Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Праздник Фарон в Галиате

Это уникальное село, которое называют "Мачу-Пикчу Горной Дигории"

В Дигорском ущелье июль – месяц, когда чаще всего проводятся традиционные народные праздники. Один из них отмечают и жители самого отдаленного горного села Осетии Галиат, где есть несколько святилищ, самым почитаемым из которых является Фарон (по-осетински "Фæрон").

Перед тем, как подготовить данную публикацию, расспросил 85-летнюю уроженку Галиата Ольгу Гасинову-Балаову, ныне проживающую в Ардоне. Она застала еще свою прабабушку Дайхо Балаову-Гадзаову, от которой узнала много интересного как о празднике, так и преданиях, традициях. По словам Ольги Моисеевны, само название святилища Фарон связано с фарном, что означает счастье, благополучие, изобилие, и не имело ничего общего с официальными религиями, и тем более с древнеегипетскими правителями фараонами, а было связано с традиционными верованиями осетин. Женщинам строго запрещалось заходить внутрь святилища, где был камень, который выносили только в засушливый сезон и окунали в речку, чтобы пошел долгожданный дождь. Воду во время подготовки и проведения праздника, который раньше проходил в четверг, а последние десятилетия для удобства – в третью субботу июля, брали только из одного ручья. Пиво варили из этой воды возле святилища и исключительно мужчины в определенный день (четверг) из собранного подворно у галиатцев ячменя. Приготовленное пиво оставляли на несколько дней в святилище, двери которого никогда не закрывали на замок, а только прикрывали. Святилище Фарон настолько почиталось, что если кто-то обронил рядом с ним какой-то предмет, то, независимо от ценности, его оставляли там. И наоборот, если кто-то уходил далеко за пределы Галиата, а таких раньше было много, когда до революции целыми группами отправлялись на заработки, то брал отсюда камешек, который по возвращению обязательно приносил обратно и ставил на место. Новым невесткам, которые соблюдали в семье обычай избегания (уайсадын), в отличие от других женщин запрещалось присутствовать даже возле святилища, и они его обходили стороной. Застолье, где в молитвах люди просили о здоровье, благополучии, хорошем урожае, благоприятной погоде и т.д., тоже проходило строго по традициям и было более чем скромным – пиво, пироги, мясо. Однако время берет свое, и некогда одно из крупнейших и древнейших горных сел Осетии Галиат, через который проходил знаменитый Шелковый путь, полностью опустел. Но в последние десятилетия люди потянулись обратно к своим корням, и праздник стал более масштабным, торжественнее, с музыкой, песнями и танцами. Женщины тоже стали посещать святилище. Организаторские функции берут на себя не отдельные семьи, как было раньше, а целые фамилии – в основном одна, реже две. Если в позапрошлом году и до этого праздник два раза подряд проводили Салказановы, а в прошлом Гамахаровы, то в нынешнем году Галабуевы, последняя семья этой фамилии из Галиата выселилась еще в 1944 году.

Мухарбек Галабуев: "Для нашей небольшой фамилии особая честь, что, из претендовавших на проведение праздника Фарон в нынешнем году, именно нам в очередной раз доверили это почетное право. Как и в 2014 году, мы постарались провести праздник на достойном уровне. Тамадой специально пригласили хорошего знатока традиций Сергея Калаева, чей отец полный кавалер ордена Славы Семен Калаев родился и вырос в Галиате. Надеюсь, приехавшие на праздник, которым желаю всех благ, остались довольными".

Мухарбек Андреевич поскромничал и ничего не сказал о своем вкладе в строительство святилища Фарон. Работая еще в должности главного инженера УКС минсельхоза республики, он с единомышленниками Аузби Годизовым, Алиханом Арсаговым, Горга Балаовым, Афаем Годизовым, Георгием Калаевым, Будзи Годизовым и другими выходцами из Галиата построили первый навес для проведения праздника. Сейчас в святилище навесов целых четыре, а также два отдельных строения.

В нынешнем году на празднике Фарон, как и в предыдущие годы, присутствовали сотни людей, имеющие как галиатские корни, так и приглашенные из разных уголков Осетии и из-за ее пределов. Среди гостей были заместитель министра культуры РСО–А Залина Кусаева, депутат Парламента РСО–А Алан Салказанов, мастер спорта СССР по вольной борьбе, удостоенный медали "Во Славу Осетии" Мисирби Рамонов, полковник медицинской службы в отставке Руслан Караев. Специально на праздник приехала группа борцов вольного стиля: Таймураз Салказанов, Ахсарбек Гулаев, Батырбек Цакулов и Борис Макоев, которые со своими тренерами Казбеком Дедегкаевым и Андреем Валиевым на сборах в Дзинаге готовятся к сентябрьскому чемпионату мира в Белграде (Сербия). Старший тамада за столом – Сергей Калаев отдельно произнес за них тост, пожелав успешного выступления на предстоящих соревнованиях. Надеемся, они не подведут, как в нынешних соревнованиях, так и на Олимпийских играх в 2024 году в Париже.

В конце праздника Фарон по традиции старшие определили фамилию, которая на следующий год возьмет на себя обязанности по его проведению. Это почетное право на 2024 год взяли Гагкоевы, фамилия, имеющая общее происхождение с галиатскими Дзилиховыми, а также Гостиевыми и Апбиевыми. Несмотря на то, что Гагкоевы еще более ста лет назад переселились на плоскость (в основном в Синдзикау), они не теряют связи со своим родовым селом Галиатом и всегда присутствуют на праздниках.

Своими впечатлениями поделилась присутствовавшая на празднике заместитель министра культуры РСО–А Залина Кусаева: "О Галиате мне встречались предания, легенды, устные рассказы. Однако побывать в этом уникальном крае удалось впервые. Праздник Фарон всегда вызывал у меня особый интерес. Отрадно было отметить, что в этом ежегодном торжестве очень много представителей фамилий, являющихся выходцами из Галиата, из которых уже несколько поколений живут на плоскости. Вызывает уважение, что они не теряют связи со своими корнями, свято чтят традиции, заботясь о преемственности поколений.

Галиат восхищает своими строениями и масштабностью. Здесь, как нигде в другом месте горной Дигории, частично, но сохранилась средневековая архитектура. Подобные объекты необходимо реставрировать. Задача, конечно, архисложная. Но было бы весьма интересно и привлекательно, если бы в Галиат вдохнули новую жизнь, не утратив его архаичности, преобразовав в этногородок, который мог бы стать одной из достопримечательностей Осетии".

Полностью согласен с Залиной Константиновной. Праздник Фарон, как и другие традиционные праздники, играют большую роль в сохранении традиций, культуры, истории родного края, сплоченности народа. Галиат же, который не зря получил второе, неофициальное, название "Мачу-Пикчу Горной Дигории", – уникальное село, где до революции 1917 года было около 100 домов с постоянным населением более 1000 человек, и его архитектуру во чтобы то ни стало нужно сохранить для последующих поколений.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика