Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Вся жизнь – на флоте

В боевые походы ходил на подводной лодке, на научной стезе трудился, чтобы наш флот стал океанским

На сегодня известны, во всяком случае мне, имена лишь трех капитанов 1-го ранга – подводников из Осетии: А. Н. Кесаев, его знают все, Э. Г. Гаппоев, о нем я писал в "СО" в марте этого года, и М. Д. Хабиев, имя которого в Осетии почти забыто. Много лет назад меня посещала идея написать очерк о Мухарбеке Дзабековиче, но известно тогда о нем было совсем немного, мы лишь знали, что он воевал, а в 1965 г. удостоился Ленинской премии за работы "…в области создания и эксплуатации корабельных технических средств и систем...". Позднее мне рассказывал о нем капитан 1-го ранга Эльбрус Георгиевич Гаппоев, служивший под его началом в НИИ ВМФ. Теперь, когда обнародованы многие, ранее не доступные сведения, написание такого очерка стало возможным.

Родился Мухарбек Хабиев в с. Христиановском (ныне г. Дигора) 31 июля (13 августа) 1914 г. По рекомендации райкома комсомола в 1931 г. был направлен в Москву для учебы на рабфаке (рабочий факультет) при Московском химико-технологическом институте, а после его окончания уже Московский горком комсомола направил парня учиться в Ленинградское, ныне ордена Ленина, Высшее военно-морское училище им. Дзержинского, которое Мухарбек окончил в 1940 г. в звании воентехника.

Где и как проходила служба молодого офицера до 1943 г., установить не удалось, но известно, что ему довелось послужить на подводной лодке С-21 Балтийского флота, а весной 1943 г. он занимал должность командира боевой электромеханической части (БЧ-5) подводной лодки "М-201" из состава Каспийской флотилии. В марте 1943 г. было принято решение о переводе лодки на Северный флот, и 23 апреля она своим ходом начала движение по Волге из Астрахани в Горький. Там вместе с однотипной "М-200" их поставили в плавучий док и 18 мая по внутренним водным путям отправили в Молотовск (ныне Северодвинск). "М-201" вошла в бригаду подводных лодок Северного флота, вместе с которой воевала до самой победы.

Боевое крещение наш земляк получил 19 января 1944 г., когда лодка в бухте Берлевог из надводного положения атаковала стоявший на якоре транспорт и второй торпедой поразила его. А уже в конце марта командир лодки, капитан-лейтенант Балин подписал на инженера-лейтенанта Хабиева наградной лист, в котором, в частности, говорилось: "…За проявленную храбрость и мужество в двух боевых походах, за время которых был потоплен транспорт противника водоизмещением в 6 тыс. тонн, достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени". Это представление поддержал командир Краснознаменной бригады подводных лодок СФ капитан 1-го ранга И. А. Колышкин (первый из моряков-подводников в годы ВОВ удостоенный звания Героя Советского Союза). По этому наградному листу приказом командующего Северным флотом адмирала Головко М. Д. Хабиев был награжден своей первой наградой – орденом Отечественной войны I степени.

К началу 1945 г. боевые действия на Северном флоте завершились, моряки ждали скорого окончания войны. Но еще не все подвиги и боевые успехи североморцев были отмечены наградами. 7 марта 1945 г. врио командира ПЛ "М-201" старший лейтенант Наянов подписал наградной лист на командира БЧ-5 своей лодки Хабиева. В первой части представления упоминалось участие моряка в переходе Баку – Северодвинск и два успешных боевых похода лодки, в которых он участвовал до первого награждения. Из записей в документе: "1. В мае 1944 года потоплен сторожевик противника 800 тонн и поврежден транспорт 6000 тонн. 2. В июне 1944 г. поврежден транспорт противника 4000 тонн. 3. В августе 1944 года потоплен транспорт противника 1900 тонн…" Хаблиев участвовал в трех боевых походах, проявил в нештатных ситуациях личную храбрость и, находясь в сложнейших ситуациях, смог успешно выполнить все стоящие перед ним задачи.

За участие в 3-х боевых походах, потоплении сторожевика, транспорта и повреждении двух транспортов противника и проявленные при этом доблесть, мужество и личную отвагу инженер-капитан 3 ранга Хабиев приказом командующего Северным флотом адмирала Головко от 3 апреля 1945 г. был награжден орденом Красного Знамени.

…За проявленную храбрость и мужество в двух боевых походах, за время которых был потоплен транспорт противника водоизмещением в 6 тыс. тонн, достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени».

В 1946 году в служебной карьере Мухарбека Хабиева произошел резкий поворот – боевой офицер-подводник, инженер-капитан 3 ранга получает назначение в НИИ ВМФ на должность научного сотрудника.

Перед флотом, как и перед всеми Вооруженными силами, встали новые задачи – наступала новая эра, эра перевооружения подводного флота на атомные лодки.

В конце пятидесятых годов отечественной наукой и промышленностью сложнейшая научно-техническая задача создания атомных подводных лодок была решена. Однако практически неограниченные возможности ядерных энергетических установок в обеспечении автономного подводного плавания сдерживались нерешенностью ряда задач обитаемости АПЛ и, в первую очередь, опреснения забортной воды и выработки кислорода из нее, а также долговременной сохранности продуктов питания. Научное подразделение НИИ ВМФ, которым руководил офицер-подводник, уже капитан 1-го ранга, кандидат технических наук М. Д. Хабиев, работало именно над этим – решением комплекса задач обеспечения долговременной обитаемости атомных подводных лодок.

Менее чем за 5 лет эти сложнейшие технические задачи обеспечения длительной обитаемости подводных атомоходов в дальних плаваниях и на боевом дежурстве были успешно решены. Свидетельство тому – триумфальный переход через четыре океана с Северного на Тихоокеанский флот двух советских АПЛ К-116 и К-133, которые в феврале–марте 1966 года, без всплытия на поверхность, прошли за 52 дня 25 тысяч миль от Заполярья до Камчатки и остались незамеченными ни одной из многочисленных наблюдательных станций ВМС США, разбросанных по всему Мировому океану. За этот подвиг пятеро офицеров-подводников были удостоены звания Героев Советского Союза. По достоинству был оценен и труд создателей новой корабельной техники – за разработку надежных и эффективных электролизных аппаратов для выделения кислорода из опресненной воды коллектив ученых и представителей судостроительной промышленности, в том числе М. Д. Хабиев, были удостоены почетнейшей в СССР Ленинской премии 1965 года в области науки и техники. Об этом вспоминал капитан 1-го ранга Э. Г. Гаппоев, который проходил службу под руководством начальника отдела М. Д. Хабиева в Управлении обитаемости НИИ ВМФ.

Мухарбек Дзабекович Хабиев целиком посвятил себя службе на флоте. Жизнь – ярчайший пример беззаветного служения Отечеству. Этому должны следовать все, кто любит свою Родину и сегодня выбирает путь в жизни.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика