Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Из истории Уаллагкома

Самый отдаленный горный уголок Осетии имеет славное прошлое

На прошлой неделе мы уже писали о празднике Фарон, отмечаемом ежегодно в третью субботу июля в высокогорном селе Галиат. Он связан с традиционными верованиями осетин, имеющими более чем древнюю историю. Однако не все знают, что в Галиате была и церковь, история которой не такая древняя, как у святилища Фарон, и еще недостаточно изучена.

В начале 1820-х годов, после того как грузинский священник Николай Самарганов (Никъолаоз Самарганишвили) вслед за жителями Алагирского ущелья крестил представителей Дигорского общества, здесь для укрепления христианства были построены церкви с назначением на них священников Грузино-Имеретинской синодальной конторы, к которой тогда относились приходы Осетии.

В Уаллагкоме (юго-восточная часть Дигорского ущелья, переводится как "Верхнее ущелье"), где в 1819 году из 135 семейств за исключением 7 (остальные указаны в списках крещеных), была построена церковь во имя пророка Ильи (так написано в архивных документах). Точное место, где она располагалась, не удалось установить. Не исключено, что построенный объект был только в отчете, как в Урсдоне и Карагаче (факт, о котором писал в свое время протоиерей Алексий Гатуев (1846–1909). Однако у въезда в Галиат со стороны Камунты, по левую сторону за речкой Комидон, остались развалины церкви Святого Георгия Галиатского прихода, построенного в 1850-е годы.

Перед свержением царизма в нем, куда помимо самого Галиата входили еще села Камунта, Дунта и Хонсар, число прихожан превысило три тысячи, а Галиат стал самым густонаселенным селом во всем Дигорском ущелье. Опередив по этому показателю даже Стур-Дигору и Донифарс, население которых тоже превысило по тысяче человек в каждом.

Утеря церковных архивов – большая утрата, так как в них велась летопись – метрические книги, в которых записывались бракосочетавшиеся, крестившиеся, умершие, а также велись исповедальные книги. Эти материалы сейчас, в XXI веке, являются бесценными. В церкви Святого Георгия Галиатского прихода в начале XX века хранились метрические книги начиная с 1830 года, исповедальные – с 1860-го. То, какую ценность представляют эти книги, поясню. Посемейные списки жителей Терской области, куда входил и Галиатский приход, составили только в 1886 году, а первую Всероссийскую перепись населения провели лишь в самом конце XIX века – в 1897-м.

Сложно сказать, насколько утвердилось христианство в народе, принесенное в начале XIX века на Север Осетии из Грузии. Так, бывшие носители фамилии Хурумовых, жившие в селе Хонсар, состояли из двух семей, одна из них, где главой был Али (записан под фамилией Къубисишвили), указана среди крещеных, вторая не указана. И это совсем не единичные случаи и говорит о том, что религиозные верования настолько смешались, что сейчас трудно определить, кто какой конфессии придерживался не только в селе или ущелье, но и в фамилии. Тот же протоиерей Гатуев писал о том, что священник Николай Самарганов в списках указал села, население которых им не было крещено, а некоторые жители, наоборот, умудрялись по нескольку раз креститься, чтобы получить вознаграждение. Если христианский храм в Уаллагкоме был всего один, то святилищ – не менее десяти, и в некоторых из них, как в святилище Фарон, проводят праздники. Одно бесспорно: благодаря официальным конфессиям в народе появились первые люди, научившиеся грамоте (при галиатской церкви в 1893 году была открыта приходская школа, где, по данным за 1903 год, было 96 учащихся), а из списков Самарганова, написанных церковным грузинским письмом "хуцури", мы узнали информацию не только о жителях, но и о поселениях, некоторые из них еще в XIX веке опустели и сведения об их существовании не сохранились даже в преданиях.

Благодаря архивно-поисковой работе удалось также выяснить имена священников, которые были настоятелями Галиатского прихода начиная с 1820 года до закрытия церкви Святого Георгия в 1920-е. Читателям интересно будет узнать имена священников, поэтому в хронологическом порядке публикую их: Григорий Давыдов, Николай Имнадзе, Алексей Двалишвили, Иоанн Гачечиладзе, Семен Агладзев, Константин Берзенов, Григорий Бочоров, Иеремия Бочоров, Моисей Коцоев, Харлампий Цомаев, Георгий Басиев, Николай Цопанов.

Данный список священников неполный. Однако точно известно, что первым священником был Григорий Давыдов, который в 1821 году одновременно занимал такую же должность в Урсдонском приходе. Последним же священником был Николай Цопанов, избежавший, в отличие от некоторых других священнослужителей, репрессии, чему, на мой взгляд, есть объяснение.

В Гражданскую войну он проявил мудрость и не примкнул ни к одной из сторон в этой братоубийственной войне, а наоборот, выступил миротворцем. Когда белогвардейцы со стороны Верхнего Згида в мае 1919 года проникли в Дигорское ущелье, остававшемся последним оплотом советской власти в Северной Осетии, и расположились в Камунте, он спас от расправы арестованных родственников красных партизан. Для этого привлек свою престарелую мать Нагуда Цопанову-Гавдинову, которая сняла с себя платок, бросив его к ногам белогвардейского полковника Бета (Якова) Хабаева. Этот поступок, оставшийся в истории, "уломал" "правителя Осетии", и родственники партизан были помилованы.

В 1920-е годы церковь Святого Георгия Галиатского прихода, где, как выше было сказано, находились документы по приходу начиная с 1830 года, была закрыта, а Николай Цопанов после этого начал работать на почте. В начале 1930-х, понимая, к чему приводил отказ вступать в колхоз – к раскулачиванию и даже ссылке, он агитировал к коллективизации, что также могло повлиять на его судьбу и судьбу тех, кто прислушался к нему.

Такова небольшая часть истории Уаллагкома – самого отдаленного горного уголка Северной Осетии, который сейчас практически обезлюдел, но не забыт теми, кто имеет отсюда корни.

Весной 2023 года группа неравнодушных уроженцев Уаллагкома, постоянно проживающих за пределами своей малой исторической родины, учредила культурно-исторический фонд "Уаллагком", возглавляемый правнучкой последнего священника церкви Святого Георгия Галиатского прихода Николая Цопанова Анжелой Цопановой. Общаясь с одним из соучредителей фонда – Люсей Цопановой-Гокоевой, узнал, что церковь, от которой остались одни стены, планируется восстановить в максимально первозданном виде без использования современных строительных материалов (пластик, гипсокартон, профнастил), чтобы не потерять ее историко-архитектурную ценность. Фондом, которому большую поддержку оказывает один из инициаторов его создания, заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Алан Марзаев, чьи предки жили в селе Камунта, собрана необходимая документация для начала работ, к которым планируют приступить в нынешнем году.

Надеюсь, культурно-историческому фонду "Уаллагком" удастся восстановить в первозданном виде церковь Святого Георгия – один из христианских храмов XIX века в горах Осетии, где в разное время крестились Горга Арсагов, Иван Бекмурзаев, Афанасий (Афон) Бекмурзов, Иван (Гоце) Гапбаев, Иван Дзилихов, Андрей Езеев, Виссарион Загалов, Семен Калаев, Семен Салказанов – люди, которые прославили свою малую родину – Уаллагком!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика