Наука и право
Недавно вышедшая книга заведующего кафедрой публичного права и органов власти СКГМИ (ГТУ), доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ А. М. Цалиева – первая, выполненная на актуальную тему "О власти, ее органах и публичном праве".
Актуальность рассматриваемых в работе вопросов обусловливается несколькими причинами. Во-первых, закрепление в Конституции Российской Федерации понятия органов публичной власти и объединение в рамках такого термина как органов государственной и местной властей заметно усиливает роль и возможности в регулировании общественных отношений на разных уровнях. Во-вторых, закрепление норм о частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, свобода экономической деятельности, право на предпринимательскую деятельность и гарантии их защиты со стороны государства − Российской Федерации (ст. ст. 8, 9 Конституции РФ) способствовали в значительной степени обостренному и заинтересованному восприятию публичного и частного интереса, признанию и развитию частного права!
В-третьих, в последнее время заметно возрастает в профессиональном общественном сознании роль и значение государства в организации жизнедеятельности общества, его влияния на экономические отношения, в частности, рыночные.
Расширяется сфера административного регулирования предпринимательской и торговой деятельности, контроля за ценами, что свидетельствует о расширении востребованности публичной власти, органах, ее осуществляющих.
В-четвертых, отмечает А.М. Цалиев, необходимость повышения эффективности деятельности публичных органов власти в решении политических, экономических, социальных, идеологических и иных задач общества и сегодняшнего российского государства усиливает востребованность в разработке публичного права, его осмыслении и правильном понимании.
В-пятых, по его мнению, в существенной мере возрастает проблема влияния населения на политический режим государства, и это имеет глубокое теоретическое обоснование.
Значительный перечень работ классиков социологии, политологии и юриспруденции свидетельствует о ключевой роли политического доверия для поддержания стабильности государства и политического режима в современном мире.
Но за последние годы, как отмечается в различных социологических исследованиях, наблюдается значительное снижение влияния публичной власти и органов, ее осуществляющих, на события и процессы, происходящие в обществе, которые иногда приобретают все менее управляемый характер, что вызывает чувство настороженности у значительной части людей, снижает авторитет государства в обществе.
Следует согласиться с А.М. Цалиевым и в том, что в основе сочетания публичных и частных интересов должны находиться принципы справедливости и соразмерности, которые ныне закреплены в ст. 75 Конституции РФ.
Говоря об актуальности рассматриваемой темы, нельзя не сказать о тех существенных поправках, которые в 2020 году были внесены федеральным законом от 14 марта 2020 г. в Конституцию Российской Федерации в плане укрепления вертикали публичной власти. Как правильно отмечают специалисты, "закон о поправке закрепляет самые масштабные конституционные преобразования в России со времени принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г.". Изменения в данном законе, имеющем высшую юридическую силу, можно назвать как путь укрепления нации через укрепление публичной власти. Как показывает история, только на таких позитивных идеях можно сплотить общество.
Уже идет процесс трансформации публичной власти в Российской Федерации. Между тем понятия публичная власть, органы публичной власти и публичное право – относительно новые не только для общественного сознания, но и для значительной части профессионального сознания, поэтому требуют своего исследования и разъяснения, особенно для широкой общественности и студенческой аудитории. Так, в ней нередко задают вопрос: как согласуются нормы о том, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (ст. 12 Конституции РФ), с нынешней редакцией ст. 132 Конституции Российской Федерации, утверждающей в значительной мере обратное?
В этой связи, отмечает автор, приходится, во-первых, говорить о том, что федеральный закон 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий самостоятельность и автономность местного самоуправления, показал свою фактическую нежизнеспособность, поскольку без связи его с государственным управлением государство не может эффективно осуществлять важнейшие свои конституционные обязанности по обеспечению защиты прав и свобод личности, созданию условий гармоничного и свободного развития общества. Во-вторых, именно этим объясняется новая поправка в Конституцию РФ о том, что "органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти Российской Федерации" (ч. 3 ст. 132).
Как выигрышный момент отметим, что рецензируемая работа является уникальным произведением, отражающим приоритетную содержательную миссию кафедры публичного права и органов власти юридического факультета СКГМИ, которую возглавляет автор – Александр Михайлович Цалиев. Это поучительный момент, с чем я впервые сталкиваюсь! Как рецензент книги уверена, что она вызовет живой интерес не только у профессиональных работников и широкой читательской аудитории, поскольку она показывает власти, кому она обязана своим происхождением и существованием, а народу – куда и в какие органы власти следует обращаться по своим вопросам, студентам же раскрывает понятие органов публичной власти и публичного права.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30