году мой папа успешно прошел собеседование сразу на трех факультетах МГУ: экономическом, юридическом и философском. Но в итоге выбрал экономический: прельстило интригующе-непонятное название кафедры – "политическая экономия". Позднее папа вспоминал: "Нашими преподавателями были ученые высочайшей квалификации, крупнейшие экономисты страны, светочи знаний. Каждая лекция профессоров – старейшин экономической науки того времени была для нас откровением. Они содержали информацию, которую больше негде было взять (ибо учебников по основным проблемам экономической теории и истории в те годы не существовало). И каждый преподаватель был замечателен по-своему: блестящий лектор Н. А. Цаголов увлекал нас своим темпераментом, артистизмом и простотой изложения основного курса – политической экономии. С большим вниманием и интересом слушали мы чрезвычайно глубокие лекции профессоров И. Г. Блюмина, М. С. Драгилева, Ф. Я. Полянского, Д. В. Савинского и других. Серьезная специальная подготовка, полученная благодаря выдающимся преподавателям, заложила прочный фундамент для всей последующей трудовой жизни".

Окончив университет с красным дипломом, он поначалу преподавал политэкономию в Московском энергетическом институте, а затем окончил аспирантуру НИИ труда Государственного Комитета СМ СССР по труду и заработной плате, защитил кандидатскую диссертацию и остался работать в этом институте.

Научную работу в НИИ труда он успешно совмещал с преподавательской деятельностью в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Более 25 лет активно занимался научными исследованиями и координацией работ по проблемам организации заработной платы в странах – членах СЭВ.

"Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, автор многих научных трудов и при этом очень скромный и обаятельный человек, Юрий Петрович Кокин с необыкновенной щедростью и тактом делился своими глубокими профессиональными знаниями и опытом, способствовал профессиональному становлению и росту аспирантов, молодых ученых, трудовиков-практиков и управленцев", – так писали о нем в некрологе его коллеги. 22 февраля 2022 года папы не стало.

Он был очень счастлив в браке, но мама ушла из жизни, когда ему исполнилось всего лишь 50. Он мужественно пережил эту трагедию и до конца своих дней – почти 40 лет – хранил верность своей Любви… Пишу эти строки, и вдруг подумалось, что верность – редкое человеческое качество. И, пожалуй, именно оно определяет личность папы: верность высоким моральным и нравственным принципам; верность сложившимся научным взглядам, неподвластным диктату конъюнктуры; верность убеждениям; верность в любви и дружбе…

Я давно мечтала побывать во Владикавказе, увидеть те места, которые с юности навсегда остались в сердце папы. И вот, наконец, такая возможность представилась. В марте я отдыхала по путевке в Нальчике и, конечно же, приехала с экскурсией во Владикавказ. Знакомство с городом полностью оправдало ожидания – город мне очень понравился: чистые улицы, красивые исторические здания, которые выглядят идеально, интересные памятники, набережная Терека и завораживающие горные цепи Кавказского хребта… Но групповая экскурсия проходила, как водится, "галопом по Европам" и лишь разожгла мой интерес к городу, но не удовлетворила его.

Второй раз я отправилась во Владикавказ самостоятельно. С автовокзала специально приехала на железнодорожный, чтобы увидеть город именно с того ракурса, с которого он впервые открылся папе, угадать, какие перемены произошли за минувшие годы. Архитектурный облик вокзала, видимо, прежний, но здание капитально отремонтировано и оснащено теперь по последнему слову электронной техники. Интерактивная карта города, установленная в его центральной части, позволяет легко сориентироваться. С привокзальной площади открывается перспектива на улицу Кирова. Конечно, ее "лицо" не могло не измениться с тех давних пор, но горы, синевшие вдалеке, были, конечно, прежними… У меня перехватило дыхание от этой картины – я смотрела на город глазами московского школьника, открывавшего для себя красоты Кавказа…

Историко-революционный музей С.М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе, существовавший с 1940-го г., размещен в том же особняке, но теперь тематически шире: в 1994 г., к 210-летию основания Владикавказа, создан Музей истории города. Для меня были особенно интересны подлинные предметы обстановки редакции газеты "Терек", в которой с 1909-го по 1918-й гг. работал С. М. Киров, его личные вещи, типографское оборудование и образцы продукции электропечатни издателя С. И. Казарова. При этом приятно удивила и новация, ни в одном российском музее до сих пор мне не встречавшаяся – инсталляция "Шумовая карта Владикавказа", которая появилась там в 2012 г. Креативный проект: ступаешь на расчерченную на полу карту города – и раздаются звуки, характерные для этого района – полное аудиопогружение в атмосферу городской жизни. Разглядывая многочисленные экспонаты, уникальные документы, беседуя с приветливыми сотрудниками музея, я не заметила, как пролетело время… В тот день я еще успела полюбоваться изысканной архитектурой зданий на проспекте Мира и побродить по тенистым дорожкам Центрального парка культуры и отдыха имени К. Хетагурова, где сохранились старинные деревья. Как и раньше, это одно из любимых мест отдыха горожан.

К счастью, мне удалось съездить и в горную часть Северной Осетии, проехать по живописным горным дорогам до Цейской подковы к подножию Сказского ледника. Сегодня там находится центр горнолыжного спорта, действуют две канатные дороги. Конечно, видя все это, вспоминала папу, его письма, которые он отправлял отсюда в Москву.

Годы, конечно же, изменили и облик Владикавказа, и детали горных пейзажей (цивилизация неизбежно наступает), но люди, с которыми я познакомилась здесь, так же, как и несколько десятилетий назад, неизменно верны традициям кавказского гостеприимства и оставляют самые добрые воспоминания. Поэтому сюда очень хочется вернуться…