Вообще-то она окончила швейный лицей и собиралась стать швеей-мотористкой. Сейчас строчила бы себе детали платья или костюма. Или трудилась бы в ателье, радуя модниц индивидуальным пошивом. Но нет, судьба распорядилась по-другому. И сегодня Валентина Хачирова, специалист с огромным стажем, даже не представляет себя без трамвая. Он – ее все: здоровье, энергия, настроение, семья. Названия организации менялись, а любимое дело оставалось прежним (сейчас МУП "ВладТрамвай").
Много лет назад девчонка из казачьей станицы Слепцовской приехала в город Владикавказ. Хотелось учиться, устраивать жизнь в большом городе. Куда идти? Да, конечно, в швейное. Руки "из того места росли", да и профессия для женщины хорошая. "Учились мы на Тамаева, а практику проходили на швейной фабрике на проспекте Мира, – вспоминает Валентина Николаевна. – Выходили со смены в 11 часов вечера, и тут трамвай. Я на нем доезжала несколько остановок и потом бежала на квартиру на улице Горького, которую мы с подружками снимали. Трамвайчик никогда не подводил, работал как часы".
Мы сидим с Валентиной Николаевной в скверике недалеко от диспетчерского пункта на Чапаева. Она только что сдала смену – вот уже долгое время Хачирова "катается" только с утра, для чего встает в 3 часа ночи – но по ней не видно ни усталости, ни раздражения, как будто и не было этих нескольких часов, вернее, нескольких кругов по маршруту, где встречаются и недовольные пассажиры, и вечно суетящиеся прямо у колес автомобили… Она рассказывает про свою жизнь, а я думаю, что лицо-то знакомое. Как городская достопримечательность, где-то мельком встретилась и осела ненароком на подкорках памяти. А когда узнала, сколько лет она за рулем, штурвалом, или как там называется управление трамваем, то вовсе не удивилась. Люблю трамвай и езжу на нем.
– Неужели в 11 часов вечера был вагон? – недоумеваю я, вспоминая сегодняшние реалии.
– А как же! Вагоны заходили в депо без двадцати два ночи. Водители работали в три смены, а сегодня – в две. График движения так был составлен, что рабочие выходят, допустим, с ОЗАТЭ, а трамвай тут же подъезжает. Очень много людей пользовались им. На линии одновременно было 47 вагонов. Многие – спаренные.
Что тут скажешь, время было другое. Трамвай тогда был таким же "работягой", как и сотрудники заводов. Не было маршруток, машин было мало, вся надежда на трамвай. Это сегодня он стал визитной карточкой, а тогда был общественным транспортом в прямом смысле этого слова.
– Так получилось, что я вернулась в станицу. Пожила там некоторое время, а в 1974 году опять поехала в город. Вот и говорит мне соседка: "Валентина, что ты без дела сидишь? Иди к нам на химзавод, краски, белила делать". – Пошла. Кстати, потом она же и сказала: "Ну что ты с бабульками будешь работать. Иди на трамвай. Обучишься, жениха найдешь".
Так оно все и вышло. Желающих учиться было много. На курсах по ускоренной программе в группе было 43 человека. Потом стали работать. Вагоны были старые, с деревянными сидениями, ручным приводом, окошечки в кабине маленькие. Я не помещалась в кабине, сидела вполоборота. А в 1975 году руководство республики, тогда ее возглавлял Билар Кабалоев, закупили в Чехословакии "Татру". Еще, помню, говорили: "У нас горы и Татры-горы. Красота!" Трамваи ходили с интервалом в 2–3 минуты, а проезд стоил 3 копейки.
Рассказывая, Валентина Николаевна как бы снова окунается в ту благодатную эпоху. Километр за километром, смена за сменой – вот так под стук колес и текла ее жизнь. Счастливая. Как и предрекла соседка, в службе пути она встретила мужа – Хачирова Виталия Георгиевича. На тот момент он работал шофером. Полюбили друг друга, родили трех детей. К сожалению, супруг ушел из жизни в 2005 году, а Валентина Николаевна – уже бабушка пятерых внуков.
– Что-нибудь расскажите из совместной жизни, – прошу я ее.
– Да что рассказывать, всякое было. Однажды Виталий мне говорит: "Валюша, я тебе сюрприз приготовил".
– Я обрадовалась: сюрприз оказался телевизором "Рекорд". Вот только он взял деньги в бухгалтерии, а с меня потом удерживали 67 рублей" (смеется).
А я еще поделюсь одним интересным фактом из жизни Хачировой. Много лет назад она училась в ДОСААФе, но права на вождение автомобиля не получила. Не было возможности. "Пришлось получить права на мотоцикл, стала рассекать на "Яве", как говорит сама Валентина.
Моя собеседница признается: "Не могу без трамвая. Не пугают ни подъем в 3 утра, ни интенсивное движение на дорогах". Сейчас осваивает новые вагоны с электроникой и как опытный специалист не может не сказать о недостатках: темный цвет вагонов – водители их плохо видят, медленно закрываются двери, неудобства при продаже билетов – приходится разворачиваться и отвлекаться от дороги, а это недопустимо. Секунда замешательства, и может быть беда. Хачирова это знает и всегда говорит об этом своим ученикам. Внимание должно быть сконцентрировано только на дороге.
– А как же главный раздражитель – пассажиры?
– Ой, да ну что вы! Я их всех люблю. Желаю им доброго утра, хорошего дня. И они мне – того же.
Дома у нее все хорошо. Живет с семьей одной из дочерей. Зять, внуки – все, как положено. Перед окном – любимый палисадник, за которым она с любовью ухаживает. "Дети нет-нет да и скажут: "Мам, да хватит уже кататься! Сиди на лавочке, отдыхай". А она: "Да что ж я буду сидеть, сплетни собирать?! И отдыхаю я только на трамвае, в работе. Люблю это дело. Не могу без трамвая".
Вот такие они, герои дня сегодняшнего. Простые, застенчивые, совсем не медийные, не пафосные. Но такие классные, что от восхищения их трудовым и человеческим подвигом просто дух захватывает. Жить хочется. На них держатся город, республика, страна. А ведь они не летают в космос, не занимаются политикой, не выступают на эстраде... Просто работают. Как это мало и как это много!
Фото автора.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30