Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Пантеон Нартовского эпоса

Развитие осетинского пантеона прошло два периода: дохристианский и период после принятия аланами христианства. В эпосе представлены все главнейшие осетинские небожители: Курдалагон, Донбеттыр, Гатаг, Афсати, Фалвара, Тутыр, Уацилла, Уастырджи, Наф, Барастыр и другие.

Ввиду "недоступности", "безликости" и "отдаленности" Хуыцау от людей, судьбами нартов в отдельных отраслях природных сил и в повседневной жизни распоряжаются именно они. До периода христианизации большинство их – небожители, поддерживавшие дружеские отношения с нартами, с которыми они нередко сидят за одним столом и участвуют в походах. Среди небожителей наибольшую активность проявляют Уастырджи и Уацилла. Уастырджи, спускаясь с неба на трехногом Афсурге, подобно молнии, проносится от одного края земли до другого; он – отец Шатбны, доброжелатель нартов, оказывающий помощь нуждающимся, почетный гость или даже шафер на нартовских свадьбах, свояк нарта Маргудза, обладатель волшебного войлочного кнута, при помощи которого оживляет героев. В период христианизации Уастырджи борется с нартами, но в отдельных случаях Батрадз сливается с Уастырджи. Подобное происходит и с другими дохристианскими божествами, в том числе, с Уациллой. Всех христианских божеств, как предполагают некоторые нартоведы, в эпосе выделяет одна особенность – их двойственный характер по отношению к нартам, с которыми они то дружат, то борются.

Верховный Хуыцау осетинского пантеона - Хуыцау, Хуыцæутты Хуыцау, он лишен каких-либо индивидуальных черт и малоактивен, действуя, как правило, не лично, а через окружающих его ангелов ("зæдтæ æмæ дауджытæ"), птиц (В.И. Абаев). "До принятия ислама и христианства осетины верили и верят в существование одного верховного невидимого Хуыцау, пребывающего где-то на небе и управляющего миром" (В.Ф. Миллер). Хуыцау не часто принимает участие в жизни и деяниях мифических и эпических героев, но иногда сам проверяет силу Батрадза, положив на дороге тяжелые хурджины или шапку с силой земли, он же после смерти мятежного героя делает ради него три шага и роняет три слезы, которые становятся тремя важными осетинскими святилищами.

В нартовских кадагах Хуыцау живет на небе, и к нему направляются туда, в его двор. Нет описания его внешности, за исключением роскошных длинных усов, которым стремится подражать Дзылы-малик (ср. пышные длинные усы скифских идолов). С ним стремятся породниться. В эпосе известен, например, племянник Хуыцау Елой Елуаты, его племянница – жена нарта Бора, сватов которого принял Хуыцау. Племянником Хуыцау себя иногда именует Батрадз. Хуыцау всегда считался с нартами. Именем Хуыцау клянутся нарты, к его помощи часто прибегает Шатбна, прося Хуыцау то напустить холод среди лета, то, наоборот, вызвать таяния вечных снегов и т.д. К Создателю Шатбна обращалась с молитвой: "Хуыцау, Хуыцау, мой Хуыцау, если ты для чего-то меня создал, то прошу тебя, окажи мне милость. Пошли сегодня ночью на землю все те снега и дожди, которые предназначены тобою на будущие семь лет. Подними вихри и ураганы!". Со схожими просьбами обращаются Урызмаг, Саууай и некоторые другие нарты. Когда нарты подняли косяки своих дверей по совету Сырдона (чтобы Хуыцау не подумал, что нарты ему поклоняются при выходе из дома), Хуыцау долго уговаривает их, чтобы они одумались. Нарты оказались непреклонны в своем противостоянии, и тогда Создатель карает их. И нарты гибнут от голода, который наслал на них Хуыцау.

Кроме Уастырджи, Хуыцау направляет к нартам и отраслевых покровителей. И они выступают именно в роли опекунов земных обитателей. Фалвара дает волшебную ветвь, вызывающую плодородие скота. На пиру у Сафа все отраслевые покровители (Уацилла, Курдалагон, Донбеттыр, Галагон, Афсати и др.) одаривают Сослана (а через него – нартов) различными жизненно важными подарками, обещают свое покровительство. Нарты дружат с небожителями, некоторые даже были в присяжном братстве (Аца и Афсати), сидят вместе за пиршественными столами, роднятся. По существу, они становятся участниками каждодневного существования нартов. И, хотя их божественная (космическая) сущность неоспорима, небожители ведут себя с нартами весьма приземленно. Они много знают, в состоянии менять ситуацию в зависимости от сложившейся ситуации. В частности, Хуыцау посылает к нартам Курдалагона, чтобы научил их кузнечному ремеслу, ибо без обладания этим искусством успех невозможен ни в охоте, ни на поле брани. Небожители проявляют интерес к нартовским женщинам, прежде всего к Шатбне.

Неограниченной властью над усопшими владеет владыка мертвых Барастыр. Он неумолим к грешникам и ласков с душами людей добродетельных. Будучи судьей, он может перемещать их из рая в ад или наоборот. Без позволения Барастыра совершает путешествие в загробный мир нарт Сослан. Сослан даже сватает дочь Барастыра из Страны мертвых.

К Мады Майрам нарты обращались с молитвою о даровании детей. Кроме функции чадородия, Мады Майрам оказывала нартам и другого рода содействие. В мифологической картине первой "показательной" пахоты, устроенной небожителями для нартов, Уацилла сеял, а Мады Майрам, идя за ним, держала корзину с семенами. Не обойдены в нартовских сказаниях стороной патрон стихийных сил и природы Фыдыуани, покровители огня (Зынджы буардаг), болезней (Рыны бардуаг), холода (Кар и Караф), мифическое крылатое существо Пакундза и др.

Особенно тесными являются взаимоотношения нартов и владыки водного царства Донбеттыра. В основе их близких отношений лежит женитьба нарта на водной нимфе, дочери Донбеттыра Дзерассе. Нарты – частые гости Донбеттыров, которые принимают их в своих подводных хоромах, стены которых из перламутра, полы – из голубого хрусталя, а утренняя звезда светит с потолка. Р.С. Кабисов писал, что "нарты как центр представляют собой своего рода связующее звено между Донбеттырта и небожителями".

Появление трех популярных божеств (Реком, Мыкалгабыр, Таранджелоз) также отмечается в эпосе. Все они имеют свои святилища, которые образовались из трех слез Хуыцау, пролитых по поводу гибели Батрадза. Возникновение этих святилищ, вероятно, относится к ХIII – XIV вв. Однако в последнее время выдвигаются предположения и о более раннем формировании этих культовых комплексов. Достаточно древними являются сельские, родовые и семейные божества – покровители (дзуары)осетин. Важное место в мифологии Нартовского эпоса занимают великаны (уаиги), постоянно враждующие с нартами. Борьба нартовских богатырей, преимущественно Батрадза, Сослана, Урызмага, с великанами проходит по всему эпосу красной нитью, и где силой (Батрадз, Сослан), где хитростью (Сослан, Урызмаг), нарты всегда их побеждают. От руки Батрадза многие из великанов гибнут или остаются калеками. Они представляют древнее, донартовское поколение обитателей земли, у которых нарты отвоевывают территорию либо получают ее через брак с их женщинами, как в мифологии кельтов. Кроме основных функций, небожители наделены еще и побочными функциями. К примеру, основная функция Курдалагона – небесный кузнец, а побочная – врачеватель, который ставит медную заплату на череп Урызмага и т.д.

В пантеон мифолого-религиозных представлений осетин входят небесные покровители:

Хуыцæутты Хуыцау – Создатель, верховный властитель над миром и судьбами людей и народов;

Уастырджи – покровитель мужчин, путников, воинов, отец Шатаны, дядя Насран-алдара;

Уацилла (Елиа) – громовержец с ярко выраженными аграрными функциями, от которого зависит урожай злаков, дядя Бурхорали и матери Батрадза Быценон;

Курдалагон – небесный кузнец, покровитель ремесел, дядя Быценон;

Сафа – покровитель домашнего очага и надочажной цепи, семейного благополучия, его сыновья Закусса и Тапсико.

Афсати – покровитель благородных зверей;

Тутыр – патрон волков;

Фалвара – патрон мелкого скота, имеет сына, подарившего Сослану коня;

Мыкалгабыр – патрон крупного скота, святилище которого возникает после смерти Батрадза;

Галагон – владыка ветров;

Хор-Алдар– владыка хлебных злаков, сына которого Бурхорали убил Батрадз;

Донбеттыр – владыка вод и морей, праотец Дзерассы и Шатбны, воспитатель ряда нартовских героев;

Гатаг – покровитель рек и озер, отец Сырдона;

Аларды – патрон эпидемических заболеваний;

Рыныбардуаг (Нырыбардуаг) – патрон болезней, родившийся из слезы Хуыцау по поводу смерти Батрадза;

Барастыр – владыка Страны мертвых, на дочери которого в одном из кадагов женится Сослан;

Кафты-сар-Хуандон-алдар – глава и покровитель рыб, правитель приморского царства, впоследствии один из властителей Страны мертвых.

Помимо указанных небесных покровителей в пантеон нартовского эпоса входят многочисленные духи-небожители – зæдтæ, дауджытæ, покровители огня и Солнца, а также их родня, описываемая своеобразными классами существ, – Уациллата, Фалварата, Уастырджита, "чистые" Мыкалгабырта, Сафата. Все они принимают активное участие в судьбе нартов: помогают им либо враждуют с ними. В Нартовском эпосе представлена традиция, которая предполагает свободное общение смертных и небожителей.

Кроме высших духов-покровителей, духовный мир нартов богат низшими духами – далимонами, чертями, с которыми нарты в постоянной борьбе. В представлениях осетин черти (хæйрæдæытæ) обитают за семью подземельями в отдельном царстве во главе с повелителем Елтаганом, имеющим трех дочерей и знаменитого коня – Дзындз-Аласа. Не менее важными являются кадзии, которыми руководит их собственная кадзиевская Шатбна. В фольклоре осетин, в отличие от эпической мифологии, черти обитают в горных долинах, в лесах; они похожи на людей, но у них вывернутые ноги (пятками вперед).

Нартовский эпос имеет и своих культурных героев в лице Шатбны (изобретение пива), Сырдона (изобретение 12-струнной арфы) и Сослана (получает от небожителей домашний скот, хлебные зерна, мельницы, изготовляет скрипку). И, наконец, в Нартовском эпосе сохранились уходящие корнями в глубокую древность магико-религиозные шаманские воззрения.

В целом мифо-религиозные представления осетин характеризуются обилием представлений, образов и сюжетов, объединенных в системе дохристианской религии иранского происхождения. Многие из сакральных фигур приобрели впоследствии христианский или приближенный к нему облик. При этом пантеон Нартовского эпоса соответствует в целом покровителям осетинской религиозно-мифологической традиции и имеет древнеиранское, а отчасти и индоиранское происхождение.

Людвиг ЧИБИРОВ,

доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки России,зав. отделом этнологии СОИГСИ им. В.И. Абаева.

Роберт КУЛУМБЕГОВ,

кандидат исторических наук, зав. отделом этнологии ЮОНИИ им. З. Ванеева

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика