Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Дерзкий и бесстрашный

В конце девятнадцатого века из-за нехватки земли, тяжелых социальных и экономических условий жизни и постоянного несправедливого притеснения со стороны баделят (высшее сословие в дигорском обществе) жители села Магометанского не раз ставили перед царскими властями вопрос о выезде в другие регионы России или Турцию. Но власти находили различные причины для отказа.

А в сентябре 1893 года по велению Его Императорского Величества Александра III был издан указ, в котором говорилось: "За умышленное убийство, за ограбление, а также поджог жилых помещений, хотя бы и скотских, за возбуждение бунта в обществе, за сопротивление властям при оружии в руках, какого бы они ни были вероисповедания, а равно и сословия, предоставлено право командующему Кавказским военным округом все вышеупомянутые дела, которые до сего времени находились в судебных учреждениях, передавать военным судам".

Как видно из указа, крестьяне были лишены элементарных прав даже выразить свое недовольство и поставлены в рамки чрезвычайного положения. Каждый, кто возмущался в отношении баделят или царских чиновников, наказывался военным судом. Таким образом, социально-экономическое и политическое положение простого люда еще больше осложнилось.

В связи с этими событиями более широкие масштабы приобрела борьба крестьянства против органов местного управления и окружной администрации. Жесткий характер она приняла в селении Магометанском. Жители, прогнав стражу, захватили земельный участок Тугановых и рубили казенные и тугановские леса. За какую-то неделю лес площадью в 200 гектаров был уничтожен. Через некоторое время бунтари учинили погром в сельском правлении, взломали шкафы и кассу, изъяли 200 постановлений Алагирского лесничества о штрафах за порубки казенного леса, 143 полицейских протокола о порубках Тугановых и сожгли их. Одним из наиболее активных организаторов восстания был Муха Сарабиевич Будтуев.

Родился Муха в 1883 году в селении Магометанском, в семье крестьянина Сараби Будтуева. Рассказы отца о насилиях и притеснениях со стороны баделят глубоко запали в душу впечатлительного мальчика, у него с раннего детства была тяга к знаниям, которая находила поддержку со стороны отца. Но в Магометанском в то время еще не было светской школы, поэтому одного из сыновей – Куцука – Сараби отдал в гимназию, Муха же был определен в частную школу. Куцук вскоре был исключен из гимназии из-за подозрения в революционной деятельности, а Муха после школы поступил во Владикавказское реальное училище, которое окончил с отличием. Во время учебы в училище окончательно сформировалось его революционное мировоззрение.

За смелую, открытую борьбу против царской администрации, местных князей, организацию крестьянских выступлений Муха подвергался систематическому преследованию со стороны местных властей. В 1907 году Будтуев, опасаясь ареста, переехал в Закавказье. В среде грузинских революционеров он начал знакомиться с марксистской литературой и активно включился в распространение большевистских идей среди населения.

В 1909 году Муха был вынужден переселиться в Среднюю Азию, где продолжил активную революционную деятельность. Но здесь его настигла царская охрана, которая отправила парня в Харьков, где военно-полевой суд приговорил его к 10 годам каторги как опасного врага царского самодержавия. Первые два года Муха провел в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем был выслан в Туруханский край. Путь в Сибирь лежал через пересыльные тюрьмы. Из Красноярска до места ссылки, а это 600 километров, арестанты шли в кандалах по бездорожью. В ссылке Будтуев близко познакомился с профессиональным революционером Валерианом Куйбышевым, который оказал на него огромное влияние, укрепив желание посвятить свою жизнь революционной деятельности.

До Туруханской области весть о Февральской революции долетела в начале марта. Несмотря на бушевавшие метели, Муха покинул место ссылки и отправился на родину. Путь был нелегким, но к июлю 1917 года он добрался до Осетии и сразу же включился в революционную борьбу. Став одним из руководителей магометанской ячейки "Кермен", разъяснял односельчанам антинародный характер политики Временного буржуазного правительства, доказывая, что она – не в интересах крестьян.

В январе 1919 года, во время нашествия Деникина, Муха Будтуев создал отряд из 100 всадников, который вошел в состав общего партизанского отряда Дигории. Его сотня участвовала во всех крупных схватках с контрреволюционными отрядами в Осетии, Кабардино-Балкарии, на Ставрополье и наводила ужас на врагов.

Известный революционер, партийный и государственный деятель Осетии Казбек Бутаев в своих воспоминаниях охарактеризовал Муха Будтуева как человека редкой храбрости и отваги.

В подтверждение этого приведем эпизоды из его боевой биографии.

До партизан дошла весть: в селе Дур-Дур расположился отряд деникинцев с намерением организовать карательную экспедицию против "керменистов". По заданию штаба Муха во главе полуэскадрона выступил в разведку. По пути в Дур-Дур партизаны наткнулись на группу белогвардейцев, которые гнали для деникинцев конфискованный у жителей Магометанского скот. В ходе стремительной атаки все 13 белогвардейцев были захвачены в плен и вместе с животными доставлены к месту дислокации партизан.

В августе 1919 года отряд Будтуева завязал бой с превосходившими силами белогвардейцев у селения Ахсарисар. Части под командованием Дорофеева, Даутокова-Серебрякова, Кибирова потеряли сотни солдат и офицеров. Были потери и в отряде Будтуева.

Белогвардейцы, местная знать за голову Муха сулили огромные деньги, но предатели не нашлись. И тогда в порыве гнева сожгли дотла дом Будтуевых...

Жизнь отважного героя-революционера оборвалась осенью1919 года неподалеку от селения Хазнидон, где он с несколькими товарищами наткнулся на превосходившие силы белогвардейцев. Завязался бой. Получив два ранения, Муха Будтуев приказал своим товарищам уходить, а сам остался прикрывать их отход. До последнего патрона, до последнего вздоха отстреливался Муха, а подошедшие белогвардейцы стреляли и кололи штыками мертвое тело героя...

Земляки свято хранят память о славном сыне Осетии, прожившем недолгую, но яркую жизнь. Его имя носил колхоз, им названа одна из центральных улиц Чиколы.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика