Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Истребитель танков

От стен Кремля – прямо в бой

Когда Родина позвала на защиту своих сыновей, на борьбу с фашистской ордой из семьи Асланбека Бидзиевича ТАМАЕВА, проживавшего в высокогорном селении Камунта, на фронт отправились семь человек: четыре сына – Хангерий, Батгерий, Хамиц, Владимир – и три внука – Азихан, Хаджимурат и Магомет.

Крым, пожалуй, единственный столь обширный район, где боевые действия, то обостряясь, то затихая, продолжались с 1941-го по 1944-й год. В героической обороне Севастополя и наступательной операции в Крыму смертью храбрых погибли трое сыновей Асланбека – Хангерий, Батгерий, Хамиц – и младший из внуков Магомет.

Владимир, Азихан и Хаджимурат с честью прошли тяжелыми дорогами войны, с ранениями разной степени тяжести вернулись к родному порогу. Каждый из них достоин отдельного повествования, но сегодня наш рассказ об Азихане Алихановиче Тамаеве

В 1939 году, после окончания 10-го класса Фаснальской средней школы Азихан был призван ряды Красной Армии. Служил в 56-м артиллерийском полку 24-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Кировобаде. Юноша, привыкший к труду и порядку, легко справлялся с поставленными задачами, за безупречную службу получил ряд благодарностей от командования части, был награжден знаками отличия. Он готовился уже к демобилизации, но грянула война.

29 июня 1941 года 24-я дивизия перешла границу Ирана в районе Нахичевани и дошла до Тебриза, что на северо-западе Ирана. Но надолго здесь не задержалась, поступил приказ, и воинская часть была переброшена в Москву. Красноармейцы и командиры готовились с ходу вступить в бой с ненавистным врагом, но вместо передовой их отправили на плац…

7 ноября 1941 года старший сержант Азихан Тамаев в парадном строю прошел мимо трибуны, на которой стоял Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин. "Это был особый парад. Не просто смотр войск, а выражение непреклонной решимости Советского Союза отстоять свою столицу, проявление его силы и уверенности в победе над немецко-фашистскими захватчиками. Парад вдохновил наш народ и армию на разгром ненавистного врага. Мы знали, понимали, что отсюда, от стен Кремля, мы пойдем прямо на фронт, прямо в бой. Наш полк занял позиции за первой линией обороны у г. Можайска", – вспоминал впоследствии Азихан Алиханович.

Наводчик, затем командир орудия, он в период битвы под Москвой участвовал в боях за Клин, Можайск, Волоколамск и другие населенные пункты. Его расчет в этих боях подбил 2 танка и две самоходки, подавил несколько огневых точек. Старший сержант А. Тамаев за проявленное мужество был награжден медалью "За отвагу".

В феврале 1942 года во время отражения фашистской атаки Азихан Тамаев получил ранение в левую руку. Два месяца провел он в госпитале. После выздоровления его направили во вновь сформированную 16-ю истребительно-противотанковую бригаду. Уже в своем первом бою в составе этой бригады командир орудия А. Тамаев отличился в бою под Воронежем – не пропустил врага через мост. Его смелые, рассудительные действия не остались без внимания со стороны командира полка подполковника Александра Васильевича Чапаева. Азихан Тамаев был назначен командиром 1-го артиллерийского взвода с присваиванием звания "младший лейтенант".

"Александр Васильевич был очень похож на своего легендарного отца Василия Ивановича Чапаева, которого по книгам и фильму знал каждый школьник. Такой же горячий, темпераментный и решительный, но вместе с тем заботливый и внимательный к подчиненным" (из воспоминаний А. Тамаева).

После тяжелых и изнурительных боев полк прорвал оборону и вместе с остальными частями преследовал врага. За смелость и находчивость, проявленные в боях под станцией Лозовой, что в Харьковской области, Азихан Тамаев был награжден орденом Красной Звезды, который вручил ему командующий фронтом Николай Ватутин.

А затем была Курская битва – одна из крупнейших во Второй мировой войне. В сражениях с обеих сторон участвовало свыше четырех миллионов человек, более 69-ти тысяч орудий и минометов, свыше 13-ти тысяч танков и САУ, до 12-ти тысяч самолетов.

"Не хочется даже вспоминать о битве в районе Прохоровки, – рассказывал впоследствии Азихан Алиханович. – Счет дням потерял, такого скопища танков и другой техники видеть не приходилось. Земля дрожала от грохота, все, что могло стрелять, изрыгало столпы огня. Дым, гарь и копоть застилали все кругом, горели танки, люди, земля. Из моего взвода в строю осталось всего семь человек, а пополнения все не было"…

От усталости бойцы валились с ног, но позиции не покидали и бдительность не утратили. Своевременно заметили, что из лощины вышли три фашистских танка с автоматчиками. Азихан доложил командиру батареи, и из оставшегося орудия открыли огонь картечью, чтобы отсечь пехоту. И с этой задачей справились. Но танки надвигались, и один из них – прямо на наше орудие. Стрелять в лоб было бессмысленно, ибо снаряд нашей пушки не брал лобовую броню "тигра". Фашисты же, уверенные в своем превосходстве, видимо, решили раздавить наше орудие. Когда танк приблизился, с правого фланга нашей обороны раздался выстрел. Фашисты отреагировали на него, и танк повернулся в сторону стрелявшего орудия, подставив борт. Один точный выстрел – и "тигр" задымился. Затем подбили и второй танк. Третий танк начал обстреливать наши позиции с дальнего расстояния. У орудия кроме Тамаева оставались А. Купенко и И. Фидоренко, остальные подносили снаряды из укрытия, где стояли машины с боеприпасами. Один из вражеских снарядов упал совсем рядом. Фидоренко скончался на месте, а наш земляк был тяжело ранен. Но и этот танк не ушел от возмездия: бойцы забросали его бутылками с зажигательной смесью.

Азихан пришел в себя только в Тамбове, когда его вынесли на носилках из ПО-2 и погрузили в санитарный поезд. Он был ранен в нижнюю часть лица с повреждением мягких тканей и переломом нижней челюсти, плечи его были "нашпингованы" осколками. За четырнадцать госпитальных месяцев он перенес семь сложнейших операций в военном госпитале Свердловска. Там же узнал о награждении орденом Красного Знамени.

На свою малую родину Азихан Алиханович вернулся осенью 1944 года. Занимал партийно-административные должности в районе. После войны переселился в село Хазнидон, где его избрали председателем совета ветеранов. Вместе с супругой Батий Касумовной Абаевой вырастил и воспитал семерых сыновей и двух дочерей – достойных, уважаемых граждан.

Память о славном воине и гражданине свято хранят его земляки.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика