Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Их герои покорили мир

История развития киноискусства в Северной Осетии берет свое начало в 1907 году, когда во Владикавказ прибыли инженеры кинокомпании братьев Пате. Именно тогда искусство, покорявшее сердца людей по всему миру, впервые "вступило" на землю региона, который сегодня по праву считается кинематографической столицей Юга России.

Одними из важнейших этапов развития кинематографа в регионе стало открытие студии кинохроники в 1945 году и студии телевизионных фильмов в 1965-м.

Студия кинохроники славилась выпуском киножурнала "Северный Кавказ", получившим широкую известность не только в Советском Союзе, но и за его пределами.

Эпоха документального кино плавно перетекла в эпоху художественного – с момента открытия студии телевизионных фильмов под руководством советского писателя и кинодраматурга Ахсарбека Татаркановича Агузарова.

Он родился в апреле 1922-го в селении Згид. В 1924 году переехал вместе с родителями в Ставд-Дурта, а в 1935 году вернулся в родной Алагир. В 1948 году его направили на учебу в областную партийную школу, он заочно учился в Северо-Осетинском пединституте. Затем работал секретарем Алагирского райкома КПСС, редактором республиканской газеты "Растдзинад", заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Северо-Осетинского обкома КПСС. С 1960-го по 1962-й год учился на Высших литературных курсах Литературного института в Москве. Получив новый объем знаний, принялся за создание республиканского телевидения. Ахсарбек не только успешно справился с этим сложным заданием руководства республики, но также проработал в должности председателя Государственного комитета Северной Осетии по телевидению и радиовещанию с 1963-го по 1982-й год.

Первый игровой фильм был снят известным осетинским художником-живописцем Азанбеком Васильевичем Джанаевым. "Осетинская легенда" – советский фильм по мотивам романа "Святой Илья горы Тбау" писателя Владимира Икскуля. Это редкий случай, когда фильм, созданный силами кинолюбителей-энтузиастов, вышел на широкий экран.

Многие не верили в идею Азанбека, называли это "игрой в куклы", порицая режиссера за попытку оторвать людей от "настоящей" работы. Но премьера, состоявшаяся 17 декабря 1966 года в кинотеатре "Дружба", расставила все по своим местам. После успешной премьеры кинолента была показана в поселке Мизур, в Дигоре, а затем и в московском кинотеатре "Новороссийск", собравшем полный зал зрителей. Фильм навсегда оставил след в истории осетинского кинематографа, а зрители всей страны полюбили и запомнили его на долгие годы. Азанбек Джанаев, без всяких сомнений, подарил народу Осетии бесценный дар.

Первым же, снятым уже на базе Северо-Осетинской студии телевизионных фильмов, был фильм "Возвращение Коста" режиссера Иоакима Шароева, посвященный великому Коста. Создатели охарактеризовали его, как "музыкальную поэму".

По сюжету Коста возвращается в свой родной аул Нар после ссылки, где бедные горцы делятся с ним хлебом, буркой, конем. Но радость от встречи с родиной быстро проходит. Нар становится еще беднее, чем был. Алдары, князья, которые творят суд и расправу в аулах, становятся еще более жестокими.

Первая встреча на родине оказывается страшной и трагичной. Коста встречает "мать сирот", нищую вдову. Обезумевшая от несчастий, женщина, уговаривая детей лечь спать, "пока бобы вскипят", варит в котелке камни...

В рубище, в нищете, голодная и униженная, предстает перед поэтом его родина. Знаменитое стихотворение "Додой" – "Горе" слагается строчка за строчкой, и звучит в финальной песне горя и надежды, призывая к беспощадной борьбе с тиранией.

Говоря о личностях, которые одними из первых посвятили свои души и сердца кинопроизводству, невозможно не сказать и о таких великих актерах, как Казбек (Хазби) Уруймагов, Владимир (Ладо) Бестаев, Владимир Тхапсаев, Бимболат (Бибо) Ватаев и Константин (Коста) Сланов.

Казбек (Хазби) Андреевич Уруймагов родился в 1909 году в с. Христиановском (ныне город Дигора) в семье учителей. Его отец Андрей Майранович Уруймагов был известным деятелем народного образования, одним из инициаторов создания народной школы в селе в 1907 году (ныне СОШ № 1 г. Дигоры) и ее директором. Мать Госе Кудайнатовна (Гудассиевна) Уруймагова-Цалиева была учительницей, активной участницей женского движения в селении.

