Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Хонга над облаками

Праздник в высокогорном Донифарсе

В селе Донифарс Дигорского ущелья прошел ежегодный праздник Рахис, о проведении которого расскажу ниже, но в начале коротко познакомлю читателей с историей самого Донифарса.

Люди опять потянулись в горы

По имеющимся в моем распоряжении архивным данным, когда во второй половине XVIII века старшины 48 деревень Дигорского округа присягали на подданство всероссийскому императорскому престолу, то среди них был и представитель Донифарса Курман Кобегкаев. История не сохранила подробной информации о нем, но факт остается фактом: он как старшина представлял Донифарс в том историческом событии. Спустя десятилетия, в 1819 году, когда грузинский священник Николай Самарганов крестил Дигорское общество, то из проживавших в Донифарсе 40 дворов (286 человек) крещено было 37 (255). В списках крестившихся жителей были записаны Агузаровы, Алиевы, Асеевы, Батоевы, Бериевы, Ваниевы, Галеевы, Дагуевы, Дзираевы, Дзоблаевы, Зангиевы, Камболовы, Кануковы, Караевы, Кобегкаевы, Кожиевы, Колоевы, Кочиевы, Кульчиевы, Тинаевы, Тубеевы, Фадановы, Хатаговы, Хорановы, Чибиевы, Шехинаевы. По поводу Агузаровых и Зангиевых, указанных среди крещенных, у читателей могут возникнуть вопросы, так как даже представители этих фамилий, когда уточнял место их проживания в горах, назвали другие села: Агузаровы – Верхний Згид, а Зангиевы – Верхний Мизур. Однако эти фамилии могли проживать в Донифарсе, так как в горах была постоянная миграция из одного места в другое. Под Зангиевыми в разных статистических данных указывались и часть Кардановых, в том числе наша родовая ветка.

По данным "Семейного списка" за 1847 год в Донифарсе, где указаны главы семейств Дигорского общества, помимо вышеупомянутых фамилий указаны еще Адаевы, Дзодзаевы, Кабановы, Камболовы, Савкуевы, Фадановы, Хаевы. Тогда села Дигорского ущелья были под управлением Баделиат и Царгасат. Однако Донифарсское общество, куда помимо самого Донифарса входили также села Кумбулта и Лезгор, ни тем, ни другим не подчинялось, являясь свободным, и поэтому их

называли "хуæдæлдар" – т.е. сами себе хозяева (князья). В 1864 году в 47 домах в Донифарсе проживал 421 человек (222 мужчин и 199 женщин). Из них в доме Абарека Кожиева 18 человек, Хацу Адаева и Кабана Каирова – по 16, Созо Асеева – 15, Магомета Хатагова и Джамболата Колоева – по 14, Никко Галеева, Тика Кабанова, Хадзиомара Адаева – по 13, Наока Дагуева – 12. Годом ранее домов было 45, в том числе, в Донифарсе еще проживали Кануковы, род, к которому относился легендарный Есе, прославившийся, тем, что выстрелил из своего ружья из бани, которая сейчас носит его имя (Хъанухъти Есей мæсуг), попав на расстоянии в сотни метров в кумган кабардинского князя Сари-Асланбека Кайтукина, пришедшего со своей дружиной покорить свободолюбивых донифарсцев.

В 1886 году на Кавказе, в том числе в Терской области, были составлены "Посемейные списки" жителей. В Дигорском ущелье Донифарс по количеству населения был на первом месте – 78 домовладений с числом жителей 756 (381 мужчина и 375 женщин). В царское время, несмотря на трудные условия жизни в горах, и особенно, нехватку земли, население Донифарса из года в год увеличивалось, достигнув в 1915 году 1016 человек. Тогда в селе были мечеть, сельское правление, а жители имели 36 водяных мельниц. Все изменилось в начале 1920-х годов, когда в Северной Осетии окончательно установилась Советская власть, и горцам дали землю на плоскости. Донифарсцы массово стали переселяться на новые места (в основном в Чиколу, Хазнидон, Лескен, Ахсарисар). Буквально за какие-то 12 лет население сократилось с 1016 человек до 356 (в 2,8 раза) – на 1 января 1927 года. Массовое переселение на плоскость привело к тому, что во второй половине 1970-х годов в Донифарсе остался только один постоянный житель Бекмарза Хатагов, но и он вскоре переехал в Чиколу. В последние десятилетия некоторые люди потянулись обратно в горы, и в данное время в Донифарсе постоянно живут Омар Дзираев, Олег Камболов и Аслан Гульчеев.

Теперь вернусь к тому, с чего начал эту публикацию – к празднику Рахис и его проведению в нынешнем году.

Легенда о святилище Рахис

Согласно преданию, когда на Згидском перевале раздавали святилища, то, решая кому отдать цепь (рахис), остановились на Донифарсе как на селе, жители которого были свободными и никому не подчинялись, а значит, лучше могли сохранить ее. Первоначально святилище Рахис находилось над Донифарсом в лесочке Дзигинта, у подножья горы Салдар. Однажды пришедшие в святилище организаторы праздника увидели, что цепь пропала. Пастух, который славился зорким глазом, осматривая с высоты Дигорское ущелье, заметил на противоположной стороне Ирафа (река Урух) между селами Нар и Фараскат новое строение, которого не было раньше. Донифарсцы попросили о помощи Тулаона Тулабега, который, по преданию, мог перевоплощаться, меняя свой внешний вид. Ночью Тулабег сделал вылазку на противоположный берег Ирафа, где обнаружил в этом строении цепь. Утром старейшины Донифарса собрались и решили мирно вернуть принадлежавшую им по праву цепь. Для этого отправили 12 пар юношей и девушек, которые с танцами, под игру гармошки, мирно принесли цепь обратно. К их по возвращению специально у Донифарса на видном месте был воздвигнут новый курган, куда поместили цепь, где она находилась до недавнего времени. Несколько лет назад уроженец села Хамби Кожиев, который, долгие годы живя и работая за пределами Осетии, не терял связи со своей исторической родиной, на свои средства построил святилище Рахис – круглую каменную башню, куда торжественно в день праздника поместили цепь. А Алан Хатагов, для удобства проведения праздника, построил специальный навес.

Если раньше обязанности по проведению праздника Рахис брала одна семья, и проводился он в первый четверг июля, то после того как Донифарс опустел, и люди бывают заняты городскими заботами в будний день и не все могут позволить себе приехать в горы, для удобства решили проводить праздник в выходной день. По сложившейся теперь традиции праздник Рахис ежегодно проводится во второе воскресенье июля, организаторами выступает фамилия (иногда две), имеющая донифарсские корни. На празднике в молитвах люди просят хорошей погоды, семейного благополучия, счастливой и обеспеченной жизни для младших. Перед праздником из святилища, куда имеют право войти только женщины и дети, цепь моют молоком.

Новые традиции праздника

По сравнению с другими годами в нынешнем праздник получился гораздо интереснее. А все благодаря инициативе полковника медицинской службы, публициста и общественного деятеля Владимира Хатагова, который подключил и автора этих строк к данному мероприятию.

Перед началом праздничного застолья Владимир Хатагов рассказал о традициях, истории родного края, здоровом образе жизни, патриотическом воспитании молодежи на славных традициях предков. Привел статистические данные по семейным ценностям и демографии, которые желают быть лучше. Затем отметил Омара Дзираева, Ахсарбека Кульчиева, Хамби Кожиева, Алана Хатагова, Казбека Ваниева, Станислава Дзоблаева, вручив им в знак признания их заслуг от культурно-просветительского общественного объединения "Единая Алания" благодарности "Нартон лаг" и ценные подарки. После провел своеобразный конкурс, где ответившие правильно на вопросы также получили подарки.

Тамадой за праздничным столом был местный житель, знаток истории родного края Омар Дзираев, вторым старшим – поэт, автор песни о Донифарсе Виталий Колиев, третьим – представитель фамилии организатора праздника Константин Кожиев. Украсил праздник своим пением ансамбль "Лескен", а школьники Ахсарисара порадовали присутствовавших национальными танцами, песнями, стихами и театральными сценками на родном языке, перед этим преподнеся чашу с осетинским пивом и тремя пирогами старшим за столом. Ученица начальных классов школы Сурх-Дигоры Анита Гобеева спела песни "Мада" и "Нана". В конце был еще один приятный сюрприз. Владимир Хатагов, несмотря на свой почтенный возраст, великолепно станцевал с Екатериной Малкаровой "Хонгу", за что оба были отмечены овациями присутствовавших.

Такие традиционные праздники, как Рахис, конечно же, нужны, так как прививают уважение к истории, традициям и культуре родного края, и, что немаловажно, – сближают людей. Лично я от участия в празднике получил огромное удовольствие и остался под большим впечатлением. Хочу пожелать фамилиям, имеющим донифарсское происхождение, чтобы они не забывали свои корни, и жизнь вновь закипела в горах, как было раньше!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика