Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
...Сама расскажу о времени и о себе

После выхода книги "В плену прекрасных муз", посвященной Е. Б. Вахтангову и его знаменитому Театру

Да, вы не ошиблись. Это действительно немного перефразированные строки из поэмы В.В. Маяковского "Во весь голос". И в этом нет никакой нескромности. Почему бы автору и не поделиться тем, как рождалась его книга?! А к ней с самого ее замысла все относились с большой любовью. И мы с Тимуром КУСОВЫМ, и издатели, и работники типографии. Может, это потому, что сама тема была очень доброй и благодатной. Может, потому, что написана она о людях, которые, не жалея себя, очень хотели порадовать других. А может, потому, что ТЕАТР и все, кто там служит, – всегда та высота, та тайна, которую непременно хочется понять и разгадать каждому, кто явно неравнодушен к искусству Мельпомены. А все начиналось так.

...В дверь нашего города постучалась МЕЧТА. Вначале она казалась очень робкой и неуверенной, а потом, уже со временем, все больше и больше набирала обороты, вес и силу: ей хотелось осуществиться. И (о, чудо!) это произошло! Ну а мы с Тимуром только вовремя помогли ей выйти из тени, в которой из-за врожденной скромности она пыталась утаить отдельные детали, важные для всех нас.

Итак, книга была задумана. И название найдено – "В плену прекрасных муз". Честно говоря, оно нам, авторам, очень нравилось. Роли тоже мы определили сразу: я – автор текстового материала, а Тимур – оформитель. Мы хорошо понимали, что только наше полное взаимопонимание и готовность к компромиссам могут сделать книгу светлой и счастливой. И ведь все так и получилось.

Работать с Тимуром было и интересно, и надежно. Он умел слушать и слышать, вовсе не слепо подчинялся авторскому диктату, активно вносил свои коррективы, вникал в построение сборника, в стиль и композицию каждого материала, включенного в будущую книгу. Такой тандем, откровенно говоря, меня вполне устраивал.

Да, нам за короткий срок пришлось "перепахать" массу литературы, прежде чем получилось то, что можно было назвать рукописью. Правда, очерки писались в разное время. Так, "Владикавказ – Вселенная" и "Вахтангов и вахтанговцы" появились намного раньше других – еще в первые приезды Театра и в дни юбилеев ордена "Знак Почета" гимназии № 5 нашего города, в которой я проработала несколько десятилетий и где учился Тимур. А остальные – уже в этом, 2023 году. И создавалось все это с глубочайшим уважением к Евгению Багратионовичу и его великому Театру на Старом Арбате, к режиссерам и актерам, к славной истории этого храма Мельпомены и, конечно же, к самой легендарной сцене, прекрасно помнящей талантливых актеров, И не было в наших очерках никаких гипербол, лишних красивостей, ненужных эпитетов, каких-либо сентиментов, за которыми обычно, по словам того же В. В. Маяковского, стоят жалкие уродцы, эдакие "мудреватые кудрейки, кудреватые мудрейки – кто их к черту разберет…". И еще все было максимально приближено к нашему Владикавказу, к нашим землякам, которые тоже стали действующими лицами, потому что являлись теми слушателями и зрителями, для которых так старались буквально все: очень хотелось удивить, порадовать, чем-то восхитить, предложить над чем-то серьезно задуматься. И еще мы мечтали о том, чтобы наши читатели увидели в книге людей, способных на ПОСТУПКИ, благородные, честные, настоящие. Ведь сегодня среди нас так много прогнившего инфантилизма, потерянной веры, лени, равнодушия ко всему на свете. Нередко можно встретить диванных вздыхателей, сваливающих свое откровенное безделье, придуманную апатию на различные обстоятельства. Эти люди не желают обвинить себя, что игнорируют мысль о том, что каждому человеку нужно самому искать в жизни что-то нужное и важное, вовсе не надеясь на то, что оно, как по какому-то сказочному "щучьему велению", неожиданно очутится в твоих руках. Так вот, Евгений Вахтангов был, конечно, человеком ПОСТУПКА, Он не боялся никаких начинаний, даже после поражений находил в себе силы подняться, начать все с нуля, а это бывало ох как не просто! У него не всегда все ладилось со студийцами, он иногда не находил выигрышный материал для постановки. Часто на осуществление каких-то планов, чего-то задуманного у него не хватало финансов, были серьезнейшие проблемы со здоровьем. Но он не опускался до жалоб на жизнь, старался быть оптимистом, искал и находил выходы из разных положений, помогал людям, не замыкался в своей скорлупе. И это неизменно выручало его.

А удивительное умение отстаивать свои убеждения! Этому вообще можно только позавидовать! Ведь оппонентами его часто бывали такие авторитетные люди, имеющие своих почитателей, свою аудиторию! Однако Евгений Багратионович умел находить нужные аргументы, спорил и… часто побеждал, что вызывало глубокое уважение к его эрудиции, характеру, мужеству. Любовь к людям, умение прощать их ошибки, всегдашнее желание помочь своим ученикам, понять их, благодарное отношение к тем, кто когда-либо подарил ему самому хоть частичку своей доброты… Разве это не привлекает нас к такому человеку?! Разве же это хотя бы на йоту устарело сегодня?!

И еще поразительная целеустремленность! Умение не отступать, не размениваться по мелочам. Все это делает человека цельной ЛИЧНОСТЬЮ, помогает ему стать увереннее, сильнее и тверже. Именно об этом написаны все очерки, вошедшие в сборник. Ведь они, как мне кажется, прежде всего, обращены к нашему современнику, который может и должен найти что-то важное и ценное в жизни Вахтангова, то, о чем стоит серьезно подумать, чтобы перенести это в свой мир, сделать частью собственного мировоззрения.

Ну а в Год педагога и наставника творческий союз Евгения со Станиславским и Немировичем-Данченко по-настоящему впечатляет. Как же было умолчать об этом в книге?! Подумайте сами. Ведь при всей разнице во взглядах на многие вещи идти одной дорогой – просвещать людей своим неповторимым искусством, приобщать их к чему-то светлому, высокому, умно, осознанно, эмоционально приближать их к подлинной красоте, наконец, делать образованнее... Это ли не замечательный пример истинного подвижничества для нас – людей XXI века, которые, увы, часто разобщены, вовсе не стремятся к взаимопониманию, не желают, не могут принять другого таким, как есть, не ищут лучшего в тех, кто рядом, не идут, если этого требуют даже важные обстоятельства, на компромисс, способный сделать нашу жизнь счастливее и добрее.

Меня очень порадовало то, с какой любовью издавалась эта книга, как бережно, словно с долгожданным ребенком, работали с ней в издательстве и типографии. Нам с Тимуром не раз пересылались видео, и мы имели возможность наблюдать весь процесс появления и отдельных гранок, и авторских листов, и обложки, и блоков... Книга, как мне кажется, получилась не только красивой, но и доброй, несущей, кроме широкой информации, настоящее тепло, чему способствовало как содержание, так и очень правильно, со вкусом подобранное оформление, старательно выполненное Тимуром Кусовым. Он пересмотрел десятки видео и сотни фото, на которых были запечатлены вахтанговцы разных лет, кстати, далеко не только в период встреч с нашими земляками, но и на сцене своего родного театра, на гастролях в других местах России и всего мира.

В книгу вошли многочисленные воспоминания актеров разных лет: и тех, кто пришел в легендарный театр после знаменитой "Щуки" (Щукинского театрального училища), в том числе и местных – Русского и Осетинского театров. Кстати, собирая материал для будущей книги, я не переставала поражаться тому, с какой благодарностью, с каким почтением, с какой любовью относились выпускники этого учебного заведения к своей альма-матер, как они сумели через всю жизнь пронести эти чувства, не разорвать связей с преподавателями и друг с другом.

Кстати, кроме них, актеров, нашими соавторами стали и многие простые владикавказцы. Им тоже очень хотелось поделиться своими впечатлениями об увиденном: и о восстановленном родном доме Евгения Багратионовича, в котором он провел детство, раннюю юность, откуда уехал в большую жизнь; и об удивительных артефактах, так верно собранных в Доме Вахтангова Кириллом Игоревичем Кроком – директором Московского театра – и его такой работоспособной, талантливой командой. И, конечно же, о великолепном концерте на площади Свободы, который так и назвали "Вахтангов. Путь домой". И о чудесном памятнике Евгению Багратионовичу, установленном перед домом. Наконец, о посещении труппой театра Владикавказской ордена "Знак Почета" гимназии № 5, бывшей мужской гимназии, которую в 1903 году закончил Женя. Да и не только об этом были рассказы наших земляков, посмотревших не один спектакль москвичей, познакомившихся с именитыми актерами в арт-кафе Дома Вахтангова, гостеприимно отворившем двери для посетителей. Большое спасибо за такое активное участие в создании новой книги и учителям пятой гимназии, и всем тем, кто просто любит искусство Мельпомены, кто явно не равнодушен ко всему, что связано судьбой Евгения Багратионовича.

А как нетерпеливо ждали мы все прибытия книги из Ростовской типографии, как открывали ее первые страницы, еще сохранившие неповторимый запах лака и краски... Как искренне старалась помочь нам Анжела Дженикаева – директор издательства "Перо и кисть"! Разве забудешь такую помощь, такое участие?! Все это всегда так дорого авторам!

3. Бетрозова, 3. Салбиева, Л. Уримагова, Ш. Томаев, Л Карасаева, Т. Черникова, А. Новиков, А. Галазов, С. Бацунова, В. Забегаева, Ю. Радченко, О. Глебова, Л. Сюняева, Ж. Такоева, семьи Тотооновых, Айларовых, Беляевых… Да разве назовешь всех наших первых читателей... И география их тоже так неоднородна: Курск и Москва, Санкт-Петербург и Гай, Екатеринбург и Владикавказ... И мы с Тимуром, авторы, очень признательны этим людям за чуткость и внимание ко всему, что несет наш сборник "В плену прекрасных муз", – к стихам и прозе, к воспоминаниям и письмам, к репортажам СМИ. Каждый отклик на книгу – это, поверьте, как дружеское пожатие руки автора, как доброе слово, которое обычно так вдохновляет, дарит новые силы, способные окрылить, повернуть в сторону чего-то очень интересного, полезного, важного.

Порою думается над тем, что способно, по большому счету, объединить людей? Родственные узы? Конечно. Чувство патриотизма? Несомненно. Общие интересы? Ну куда же без этого. И еще, безусловно, красота, которая рядом с нами. Правда, порою она совсем незаметна, а иногда сразу бросается в глаза, берет тебя в надежный плен. Надолго. А порою и навсегда. Так происходит и в этот раз. Пока только с теми, кто познакомился уже с нашей книгой (судим по первым откликам). И очень-очень хотелось бы, чтобы наш сборник "В плену прекрасных муз" непременно нашел своего читателя. Поверьте, он того стоит.

Несколько лет тому назад в книгу стихов "И до сих пор в добро мне верится" я включила свои строки, которые многим пришлись по душе. Привожу их здесь целиком, потому что они ну никак не сокращаются: крепко связаны между собой.

Книга новая – малый ребенок,

Не умеет ни есть, ни ходить,

Но ей нужно покинуть пеленки

И учиться без автора жить.

И, забыв типографские краски,

Выйти с жизнью один на один,

Очутиться на полке без ласки,

Привезенной в чужой магазин.

И в волненье бедняга не знает,

Как получше себя проявить:

Может, кто-то ее полистает,

Может, кто-то захочет купить.

Может, чьи-то надежные руки

И возьмут ее в собственный дом,

И она станет доброй подругой,

Пусть не сразу, когда-то потом...

И подарит свое содержанье

Всем, кто это захочет принять,

Окружив ее добрым вниманьем...

Но по автору как не скучать?

Это он ее душу наполнил

Страстной жаждой кого-то любить,

Как его ей заветы не помнить –

Жить с людьми и им верно служить.

Все у книги когда-нибудь будет:

Автор сердце ей вверил свое.

Принимайте, пожалуйста, люди,

И, узнав, полюбите ее!

Да, полюбите! Это действительно наше огромное человеческое желание! А может, оно исполнится?!

P.S.

Но что бы мы делали, если бы не бескорыстная помощь нашего земляка, пожелавшего остаться неизвестным. Это он, Меценат, взявший на себя финансовые проблемы, связанные с выпуском сборника, попросил написать на форзаце книги такие чудесные слова: "Выдающемуся земляку Евгению Багратионовичу Вахтангову от благодарного народа Осетии". Лучше не скажешь!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика