Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Ханаз – история и современность

Одним из древнейших населенных пунктов Дигорского ущелья является Ханаз (по-дигорски – Хæнæзæ), точный год основания которого, как и почти всех горных сел Осетии, не известен,

но по рассказам старожилов он древнее близлежащих сел – Нара и Задалеска.

Когда-то самое крупное и древнее село Тапан-Дигории (села от Нижнего Задалеска до Верхнего Фаснала) – Ханаз, где когда-то была даже 7-летняя школа и магазин, сейчас полностью обезлюдил, не считая "дачников". В разное время в Ханазе, делившемся на несколько отселков, проживало более двух десятков фамилий – Бясовы, Вазаговы, Гамаевы, Гурдзибеевы, Дзедаевы, Дзотовы, Зембатовы, Кесаоновы, Кибировы, Кубатиевы, Олисаевы, Седановы, Сикоевы, Созаевы, Тавитовы, Тагаевы, Такоевы, Токаевы, Фатцаевы, Химилоновы, Хохоевы, Хутяевы, Цавкиловы, Цаллаевы, Цопбоевы. Некоторые из этих фамилий – Кесаоновы, Кубатиевы, Зембатовы, Сикоевы, Созаевы, Фатцаевы, Химилоновы, Цавкиловы к XX веку полностью выселились на плоскость, и не все зафиксированы среди ханазских фамилий даже Афако Гецаевым.

Тагаевы и Кибировы же жили в Дзинаге и Гуларе. То, что они там проживали, удалось выяснить только благодаря архивным материалам и опросу старожилов. Так, фамилия Токаевых (Тохъайтæ), которая вместе с Бясовыми, Вазаговыми Дзедаевыми, Хохоевыми, Цавкиловыми, Цопбоевыми, а также Кибировыми и Тагаевыми относится к роду Биркиса, переселившегося в стародавние времена в Дигорию из Асси (Балкария), не указана среди проживавших в 1820-е годы в Ханазе фамилий. Тогда они уже жили на плоскости в Дур-Дуре (Туганова), откуда после разделения дигорцев по вероисповеданию на христиан и мусульман, переселились в Новохристианскую (Дигора) и Новомагометанскую (Чикола).

От Токаевых произошли Дигуровы, родоначальник которых Тузар Токаев в конце XVIII – начале XIX века на почве кровной мести со своей большой семьей бежал в село Какадур (Хохы Хъахъхъæдур), где их приютила семья Дзантиевых. Оттуда примерно во второй половине 1830-х годов Токаевы переселились на плоскость в новообразованное село Дарг-Кох (Быдыры Хъахъхъæдур), где являлись самой большой фамилией. По тому, как большая семья Токаевых (у Тузара было 7 сыновей) разговаривала на дигорском, им дали прозвище "дыгур", закрепившееся за ними впоследствии как фамилия – Дигуровы. Другие потомки Биркиса – Цавкиловы тоже до XX века переселились в Дур-Дур, а оттуда в Новомагометанскую. Часть фамилий Гурдзибеевых, Дзедаевых и Цопбоевых, поселившиеся в станице Новоосетинской (Мусгъæу), были причислены к казачьему сословию и записаны как Гуржибековы, Жидаевы и Запоевы.

В дореволюционной Осетии было развито отходничество, когда тысячи людей на заработки выезжали за пределы Осетии (в основном, в Северную Америку). Страдавшего от безземелья и переизбытка населения Ханаз это тоже коснулось. В 1910–1914-е годы, по данным Александра Гусиева, из Ханаза на заработки выехали: Бясовы – 13, Вазаговы – 2, Гамаевы – 3, Гурдзибеевы – 1, Дзедаевы – 4, Олисаевы – 10, Тавитовы – 1, Хохоевы – 8, Хутяевы – 3, Цопбоевы – 6. Некоторые из них, по разным причинам, не вернулись обратно.

За свою историю Ханаз видел и баделиат, против которых в 1781 году дигорцы подняли общенародное восстание, после него дигорское общество вошло в подданство России. И белогвардейцев, которые в мае 1919 года одновременно с нескольких сторон зашли в Дигорское ущелье, в том числе через перевал Бафон, учинив расправу над красными партизанами-керменистами и их семьями. Тогда в Ханазе белогвардейцы сожгли дотла дома партизан. По воспоминаниям Исмаила (Гамурзæ) Цагаева, со слов которого в свое время удалось записать бесценные, с точки зрения истории, данные, оставшиеся без крыши над головой люди поселились в башне-замке (сейчас известен как замок "Фрегат").

Во время Великой Отечественной войны многие уроженцы Ханаза, большинство из которых уже жили на плоскости, встали на защиту Родины. Среди них по пять братьев Бясовых и Вазаговых, которые не вернулись с войны. Их именами названы улицы в селах Сурх-Дигоре и Дур-Дуре, а также городе Владикавказе. Один из братьев Вазаговых, Хангерий Оразович, будучи командиром танковой роты, в 1944 году был награжден почетной военной наградой – орденом Александра Невского. Бессмертный подвиг совершил Лазарь Дзотов (родился в Дур-Дуре), закрыв собой амбразуру вражеского дзота в августе 1942 года. Его имя увековечено в Дур-Дуре и Воронежской области, где он совершил подвиг. Как у каждого села, так и у Ханаза есть человек, именем которого его жители особо гордятся. Для ханазцев это Харитон Цаллаев (родной брат деда актера Вадима Цаллати), удостоившийся первым из уроженцев Дигорского ущелья ученого звания "профессор" (СОГУ) и давший многим людям "путевку в жизнь", имена некоторых из них хорошо известны в Осетии.

В 1997 году семья Ахурбека Цопбоева из Ханаза переехала в Нижний Задалеск. С тех пор уже более четверти века древний Ханаз, видевший многое за свою историю, полностью опустел. В центре села, над развалинами домов возвышается башня-замок "Фрегат", от которого тоже остались одни голые треснувшие стены. И, несмотря на то, что ханазцы и их потомки в нескольких поколениях живут в разных уголках Осетии и далеко за ее пределами, их объединяет один день в году – вторая суббота августа.

В этот день в Ханазе проводят праздник Уацелла (дословный перевод "Святой Илья", Уац – святой, Илла – Илья), который, в отличие от праздников Рахис и Фарон, о которых мы уже писали в "СО", проводят в разные дни в нескольких селах Дигорского ущелья. В Ханазе обязанности по проведению праздника Уацелла в нынешнем году взяли Вазаговы, фамилия, которая еще до Великой Отечественной войны поселилась на плоскости (в основном, в Дур-Дуре). Не останавливаясь детально на том, как прошел праздник, отметим, что не было громкой музыки. Зато на осетинской гармошке великолепно сыграла Виктория Дзотова-Тагаева, которая ничуть не помешала старшему, 87-летнему Эльбрусу Гамаеву, произносить молитвенные тосты. Одновременно по сложившейся традиции, в честь родившихся в течение последнего года приносят в жертву баранов (хъурмалухъ) и пекут пироги. Данный ритуал был проведен по случаю рождения Абисала Дзотова (Мостиздах), Амира Дзотова (Мостиздах), Арсалана Вазагова (Дигора), Дзантемира Дзотова (Дур-Дур), Тимура Вазагова (Дур-Дур).

В этот день определили и фамилию, которая должна взять на себя организацию в следующем году праздника Уацелла. Это, с одной стороны, – почетно, а с другой – ко многому обязывает.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика