31 марта 1920 года во Владикавказ с победой вошли регулярные части Красной Армии. В тот же день Северо-Кавказский ревком и командование Южным фронтом опубликовали воззвание "К горцам Северного Кавказа", содержавшее слова, вселившие в души безземельных горцев надежду на светлое будущее: "Земля должна стать достоянием народа, а не помещиков, князей и привилегированных купцов". Уже в июле по всей Осетии были избраны местные советы, которые и начали подготовительную работу по переселению горцев на плоскость. По предварительным подсчетам из горных районов Осетии предстояло переселить 27347 человек, 17038 из которых были жителями Алагирского ущелья.
Весной 1921 г. жителям Туальского ущелья были выделены земли на левом берегу Терека, в местечке, называвшемся Кардиу. Первыми, самыми многочисленными переселенцами были Тотиевы, затем Бурнацевы, Гиоевы, Кучиевы, Калоевы, всего около 100 хозяйств. Костяк села составили представители Нарского, Закинского и Тибского сообществ. Начинать новую жизнь было нелегко: жили в землянках или плетенных из лозы шалашах, обмазанных глиной. Существенно осложняли жизнь набеги белоофицерских и кулацких банд из окрестных сел. Однако, несмотря на трудности, жизнь налаживалась, земля дала богатый урожай, и это окончательно разрешило сомнения осторожных горцев. Началось их массовое переселение на новые земли. Так 100 лет назад на карте республики появилось новое селение – Коста.
Новоселам были предоставлены кредиты, техника, посевной материал. Сто лет назад, согласно записи в книге ЗАГС, селение Коста пополнилось прибывшими из далекой Сибири новыми поселенцами: "Глава семьи Тате Гиоев 1841 г.р., его жена Каролина 1863 г.р., сын Чермен 1916 г.р., сын Василий 1908 г.р., его жена Женя 1912 г.р., их дети – Лида 1930, Жорик 1931 г.р. и Сима 1934 г.р."...
Долог и труден был путь Тате домой. Родился Тате Гаджинович Гиоев (племянник Мамиевых), в ауле Регах Нарского уезда. Сведения о Тате и его семье мною в основном почерпнуты из рассказов моего деда Илико Гиоева, его братьев Степана и особенно Ахмета, обладавшего феноменальной памятью. Рано осиротевший Тате, оставшись без средств к существованию, в возрасте 14 лет примкнул к группе разбойников-чеченцев. Однажды, во время ограбления магазина в г. Гори, подельники спустили Тате на веревке через трубу дымохода, а когда он передал им добычу, сбросили веревку вниз, оставив его на произвол судьбы. Помогла юноше природная смекалка: вымазав лицо и руки в муке, молодой разбойник замотался в кусок черной ткани, а когда на рассвете приказчик отворил дверь, выскочил ему навстречу. Воспользовавшись обморочным состоянием бедолаги, он пустился наутек и оказался на месте схрона с оружием раньше своих старших подельников, пережидавших день в укромном месте. Заняв удобную позицию, Тате из укрытия легко расстрелял всех четверых бандитов. Во избежание подозрений со стороны родственников он погрузил тела и товары на лошадей и отвез их в село.
Рассказывали также забавный случай, как 19-летний Тате зашел к родственникам в село Сахсат. Увидев его, хозяйка запричитала: "Ах, дорогой племянник, достоин ты знатного угощения, да в доме кроме сыра и чурека нет ничего". Скромно поужинав, легли спать, а ночью, выйдя по нужде, гость увидел освежеванную коровью тушу. Решив проучить чересчур "бережливых" хозяев, он, взвалив тушу на плечи, перевалил через гору и, оставив добычу в Регахе, вернулся в дом своих родственников. Утром, обнаружив пропажу, хозяева заголосили. На крики, потирая глаза, вышел "сонный" Тате и с деланным удивлением спросил: "Что пропало? У вас ведь ничего не было". А когда хозяева с извинениями поведали о пропаже, сжалился и рассказал о своей шутке.
Природная сила, несомненные задатки лидера, дерзкие вылазки против богачей и царских чиновников, нещадно обиравших бедный люд, быстро сделали его популярным как в Осетии, так и в Грузии. При этом он изымал не только деньги и ценности, но и долговые расписки и списки недоимок по налогам бедняков. О Тате, вопреки традициям, при жизни сложили героическую песню. Разбойничья удача продолжала сопутствовать нашему герою, к тому же он и его соратники не упускали возможности показать свою удаль и бесстрашие на людях. Они демонстративно появлялись на праздниках, похоронах и просто заезжали в духаны, угощали присутствующих, всегда рассчитывались с хозяевами, причем нередко платили вдвое, трое больше стоимости.
Чувствуя свою безнаказанность, абреки пустились во все тяжкие, все чаще их разбойные нападения сопровождались убийствами, в том числе, совершенно неоправданными.
Неуловимости Тате и его банды, помимо сочувствия местного населения, способствовали также полная неразбериха и отсутствие согласованности в действиях местных властей. Однако крайне напряженная, близкая к панической обстановка в регионе, установившаяся в результате действий банды
Т. Гиоева, побудила власти к более решительным действиям, что в конце концов дало результат. В своем рапорте тифлисскому губернатору пристав Джандиери сообщает, что "…из Душетского уезда бандиты спустились опять в Джавское ущелье и там близ сел. Хвце были застигнуты поисковой командою и уничтожены 14-го июля, о чем уже представлено подробное донесение". В то время как ксанский пристав Шаликов утверждает (что более соответствует истине) якобы "10 июля 1891г. разбойники были окружены и переловлены".
Другой информации о Тате и его сподвижниках в официальных источниках мне обнаружить не удалось. Однако Ахмет Гиоев пересказывал рассказ абрека о собственной казни, имевшей место в г. Гори в начале 1892 г. "Когда мне на шею надели петлю, и палач был готов выбить опору из-под ног, я напряг шею, немного поджал ноги, а при падении резко выпрямил их, и веревка оборвалась". Большой собственный вес абрека, плюс уловка человека, знакомого с законами физики, стали причиной обрыва веревки. По традициям того времени смертная казнь Тате была заменена пожизненной каторгой.
Из рассказов о его сибирской эпопее я запомнил лишь 2 ярких эпизода – когда он примкнул к геолого-изыскательской партии, которая едва не погибла от голода, и сватовство Тате к дочери зажиточного сибирского купца. Эти истории я вспомнил, когда, будучи студентом, увидел 4-серийный телефильм "Угрюм-река", снятый в 1968 г. режиссером Я. Лапшиным на Свердловской киностудии по сценарию самого Шишкова. К сожалению, никто из моих старших родственников в селе (телевизоры были редкостью) этого фильма не видел. Когда же я прочел старикам выдержки из романа В. Я. Шишкова, они поразились сходству изложения событий автором с тем, что они слышали от самого Тате.
Известно, что Вячеслав Яковлевич Шишков был ученым, руководил изыскательскими экспедициями на дюжине сибирских рек, однако, в отечественной истории он остался как выдающийся русский писатель, лауреат Сталинской премии, влюбленный в Сибирь и простых тружеников, живущих на этой земле.
В основу его ключевого романа "Угрюм-река" положена реальная история семьи купцов и золотопромышленников Матониных, приехавших в Красноярский острог в конце XVII в. Шишков встречался с родственниками Матониных, посещал их прииски, беседовал с рабочими, что подтверждает стремление писателя к максимальной достоверности.
Не понятно, как Тате Гиоев, хладнокровный главарь банды абреков, для которого не только чужая, но и своя жизнь мало что значила, сочетается с ярким, несомненно, положительным героем романа Ибрагимом-оглы? Ответ дает сам писатель, объясняя, в чем заключалась притягательная сила кавказца: "…не дешевизна водки прельщала их, а любопытный облик хозяина, этого разбойника, каторжника. Пушкин, Лермонтов, Толстой – впечатления свежи, ярки, сказочные горцы бегут со страниц и манят юные мечты в романтическую даль, в ущелья, под чинары. Ну как тут не зайти к Ибрагиму-оглы? Ведь это ж сам таинственный дьявол с Кавказских гор. В плечах широк, в талии тонок, и алый бешмет, как пламя. А глаза, а хохлатые черные брови: взглянет построже – убьет. Вот черт!" У россиян того времени для всех кавказских народов было объединяющее название – черкесы. Привязку к малой родине "черкеса" дает сам автор, сообщая, что белого коня, подаренного каторжнику Петром Громовым за спасение сына, тот назвал Казбеком, что мог сделать лишь житель Осетии, либо граничащих с ней районов Грузии.
Образ Ибрагима-оглы выписан автором с глубоким уважением и любовью. Почему же возникло у Шишкова это чувство? Вероятнее всего, это воспоминание об экспедиции 1911 г. на Лену и Нижнюю Тунгуску, руководимой В. Я. Шишковым, которая едва не закончилась гибелью всей группы изыскателей, а спас ее Тате. Тунгусы-охотники, набредшие на погибающих геологов, ушли, пообещав вернуться с провизией и боеприпасами. Тате им не поверил и скрытно пошел следом, а когда тунгусы расположились на ночевку, расправился с ними. Забрав припасы и собак, он вернулся в экспедицию и заверил руководителя, что уговорил тунгусов поделиться, пообещав расплатиться во время ярмарки. Этот эпизод дал писателю идею одной из глав будущего романа, только в романе путников спасает дух шаманки Сенильги, хотя и обманувший их тунгус тоже присутствует. На вопрос Ахмета Гиоева: зачем было убивать людей, когда уже взял, что хотел? – Тате совершенно серьезно ответил: "Каких людей? Они скорее были похожи на дикарей, но в тайге им нет равных. Они бы нас выследили и убили".
На каторге Тате, которому уже было около 55 лет, без памяти влюбился в дочь зажиточного сибирского купца, Каролину 22 лет. Отец Каролины и слышать не хотел о пожилом женихе-каторжнике. Тогда Тате стал поджигать его амбары. На третьем амбаре купец сдался. У Тате и Каролины родились 2 сына, Василий и Чермен.
После Февральской революции амнистированный абрек стал мечтать о возвращении на родину, однако последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война лишили его не только возможностей, но и средств для осуществления этой мечты. Степану, брату моего деда, показали в г. Беслане несколько писем из Сибири, адресованных просто Гиоевым. Это были письма Тате, который просил помочь ему добраться до Осетии. Степан без промедления выслал необходимые средства. В селении Коста Тате построил дом, быстро обзавелся хозяйством, видимо, помогли средства, спрятанные на черный день в лихие годы абречества.
В 1929 году в селе был организован колхоз, при вступлении в который Тате имел статус крестьянина-середняка. Жена Тате Каролина стала первой учительницей русского языка в младших классах новой костаевской школы. Его старший сын Василий с женой и детьми в сороковые годы переехал в Ростов. Младший Чермен пропал в водовороте Великой Отечественной войны.
Последние годы жизни Тате плохо передвигался – сказались хождения по этапу и нелегкие годы на каторге. Он уговаривал односельчан организовать ему поездку в Грузию, чтобы вывезти спрятанные в лихое время ценности, но желающих не оказалось, хотя, по словам Ахмета Гиоева, речь шла о паре пудов серебра и золота. По словам моей тетушки Надежды, крестной матерью которой была Каролина, Тате часто посещал дом моего деда, к радости детей: к тому времени у старого абрека не осталось зубов, и он съедал лишь мякоть чурека, а хрустящие корочки доставались им.
Во время войны, когда вся достойная молодежь ушла на защиту Родины, дезертиры и прочая нечисть, днем отсиживавшаяся по подвалам, крала у людей последнее. Не обошли и дом Тате – у него увели корову. Один из негодяев заглянул в комнату, где лежал больной старик, и, ухмыляясь, спросил: "Ну, каково тебе самому быть ограбленным?" Столетний Тате ответил: "Я грабил царя и правительство, а вы, трусы, – простых бедняков".
Тате не стало зимой 1942 года. Любимая жена Каролина пережила мужа на 2 года. Сын Василий наведался в Осетию с женой в 1957 году на 3 дня. В 1975-м и 1977-м гг. приезжали погостить правнучка Василия Тамара с сыном. На этом всякая связь с потомками Тате оборвалась...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30