Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Акцент – на малые города

О проблемах градостроительства

Ежегодно начиная с 1997-го проходит Петербургский международный экономический форум под патронатом и при участии Президента Российской Федерации. Представители бизнеса на его площадке формулируют предложения по вопросам эффективного перехода к устойчивой модели развития экономики. На нынешнем форуме В. В. Путин обратил особое внимание на развитие малых городов и населенных пунктов.

В этой связи еще лет 15 назад именно на стадии концептуальных решений, предшествовавших корректировке проекта Генплана г. Владикавказа, я предлагал сделать четкий акцент на то, что экономические показатели могут выступать в качестве функционала только при условии равенства социальных и экологических последствий. Что выгодно одному, еще не значит эффективно в итоге. Многое упущено, времени в обрез, и все же считаю уместным внести свои замечания и предложения при обсуждении вопросов, связанных именно с одновременным развитием столицы республики и малых городов.

О ходе рассмотрения Стратегического плана и концепции территориально-пространственного развития г. Владикавказа пресса сообщала неоднократно. Однако, на мой взгляд, не было обсуждения этого исключительно важного вопроса на достаточно профессиональном уровне. В предлагаемой концепции приоритетом является создание экологически сбалансированной градостроительной системы и комфортных условий жизни для горожан. Экономические показатели данной концепции, подтвержденные расчетами, лишь только констатируют то, что в перспективе Владикавказ – это крупный город численностью в 340 тыс. жителей. Считаю, что практическую и всю научную состоятельность расчета перспективной численности может подтвердить только комплексный градостроительно-социокультурно-кибернетический анализ.

Мной как одним из авторов разработки схем территориального планирования РСО–А и Пригородного района было предложено устройство транспортного кольцевого пояса, объединяющего населенные пункты Гизель, Ногир, Михайловское, Октябрьское, Тарское, Попов хутор и др. Это позволило бы не только снять транзитные нагрузки Транскавказской логистики на город, но и четко определить городскую черту, установить зону влияния города на территорию в пределах этого транспортного кольца (взаимодействие с вышеперечисленными населенными пунктами, устройство приграничной (буферной) зоны), т.к. по сей день территория Владикавказа тянется до границы с Грузией. Именно здесь пересекаются внешние городские связи, где, по моему мнению, должно намечаться формирование административно-деловых и обслуживающих комплексов, связанных напрямую с шестью районными центрами и, соответственно, с прилегающими к ним населенными пунктами. В ситуации значительной концентрации жителей в городской агломерации особое значение приобретает вопрос только Пригородного района.

Поэтому необходимо использовать, хотя и запоздавшую, градостроительную политику, давно вышедшую на передний план по сравнению с экономической, ориентируя текущие интересы населения, мигрантов и бизнеса на общереспубликанский интерес. Городская агломерация должна охватывать всю территорию республики (всего лишь 8 т. кв. км), чтобы отражать приоритетные интересы жителей не только нашей столицы и прилегающих населенных мест, но и всей республики по организации и развитию инженерной и транспортной инфраструктуры. В противном случае курс на ускорение темпов экономического роста в городском округе Владикавказ приведет на первых порах к еще большему ускорению экономического неравенства. На практике проекты отвода территории все еще оцениваются с точки зрения инвестора и муниципалитета, а надо оценивать с точки зрения соответствия частного местного интереса общереспубликанскому. Хотя понятно, что капитал "идет" туда, где лучше инфраструктура и где меньше издержек на привлечение рабочей силы.

Положение в г. Владикавказе осложняется формированием в сфере градостроительства и жилищного строительства существенными угрозами социально-экономическому развитию его собственной территории: концентрация нового жилищного строи­тельства в столице ведет к оттоку населения из горных районов и превращению остальных территорий республики в экономическую пустыню.

Динамикой роста численности населения установлено, что ее оптимальная величина для г. Владикавказа не должна превышать 300 тысяч человек. Начиная с 1990 года при реализации национальных проектов на каждый рубль вложенных средств мы вплотную приближаемся к цифре в 10–15 руб. ущерба со всеми разрушительными последствиями в первую очередь для судьбы города (реконструкция инженерных сетей, мостов, улиц, благоустройство территории, снос ветхого фонда и т.д.) В случае же курса на удержание численности населения и рабочих мест в городе Владикавказе и, соответственно, по всей республике на основе пространственно-сбалансированной концепции пропорционального развития системы расселения и типов поселений (с построением соответствующего хозяйственного механизма), на каждый вкладываемый в эти проекты рубль можно получить 5–7 руб. эффекта.

Положение в г. Владикавказе осложняется формированием в сфере градостроительства и жилищного строительства существенными угрозами социально-экономическому развитию его собственной территории: концентрация нового жилищного строи­тельства в столице ведет к оттоку населения из горных районов и превращению остальных территорий республики в экономическую пустыню. Одновременно происходит недоиспользование инфраструктуры в сельских поселениях с нарастанием при этом дефицита мощностей инфраструктуры в переуплотненной столице. Уплотнение жилой застройки в ней с высокой ценностью земли чревато нарушением соотношений между застроенными и незастроенными террито­риями; жильем и объектами соцкультбыта; территориями под автомобили и спортивные площадки; территорией парковой зоны и коммунально-складской и т.п. Далее это приведет к взвинчиванию продажной цены жилья под влиянием его огромного дефицита, оно становится недоступным для основной массы населения. Следовательно, возрастает диспропорция между вводом нового жилья, капитальным ремонтом существующего жилищного фонда и реконструкцией инженерных сетей. Идет застраивание природоохранных и рекреационных зон элитным индивидуальным жильем и т. д. Без узаконенной системы этих затрат и базирующихся на их основе платежей за постоянное и временное пребывание приезжих экономика беззащитна перед эгоизмом мигрантов. Ведь не секрет, что более экономически развитые территории города "высасывают" из депрессивных территорий не только рабочую силу, но и наиболее экономически активную часть малого бизнеса.

Подводя итог, можно сказать, что прин­цип гуманизации среды г. Владикавказа на практике означал бы отказ от: создания новых крупных жилых районов в городе; существенного повышения плотности застройки при реконструкции кварталов с многоэтажной устаревшей застройкой; широкого строительства жилых домов выше 7 этажей; сохранения маятниковой миграции в г. Владикавказе с одновременным стимулированием этой миграции из него как центра (ядра) республиканской системы расселения, на работу в сельскую местность.

В основе градоэкономического прогнозирования надо заложить критерий – максимум формирования гуманизированной средой жизнедеятельности населения при имеющихся ресурсах и перейти от принципа конкуренции за ресурсы системы к принципу солидаризма. Это позволит городам и районам увеличить свой вклад в развитие республики со всемерным сокращением суммарной ресурсоемкости общественного воспроизводства, включая воспроизводство человека.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика