Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Технологии: цели и задачи управления развитием

Реальности технологического состояния России и ее регионов возможно и необходимо оценивать с разных позиций. Например, посредством характеристики построенной в стране концепции технологического развития: какая она, учитывает ли свойства устойчивости на те вызовы, с которыми сталкиваются производства, экономика, социальная практика? Другое важное направление: какова государственная политика повышения технического уровня производств и его согласованность с технологическим развитием? Вопросы возникают не только в аспектах организации производственных нововведений, на основе научных разработок, но и обновляемости производимой товарной продукции, ее разнообразия, качества, объемов и конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынке.

О концептуальной оценке состояния технологического развития России

Всестороннему осмыслению подлежит проблематика стандартизации как нормативной базы технологических решений, так и улучшения качества системности механизмов и выбираемых моделей внедрения, а также освоения новых технологий в разных отраслях экономики, в том числе в разрезе регионов страны. Это необходимо активизировать и осуществлять на практике путем совершенствования законодательства; выработки управленческих решений и формирования системы управляющих воздействий, которые будут в полной мере учитывать факторы и условия повышения не только технического, но также технологического уровня производств и качества готовой (конечной) продукции.

В российской производственно-экономической практике выделяются значительные препятствия в преодолении технологической отсталости: по невыявленным возможностям (неоцененным); отсутствию стимулов для решений; неосмысленности отслеживания и сформированности научных методов технологического обновления, их последствий; прилагаемым усилиям и развитию принципиально новых технологий с одновременным отказом от использования старых. Необратимости технологического обновления и развития заключаются в их преимуществах, и это требует соответствующей систематизации знаний не только о состоянии используемых в стране технологий, но и на товарных достижений на основе управленческого опыта в экономике.

Техника и технологии в рациональной сбалансированности

Технологии всегда возникали на основе технического развития, которое подчинялось принципам совершенствования человеческого труда. Естественно, что труд всегда составлял материальную базу для организации жизни людей. Трудовые функции в ходе исторического процесса получали последовательное развитие, а техника (различные технические средства: орудия ручного труда; машины и оборудование, используемые в процессе труда, и т.д.) была вызвана (способствовала) изменениями технологического способа производимых продуктов, в которых нуждались люди. Технологии в таком качестве целенаправленно воздействовали не только на изменения характера организации трудового процесса, но и его продуктовую обновляемость.

Инженерный смысл технологий заключается в развитии техники и производимой с ее помощью продукции. Технические новшества и технологии производства продукции согласуются (таковы целесообразные и рациональные требования) с организацией рабочих мест и их занятости. В таком качестве инженерные решения в технологиях оказываются всесторонними в требованиях совершенствования как производственного процесса, так и продукции. Разные технологии, как правило, имеют разную применяемость в производствах и позволяют использовать задействованные ресурсы производства в разной степени технологичности и экономической эффективности. Инженерно-мобильноразработанные и внедренные в производственный процесс технологии способствуют (это подтверждается мировой практикой, в том числе реализуемой в России) осуществлению производственных преимуществ: в расширении выпуска продукции (увеличению ее массы); организации специализированного выпуска; в улучшении качества продукции; обеспечении снижения издержек производства и цены реализации продукции; лучшей консолидации финансовых ресурсов в решаемых задачах как в производственных процессах, так и в реализации продукции потребителям.

Технологии могут быть более и менее сложными с инженерной точки зрения. В таком ракурсе существенно важной является их характеристика в параметрах (например, многокомпонентные они или нет). Важно, чтобы инженерный смысл совершенствования технологий не обходил понимания места, роли и значения технологий в их экономическом смысле, так же как в производственном и производительном. Подтверждаемость этих требований усиливает мобильный потенциал внедряемых и осваиваемых в производственном процессе технологий. В инженерном совершенствовании технологий их разработчики преследуют не только чисто технические цели, но и проблематику тех интересов, которые подлежат реализации в производствах.

Технологический детерминизм оказывается оправданным в той мере и степени, в которых учитываются реальности технологического состояния производств, производимой продукции, экономической динамики и финансовых преимуществ технологических обновлений. Рынок технологий находится под влиянием общемировых тенденций, но при этом его обновленческий процесс имеет свои достижения, тенденции и специфику решаемых задач. Рациональный подход к технологическим обновлениям заключается в том, чтобы в максимальной степени учитывались как возможности технологического обновления, сроки и масштабы его осуществления, так и реализуемые интересы. Страна, полновесно и масштабно оценивающая свои достижения и перспективы в освоении новых технологий, как правило, получает преимущества в развитии производств и экономики.

Существенным является учет как сложившихся тенденций, так и намечающихся в развитии производств, технологий, расширении функциональных возможностей производимой товарной продукции, переориентации используемых ресурсов (как материальных, финансовых, так и человеческих), закупках, продажах и т.д. Неготовность или несвоевременная готовность в сформулированности управляющих воздействий неминуемо приводят к принятию решений, которые не согласуются с мотивированным интересом страны. В таком разрезе причины могут быть разными: концептуально низкий уровень обоснованности проводимой в стране технологической политики; профессиональная неподготовленность кадров – специалистов для целей и задач разработки и освоения новых технологий; распространенность практики безответственного отношения к новым технологическим достижениям и их освоению; преобладание различных форм "осторожностей и страхов" в принятии решений по новым технологиям в силу неумения оценивать последствия принимаемых решений.

Ограничения технологического развития и пути преодоления упущений

Добиваться полной технологической независимости России нет смысла, и это, в принципе, невозможно по критерию целесообразности. Мир развивающихся технологий имеет свои закономерности, и их учет должен иметь место. Более того, он необходим, но в пределах анализа и оценки преимуществ собственных интересов, в их сопоставлении с мировой рыночной практикой. Приходится учитывать, что интересы взаимодействия разных стран в разработке и освоении имеющихся и вновь разрабатываемых на научном уровне технологий, безусловно, сталкиваются, часто диаметрально противоположны, но при этом, в конечном итоге, выгоды реализуются. Задачи состоят в обоснованности реальных преференций и выгод, а иногда приходится идти и на соответствующие уступки, если это раскрывает перспективы партнерского сотрудничества.

Для России исключительно важно и значимо, что технологическая проблематика находится на орбитах ее экспортных и импортных отношений с другими странами. Свободный рост и развитие экономики страны не могут находиться в замкнутом круге, из которого нет экспортного выхода, ситуационного, а логически и последовательно выверенного, создающего потенциал дополнительных возможностей.

Нами подчеркивалось, что у России есть устойчивый интерес к развитию современных сложных и многокомпонентных по параметрам развивающихся технологий. Идти по пути освоения таких технологий только для себя, для собственного развития – путь с ограничениями, сужение горизонтов деятельности и своих интересов. Нормальности и оправданности решаемых задач заключаются в согласовании экспортных технологических усилий с импортными.

В то же время импортирование поставок технологий надо уметь организовывать так, чтобы осуществлялась всесторонняя оценка в выгодах, а не попадание в зависимость. Приходится больший акцент делать на том, что импортирование современных технологий в Россию нельзя рассматривать как рядовой товарный завоз в страну техники. Технологический импорт имеет не товарный смысл, а инвестиционный. Технологии такого содержания подлежат обязательной оценке на предмет не только номенклатурного технического состава, но и характера последующего использования в разных отраслях, в привязке к специфике используемых на их основе собственных ресурсов, а также фактора временной управляемости. Всякие усложнения для экономического развития, которые могут формироваться под влиянием используемых импортных технологий, подлежат осмыслению, рациональному исключению.