После окончания училища в 1929 году Казбек отправился в Баку, чтобы продолжить образование. Он успешно поступил на строительный факультет Бакинского индустриального института. В то же время стал увлекаться искусством и постоянно участвовал в художественной самодеятельности. Однажды руководитель Бакинской киностудии заметил талант молодого и образованного парня и предложил ему пройти пробные съемки на киностудии. После первой маленькой роли Казбек сыграл более серьезную роль, которая требовала глубокого понимания человеческих характеров.

В 1930 году Уруймагова выбрали из десятка молодых талантов Бакинской киностудии и направили на учебу в Государственный институт кинематографии (ГИК). Став учеником советского режиссера и лауреата двух Сталинских премий первой степени Сергея Михайловича Эйзенштейна, Казбек сразу стал душой своего курса и перспективным учеником.

В 1933 году Уруймагов, ставший одним из лучшимх студентов ГИКа, был направлен на практику в Баку, где Николай Шенгелая снимал фильм "Двадцать шесть бакинских комиссаров". Хазби было поручено отвечать за боевые и массовые сцены, ведь для этой работы требовались исключительная изобретательность, творческая фантазия и организаторские способности. Он прекрасно справился с задачей, а фильм о героях гражданской войны долгие годы транслировался на экранах страны и считался одним из лучших в жанре киноповести.

В 1937 году студия "Ленфильм" приступила к съемкам фильма "Друзья", повествующего о гражданской войне на Северном Кавказе. В искусстве всегда требовалась правда в изображении, знание жизни, обычаев, национального своеобразия и характеров людей. Именно поэтому в съемочную группу был привлечен молодой и талантливый консультант-ассистент, выпускник ГИКа Хазби Уруймагов.

Парень принялся за работу с огромным энтузиазмом, отказавшись от использования статистов после нескольких репетиций, поскольку заметил некоторую наигранность и неестественность в их действиях. Вместо этого он решил отправиться на Кавказ и пройти тот же путь, что и Тихонов и Арнштам при подготовке сценария фильма. Хазби пригласил на съемки настоящих участников событий и увез группу осетин, балкарцев и ингушей в Ленинград. В фильме сыграли такие знаменитые актеры, как Георгий Колоев, Дабуци Гадзаов, Дзахо Авзурагов, а также пятнадцатилетний Гугъо Уруймагов.

Участники съемок высоко оценивали работу Хазби и не делали ни одной сцены без его помощи. Режиссеры признали Хазби не только талантливым консультантом-ассистентом, но и художником. Он проявил свой талант в рисовании, а несколько его зарисовок были даже сохранены: "В доме у Муссы", "У Тифлиса", "В сакле", "В окопах".

Кроме того, Хазби сыграл эпизодическую роль в фильме, воплотив на экране образ партизана. Некоторые сцены фильма должны были сниматься на месте событий. Уруймагов и половина съемочной группы отправились в Орджоникидзе, а затем в Дигорское и Баксанское ущелья. Во время съемок в Чегеме Хазби заболел простудой, которая перешла в крупозное воспаление легких. Несмотря на это, он продолжал работать, только отлеживаясь время от времени, когда друзья вынуждали его отойти от съемочной площадки. Но Уруймагов торопился закончить работу, пока позволяла погода, говоря: "Буду я разлеживаться, когда товарищи в Ленинграде ждут только нас". Тем временем болезнь усугублялась, и в Ленинград он уехал уже тяжело больным.

6 августа 1938 года Хазби Уруймагова привезли в Орджоникидзе, где он скончался 8 августа.

Всего через три дня после его смерти фильм "Друзья" вышел на экраны страны и стал значимым событием в советской кинематографии. Образы героев-революционеров, созданные Черкасовым, Бабочкиным, Уруймаговым, Даушвили и Каюковым, вошли в "золотой фонд" советского киноискусства.

Владимир (Ладо) Бестаев, уроженец Цхинвала, был одним из первых советских актеров немого кино. Работал статистом на Тбилисской киностудии, где и был замечен французской группой кинодеятелей за свою фактурность, а потому был приглашен на роль в фильме "Огнепоклонники". Но настоящую популярность получил благодаря роли в фильме "Абрек Заур", режиссера Бориса Михина.

"Абрек Заур" принес Владимиру Бестаеву славу национального героя и считается одним из первых советских боевиков. Если говорить о кавказском кинематографе, то, безусловно, следует начинать с "Абрека Заура". Как писали о нем в прессе, Бестаев "влетел" в советский кинематограф, словно лихой джигит. Все трюки в кино он исполнял сам, чему был невероятно рад. Фильм был признан шедевром конца 1920-х годов и успешно показан на всех континентах. О нем много писали. Американская критика окрестила Бестаева "кавказским Дугласом Фэрбенксом". В СССР Владимира также сравнивали с Дугласом, но сравнение было явно в его пользу, как писали: "Дуглас Фэрбенкс весь в тренировке, а Бестаев – сама природа!". Знаменитый Виктор Шкловский отмечал: "Слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного балетного Дугласа Фэрбенкса, ведь Бестаев это – ловкость пятипудового, сильного, красивого мужчины".

После "Абрека Заура" Бестаев снялся в приключенческом фильме Олега Фрелиха "Зелим-хан" – драме, повествующей о борьбе кавказских горцев против царского самодержавия. Позже профессор Левицкий и режиссер Владимир Касьянов пригласили его сняться в главной роли в фильме "Те, которые прозрели", где ему досталась роль венгерского солдата.

В 1930 году Владимир Бестаев сам начал снимать фильм как режиссер, с другом – художником Георгием Джемиевым ("Дружба врагов"). Но фильм не получился, так как пленка, на которую был отснят весь материал, оказалась полностью бракованной, хоть и была импортной. Финансирования на пересъемку не дали.

Владимир (Ладо) Бестаев умер в 1988 году в Москве и был похоронен на Введенском кладбище.

Следующим, не менее выдающимся актером, был народный артист СССР, родившийся в Ардоне Владимир Васильевич Тхапсаев. Он начал свою творческую карьеру в студии при Русском театре в г. Орджоникидзе в 1933 году и продолжил ее с 1935 года в Северо-Осетинском драматическом театре. Центральной темой его творчества является утверждение героического начала жизни, которое он иллюстрирует активной и страстной манерой исполнения, сочетающейся с особым целомудрием. Среди лучших ролей, которые он исполнял, были Сармат в "Сармате и его сыновьях" Саламова, Дзамболат в "Черном тумане" Джимиева, Городничий в "Ревизоре" Гоголя, Егор Булычев в "Егоре Булычеве и других" Горького, генерал Муравьев в "Победителях" Чирскова, Лир и Макбет в "Короле Лире" и "Макбете" Шекспира, а также Маттиас Клаузен в "Перед заходом солнца" Гауптмана.

Владимир Тхапсаев был также замечен как один из лучших исполнителей роли Отелло и сыграл много ролей в известных советских кинофильмах. Одним из них был фильм под названием "Чермен", снятый в 1970 году грузинским режиссером Николаем Санишвили. Именно в этом произведении Владимир Васильевич снялся вместе с народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки и Государственной премии Северо-Осетинской АССР имени К. Л. Хетагурова Бимболатом Ватаевым и народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР им. Станиславского Константином Слановым.

Отдельно хотелось бы упомянуть о личностях, которые не были рождены и не вели свою деятельность непосредственно в Осетии, но являются представителями осетинского народа. Первый профессиональный осетинский кинорежиссер, лауреат VIII международного Венецианского кинофестиваля 1947 года, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961) и Северо-Осетинской АССР, член Союза кинематографистов СССР с 1961 г., режиссер фильмов "Фатима" (1958), "Махарбек Туганов" (1971), "Искусство, рожденное в горах" (1974), "Слово о Васо Абаеве" (1988) Владимир Егорович Валиев (Валишвили), а также выдающийся советский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР, чье лицо, как считают, было запечатлено на ордене Александра Невского по личному приказу Сталина, Николай Константинович Черкасов.

Развитие киноискусства в Северной Осетии – Алании было бы невозможно без этих и других выдающихся личностей, которые внесли свой вклад в развитие отрасли. Они были не только талантливыми актерами и режиссерами, но и патриотами, которые стремились показать всю красоту и многогранность культуры Осетии. Благодаря их природным талантам, непомерному усердию и любви к своему делу были созданы шедевры, которые успел повидать весь мир.

Их творчество является не только наследием и гордостью региона, но и примером для молодых поколений, которые могут черпать вдохновение и мотивацию в своих работах. Благодаря таким личностям киноискусство в Северной Осетии – Алании продолжает развиваться, радуя зрителей красивыми, яркими и незабываемыми фильмами и спектаклями.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика