В МУП "Владтрамвай" работают 42 водителя, а должно быть вдвое больше
Раньше мы считали, что главной проблемой ненадлежащей, скажем так, работы трамвайного хозяйства, является отсутствие новых современных вагонов. Потом – устаревшие рельсовая и контактная сети, периодически выходящие из строя из-за нагрузки подстанции. Но сейчас в парке МУП "Владтрамвай" в наличии все 28 сине-красных "красавцев", которые город так ждал. На ходу и старый подвижной состав – специалисты предприятия делают все для поддержания его в рабочем состоянии, но тем не менее большой и непонятный интервал в движении трамваев, их изнуряющее ожидание вызывают справедливые нарекания пассажиров.
Давайте оставим наши восклицания, что "трамвай – это визитная карточка Владикавказа", экологически чистый и социальный вид общественного транспорта, экзотика и пр., и зададим вопросы: сегодня трамвай является ли тем самым современным общественным транспортом, который мы хотим видеть на улицах города? Что мы ждем от транспорта? Регулярность перевозок, надежность, пунктуальность и комфорт. Начнем с последнего, и могу сказать, как пассажир трамвая, да, он есть. Речь идет, конечно же, о новых вагонах, "старичков" уже оставим в покое. Просторный салон, много посадочных мест, витринные окна… Да, кому-то проблематично подниматься на высокие площадки. Понятно, но других вариантов нет, к сожалению. Низкопольные вагоны, о которых много говорилось и которые хотели приобретать, как пояснили специалисты, не годятся для эксплуатации на наших дорогах. Что касается предложения "нарастить" остановки, то далеко не везде есть такая возможность. Не нарастишь же проезжую часть, скажем, возле 26-й школы? Еще одно часто встречающееся замечание: автоматический голос, объявляя остановку "улица Барбашова", неправильно произносит фамилию Героя Советского Союза Петра Барбашова, что недопустимо. И многие наши читатели указывали на этот факт. Опять же, как пояснили на "Владтрамвае", они уже обращались с просьбой изменить запись на завод-изготовитель, и им ответили отказом, якобы это уже невозможно. Но, может, все-таки стоит обратиться еще раз? По просьбам пассажиров! Как-то неловко себя ощущаешь, когда переиначивают фамилию известного в республике человека.
Но все же это мелочи по сравнению с другими глобальными вопросами, которые мешают трамваю стать по-настоящему общественным транспортом и создать реальную альтернативу маршрутному такси. Нет трех других составляющих – регулярности, пунктуальности и надежности. Порой ждешь-ждешь трамвай, махнешь рукой – и едешь на маршрутке. На работе объяснения подобного рода – ждал трамвай, а его не было – не принимаются. А когда-то, вспоминают старожилы, трамваи ходили, как часы, перевозили рабочий класс на заводы и фабрики. Попробуй, не успей на проходную, последствия были строгими.
Сейчас же трамвай все больше для тех, кто никуда не спешит.
Мой первый вопрос, обращенный к директору МУП "Владтрамвай" Алану Бдайциеву был, собственно, таким, как уже сказано выше – является ли трамвай общественным транспортом в полном смысле этого слова? Тут сразу стоит отметить, что Бдайциев в должности директора всего полтора года, а сделано и делается достаточно: меняют контактный провод, ремонтируют подстанции, диспетчерскую на улице Чапаева, пункт технического обслуживания на улице Николаева. Стоит ли напоминать, что все проблемы застарелые и очень финансово емкие. Но решать их надо, иначе вагон ни новый, ни старый просто не поедет. Нынешняя администрация города повернулась лицом к трамваю, за что ей большое спасибо. Меняют, чинят. Вот сейчас в планах – замена рельсового полотна на улице Николаева, замена контактного провода на пересечении проспекта Коста и улицы Генерала Плиева. Отдельное спасибо – за стоимость проезда. Экономически обоснованный тариф составляет порядка 80 рублей за поездку, а пассажир платит 13 рублей. Есть еще льготники и школьники. В этом году выдано 2700 школьных проездных. Никого не ущемили, какое количество школы подали, столько и выделили. И, как заверил руководитель, предприятие погасило все свои долги. Зарплату, коммуналку, налоги – все платят вовремя.
Но это мы пока все о хорошем. А вот сейчас о проблемах. Начнем с арифметики. Ежедневно на линию выходят 15–16 вагонов по всем маршрутам. Интервалы большие. На маршрутах №№ 7, 8 он составляет 60 минут. Кстати, на днях туда пустили новые вагоны. На других поменьше, но тоже требующие корректировки. Предприятие может выпустить 28 новых вагонов, как только разберется до конца со страховкой некоторых, и 12 старых. Всего 40. Разница есть. И вот тут самое главное. Режим работы трамвая двухсменный, значит, на каждый трамвай минимум нужно по два водителя. Это 80 человек, А есть еще выходные, отпуска по 40 суток, больничные. В штате сегодня 42 водителя – 8 в отпуске, 3 на больничном, 2 в декрете. Кстати, некоторым водителям за 70 лет, и они отлично справляются с новой автоматикой. Очень требуются и специалисты ремонтных бригад: кабельщики, электрики… Эти люди на вес золота. Когда-то в трамвайном хозяйстве были все. Сейчас испытываем последствия массовой "дипломизации" населения. Вузы открывались чуть ли не на квартирах, о престиже высшего образования трубили вовсю. И что получили в итоге? "А в итоге получили то, что мы никак не можем набрать людей на курсы водителей, – разводит руками Алан Бдайциев. – Сейчас обучается 5 человек. Набирали следующую группу, подали заявления 17, пришли всего 7. Кто-то раздумал, кто-то не прошел медкомиссию… Обучать некого. А нам хотя бы 20 новых водителей нужно".
Пытаемся разобраться – почему не идут. Оговорюсь, что во времена СССР в Москве водители трамвая входили в так называемую категорию лимитчиков – иногородним предлагали прописку и жилье, лишь обучайся и работай. "Это не только наша проблема, не идут люди и в других городах. Хотя зарплата от 30 тысяч рублей, стипендия в размере МРОТ на время обучения, льготная пенсия, большой отпуск, удобный график работы, но не идут", – говорит руководитель предприятия.
Вместе вспоминаем об общежитиях, которым когда-то располагал "Владтрамвай". Сегодня их нет, что-то снесли, что-то приватизировали. Но Алан считает, что это тоже одна из причин: если бы работники получали гарантированное место в общежитии, то, возможно, заинтересовались бы и жители сельских районов. И вот тут надо подумать, ведь не зря когда-то московскую прописку предлагали.
Есть, на мой взгляд, и еще одна весомая проблема – очень нервная и напряженная работа. Кто ездил пассажиром, тот знает. И дело вовсе не в неадекватных людях, которые, порой, заходят в салон, дело в неадекватных водителях авто, которые снуют тут и там и наверняка уверены, что это трамвай должен уступить им дорогу, и ничего, что он едет строго по рельсам. Только вдуматься, за полгода 35 (!) ДТП с новыми вагонами, и только одно из них по вине водителя трамвая. И то автомашина стояла на рельсах. Хорошо, хоть новые вагоны оснащены камерами, где все фиксируется, иначе бы предприятие затаскали по судам.
Вот такая сегодня жизнь у нашей визитной корточки, нашей городской достопримечательности. Не сладкая, но все же поступательная, с оптимизмом. Будем надеяться, что когда-то все 59 км контактной и рельсовой сети будут как новенькие. На заключительный вопрос – "Не хотите ли расширяться? Были предложения продлить сеть до рынка "Викалина" – Алан ответил так: "Было желание, но там все частные застройки, не получится. Знаете, нам бы это сохранить. Спасибо коллективу, люди по-настоящему любят свою работу, на них все и держится. Спасибо администрации города за поддержку и помощь",
…Когда готовила материал, под окнами моего кабинета время от времени раздавалась звонкая трель трамвая. Люди выходили-входили, и трамвай бежал дальше. Замечательное ощущение. Чего-то родного, доброго, хорошего, которое есть в нашем городе...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30