Импортируемые в Россию технологии могут быть покупными, но не только. Напомним, что значительная часть решений в использовании иностранных технологий в последние годы (до санкционного периода 2018 года) инвестировались в российскую экономику на основе бизнес-проектов. В таком качестве преобладали интересы иностранных компаний в освоении российских ресурсов, часто не в полной мере согласовывающиеся с объективными аналитическими ориентирами существенной и временной перспективы для развития собственных российских технологий. Критический анализ сложившейся практики подтверждает, что в таких реальностях достижение положительных результатов в обновлении собственных технологий оказалось в убывающем процессе. Рядом авторов неоднократно делался вывод о том, что бизнес-практика завоза технологий в Россию зарубежными компаниями оказалась трансформированной в преобладание их собственных интересов в использовании ресурсов, но при этом с нарастающим итогом технологической зависимости и технологического отставания страны. Например, А. Сигов основательно аргументировал, что данная практика характерной оказалась для перспектив развития микроэлектроники России. В частности, им обобщено: "До недавнего времени, а во многих случаях и до сих пор процесс изготовления микроэлектронных изделий в основном строился следующим образом. Проектирование выполнялось с использованием зарубежных систем автоматизированного проектирования (САПР). Затем эти проекты отправлялись на зарубежные фабрики – на Тайвань, в Сингапур и другие восточноазиатские страны. То есть работала формула "бензин ваш – идеи наши". Идеи российских ученых и разработчиков реализовывались на чужих мощностях. Сегодня все эти фабрики работать с нами отказались. Как следствие, правительство объявило в этой отрасли курс на импортозамещение. Мы идем к полной независимости от зарубежной элементной базы".

Технологические цепочки не менее сложно развиваются, чем сами технологии, что обнаруживается в определенных закономерностях. То, что интересы стран разноплановые, не следует игнорировать, а углубленно изучать и учитывать. Однако в этом же русле повышенного внимания требует уровень рисков от неправильных действий тех, кто принимает решения о международных формах сотрудничества и партнерства. Профессор П. Селезнев привлекает внимание на следующие составляющие этой проблематики: "даже в том случае, когда наш конечный продукт пока еще неконкурентоспособен, нельзя отказываться от амбиций производителя. Не можем сделать конкурентоспособный телефон – давайте производить микросхемы для него. Давайте производить, пора уже уйти от мышления "куплю", которое господствует у нас со времен Егора Гайдара. Продолжая тему состязания технологий, следует сказать, что в мире уже четко обозначились две технико-экономические системы. Одна – англосаксонская, с Ciscoи Facebook. в качестве ядра, другая – китайская, с Huawei и WeChat. Между ними развернулась нешуточная борьба. Нам необходимо найти свою технологическую нишу, понять, в какой сфере мы можем и должны обеспечивать себе конкурентные преимущества". И далее автор добавляет: "Движение к технологическому суверенитету начато. Вспомнить хотя бы, что решением президента 2022–2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий. Наука – это тыл…".

Российское государство имеет основания для стимулирования притока частных инвестиций в сферу разработки и освоения современных технологий. Но это не может происходить на основе методов желаемого и проецируемого доверительного стимулирования бизнес-предпринимательства. Приемлемость государственной позиции состоит в достижении таких целей, которые не только будут обеспечивать выход из создавшейся ситуации технологического отставания, но и утверждать особый смысл выбору экономики технологических достижений. Возможности наверстывания в улучшениях без полнообъемного участия государства, скорее всего, окажутся нереализованными.

Санкционные барьеры и технологическая стратегия

Содержание и логика технологического развития не могут находиться за пределами (или вне) экономики: ее состояния, достижений, структурированности, рыночной адаптивности, способности к восприятию научно осмысливаемых оригинальных идей. Развитие экономики объективно диктует не только определенный уровень технологического обеспечения, но и обновленческого перевооружения. В свою очередь, технологии создают условия для развития производства, и это играет базовую роль для экономики. Производственное основание экономики выступает фактической базой организации экономической деятельности в виде различных форм специализации, кооперации, интеграции и т.д. На такой основе возникает производственное взаимодействие, а как следствие – и экономическое.

Объективность экономики – вне требовательной заданности. В то же время ключевой вопрос – как организуются производства на технологической основе? Формирование преимуществ в наличии и использовании технологий связано с тем, что на такой основе достигаются лучшие из возможных результатов. Если страна за счет специализированных технологий оказывается более развитой, то становится экономически сильнее не только у себя, но и в мировом пространстве. В такой практике срабатывают законы рыночной конкуренции, и это формирует не только внутренние ориентиры экономического развития, но и внешние. Не следует смешивать конкуренцию внутри отдельной страны и внешнюю составляющую. При этом приходится учитывать реальности соотношений экспортных и импортных возможностей. Внешняя конкуренция может влиять на отдельную страну, если даже она не является участником экспорта своих товаров.

Способы ограничения конкуренции в технологическом развитии могут быть разные, и среди них особо выделяются те, которые связаны с импортом, хотя под влиянием оказывается и экспорт. Влияние экспортных конкурентных ограничений возрастает в меру потенциала его роста на реализующиеся доходы страной. Если оно снижается, то влечет за собой потери доходов, естественно, снижается и импортный потенциал. Расширяющийся экспорт, как правило, стимулирует зарабатываемость валюты, которая выгодно может быть использована для импорта товаров, в том числе инвестиционно-технологических.

Конъюнктура экспортно-импортных отношений систематически меняется, и на это влияет множество факторов: экономических, финансовых, организационных, логистических, политических, военных и т.д. Часто управляемость экспортно-импортными отношениями отходит от законов конкуренции, и это подвергает национальные экономики отрицательным воздействиям. Санкции – запреты являются одной из форм неконкурентного вмешательства в регулирование экспортно-импортных отношений, вызывающие масштабные осложнения в экономиках стран-участников экспорта и импорта различных товаров, в том числе и технологий.

Относительно России санкционная практика приняла необузданный характер. На май 2023 года под различными предлогами и инсинуациями недружественными странами против России было введено более 11 тысяч видов санкций, с одновременным расширением состава стран-участников, что создало дополнительные трудности. Санкционеры в общеполитическом и экономическом содержании преследуют цели не простого ослабления экономики России, а ее превращения в неспособность к развитию и потере влияния на мировую экономическую, политическую и военную практику. В санкциях систематически заключаются не только позиции снижения самодостаточности экономического развития России, но и ее изолированности от тех стимулов, которые формируются на основе развивающихся отношений в экспорте.

По прохождении времени санкциями усиливается не только влияние на снижение эффективности российской экономики, ее отдельных крупнейших компаний, отраслей (например, нефтегазовой, аграрной, металлургической, авиационной), но и рыночных достижений в бизнесе, предпринимательстве, финансовой сфере деятельности. Расширяющимися санкциями, их пакетированием США, Великобритания, Япония и европейцы не просто блокируют экспортно-импортные товары для России, но оказывают существенное влияние на ее стабилизационное развитие, в основе которого – технологические факторы. Вызовы и угрозы состоят в том, что российские защитные меры разрабатываются, осуществляются, но они не в полной мере перекрывают упущенные возможности изменений собственно разрабатываемых и осваиваемых технологий в вышеуказанных отраслевых направлениях. Россия вынуждена заниматься контр-санкциями, но и такая практика не успевает за необходимостями решаемых задач.

Технологическое недоразвитие, как результат несанкционной практики, сложившейся десятилетиями, оказывает свое влияние на сопротивляемость санкционерам, но при этом приходится искать новые варианты обхода санкций; поиска оптимальных решений в экспорте и импорте товаров, в том числе сырьевых, машин и оборудования, зерновых, удобрений, леса, металлов. Справедливо отмечается, в том числе и руководством страны, что российская экономика пока еще справляется с показателями положительной динамики с экспортно-импортными ограничениями и блокировками, осваивая параллельные методы. По имеющимся данным США в первой половине 2022 года купили у России товаров на 11,6 млрд долларов, в 2021 году – 16,8 млрд долларов. Россия в свою очередь в первой половине 2022 года в США купила товаров на 1,3 млрд долларов, а в 2021 году – менее одного млрд долларов. Взаимная торговля США и России складывается в особом "специфическом параллельном варианте", но она показывает своеобразие ее осуществления в обходе санкционных норм и правил.

Обратим внимание на данные Федеральной таможенной службы, подтверждающие, что в России легализованы 56 товарных групп, входящих в практику параллельного импорта. Эти товарные группы имеют ограничения на ввоз в Россию, но импортирование их происходит, и это, вместе с тем, в определенных интересах удовлетворения имеющихся потребностей, не покрываемых собственным товарным предложением. Поставщики определенной категории товаров не остановлены из России, в том числе в те страны, которые находятся в составе санкционеров. Например, Россией только в 2021 году было поставлено 6 тысяч партий товаров, а с начала введенных санкций более 3600. В состав этих поставок входили: лес, древесина, металлы, продовольствие, радиоактивные материалы, углеродные и графитные электроды, амуниция, оборудование для добычи нефти, оптоволоконный кабель, турбины. Одновременно же усилились ограничения поставок в Россию техники и электроники; грузовых автомобилей; снегоходов; погрузчиков и кранов; оборудования для металлургии и авиастроения. В свою очередь, достаточно выборочно по значимости для России, были интенсифицированы санкционные ограничения в ЕС каучука, нефти, газа, электроэнергии. После введения 10-го пакета санкций экспорт Евросоюза в Россию сократился на 50%, а поставки из России – на 60%.

Санкционные ограничения и блокировки приходится учитывать в разных направлениях. Во-первых, в законодательстве, в том числе касательно внешнеторгового партнерства и регулирования его нормативной базы. Изменения нормативной базы обязаны активнее включать не только вопросы политики и экономики относительно тех стран, которые вводят санкции, но и самой России. Выделяется и проблематика быстрого и масштабного развития сотрудничества с дружественными странами. Сформировалась возросшая необходимость расширенного учета как геополитических, так и геоэкономических интересов России в реализации, в том числе, как текущих, так и стратегических позиций страны в изменяющихся направлениях экономического сотрудничества и партнерства, в стратегических ориентирах и миропорядке. Ситуационные решения и меры регулирования сотрудничества и партнерства должны быть продуманными в законодательстве страны.

Во-вторых, есть ключевые составляющие в проводимой экономической политике, которые касаются большей определенности в обеспечении ответственности госорганов в регулировании санкционной практики. Вопросы состоят не только в лучшей организованности отношений в сфере санкционного регулирования, что исключительно важно, но и реальностях усиливающегося значения компетентности и профессиональном умении своевременно решать формулируемые задачи. В поле деятельности властных органов государства усиливается необходимость неподатливого учета мнений и действий не только международных институтов, но и российских. Часто обнаруживается неглубокое и разностороннее понимание властными структурами государства обязательств межгосударственного регулирования, в том числе и санкционного порядка. Наблюдается и нехватка подготовки лиц во власти внесению существенных корректировок в устоявшиеся традиции различных программ, проектов, соглашений, договоров, снятие возникающих противоречий.

В-третьих, крайне высокую значимость в преодолении санкционного давления, в борьбе с ним, имеет необходимостью учета углубленного понимания проблематики состояния науки в России, потенциала ее реальной задействованности в приращивании наукоемкой продукции на обновленной технологической основе. Длительный период в России наблюдается системная аргументация относительно низкого уровня задействованности науки в преодолении ее технологической отсталости. Апелляция, как правило, идет не только в аспектах оценки несовершенства международного сотрудничества и партнерства, но и тех конкретных недоработок в организации науки, которые наблюдаются, т.е. имеют место.

Несомненно, что положительную роль играет реализующаяся госпрограмма "Научно-технологическое развитие РФ", но в качестве критической части выделяется низкий уровень ее финансирования: в 2023 году российская наука будет профинансирована на уровне менее 1% от ВВП страны, что составит 1,2 трлн рублей. Только в 2023 году ожидается сокращение расходов на науку на треть запланированных сумм. Такие тенденции наблюдались и в предыдущие 7–10 лет и оказывали существенное влияние на структуру используемых бюджетных финансовых средств, половина которых шла на научные исследования и разработки. В результате реальности рыночной задействованности научных разработок в производственно-технологическом исполнении оказывались неудовлетворительными. В ряде регионов страны, в том числе в РСО–А, технологическое обновление производств происходит на уровне 3–5% в год.

Известный академик РАН Р. Нигматулин на общем собрании РАН (2023 г.) в резкой форме обобщил: "Уже более трети века в нашей стране на развитие науки, образования, здравоохранения и культуры выделяется в два раза меньше финансирования в долях ВВП. Плюс еще вредительские реформы, которые все время от вас исходят. И это будет создавать серьезнейшие проблемы в ближайшее десятилетие". С таким посылом академик обратился к представителям властных структур, которые были участниками общего собрания РАН. Призыв к усилению внимания обеспечению динамики роста затрат на цели развития наукоемких производств, безусловно, оправдан в полном объеме. Воспроизводящая в расширенных масштабах рыночная конкурентная деятельность диктует требования большей системной отработанности тех решений, в которых воплощаются возможности новых технологий и применяемых финансовых моделей. Наука способна создавать условия объединительной основы для таких стандартных решений, через которые согласуются финансовые и технологические стабилизаторы. Российские финансы и финансовые возможности должны становиться в большей степени результатом технологического обновления экономики.

В-четвертых, санкции относительно России и далее будут усложнять финансовое обеспечение технологического развития. Уравновешивать финансовые отношения между государствами, различными компаниями, корпорациями, банками становится сложнее и труднее. Это требует исполнения особых функций и роли российского государства в стимулировании технологического развития экономики. Без сомнения, не обойтись без жесткого контроля российского рубля как с позиции покупательной способности, денежного обращения, так и обменных курсовых расчетов. Придется и далее совершенствовать деятельность ЦБ РФ в регулировании денежно-кредитной политики, в том числе с учетом необходимости оценки упущений и потерь, которые Россия имела в последние десятилетия из-за ошибок, провалов не только в проводимых валютных операциях, но и конкретизации усилий в технологическом развитии.

Финансовое модельное регулирование технологических задач обязано находиться в пределах интересов России, но при этом учитывать противоречивые, но управляемые факторы развития занижения или завышения курса рубля, доллара, евро, юаня и других активно участвующих в платежах денежных единиц. Важнейшим является осуществление контроля над режимами расчетов и перерасчетов на валюты в системе ЦБ РФ, их реальное исполнение подлежит дальнейшей рационализации и на уровне коммерческих банков. Основополагающая часть регулирующих воздействий финансовой модели на технологические решения призвана быть аккумулированной в особенностях общегосударственных интересов в наращивании потенциала технологической самодостаточности и конкурентоспособности.

Применяемая финансовая модель технологического обновления и развития часто на тестируется в достаточной степени не предмет нововведений до их внедрения. Это лишает возможности учета допускаемых ошибок, ее корректировок, хотя она актуальна как для промышленных отраслей, сельского хозяйства, транспорта, так и здравоохранения. Финансирование технологических разработок и проектов требует больших усилий с учетом происходящих диверсификационных процессов взаимодействия как на внутреннем рынке, так и внешнем. В основе всего этого лежит переход множества российских компаний от простого торгового сотрудничества к инвестиционному.

В неотрегулированности финансовой модели, в ее ориентированности на смягчение влияния санкций получила свое развитие и проблема вывода капитала из России в те страны, которые входят в состав санкционеров. Разумеется, приходится учитывать необходимость погашения долгов российских крупных компаний, которые обязаны их покрывать. Однако надо в большей степени иметь в виду использование спекулятивных методов вывоза капитала, однозначно низко контролируемый вывоз за рубеж российского финансового капитала. Все инструменты противостояния западным санкциям призваны действовать, что будет способствовать усилению внимания и к технологической проблематике страны.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика