Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ИЛИ РАСКРЫВАЯ ТАЙНУ ВРЕМЕНИ

Время абстрактное понятие, созданное людьми для объяснения движения в окружающей действительности, изменений в ней, еще до понимания ими истинных движущих сил природы. В виду этого люди неосознанно вложили во время эти силы, чем на тысячелетия нарушили свое понимание их причинно-следственной связи и логику развития событий.

Это привело к мистификации и сакрализации времени в обыденном сознании и его абсолютизации в научном – в гегелевской терминологии. Философия как идеалистическая, так и материалистическая (диалектический материализм) наделили время статусом одной из основных своих категорий и атрибута (неотъемлемого свойства) материи.

Нарушение учеными диалектической логики в понимании времени завело их в созданную ими же логическую ловушку, из которой они не могут выбраться по сей день. Они продолжают бесчисленные и бесплодные попытки объяснить суть времени, не замечая истинные движущие силы изменений материи, стоящие за понятием времени.

Ученые-материалисты остановились всего в одном шаге от понимания сущности времени, упустив важное обстоятельство. Практически все исследователи, с трудами которых нам удалось ознакомиться, объясняют сущность времени через движение, изменения и длительности событий. Однако никто прямо не указывает на движущую силу самого движения – энергию, хотя современный диалектический материализм и физика кладут в основу физического (материалистического) объяснения мироздания теорию относительности и ее главную формулу пропорциональной эквивалентности массы и энергии.

Казалось бы, вывод очевиден: движение – это порождение энергии (Большого взрыва), следовательно, сущность времени следует искать в физических составляющих энергетических процессов, то есть движения. И тогда даже таким поверхностно знакомым с физикой людям, как я, становятся очевидны компоненты этих процессов, которые разлагают на составные и само время, демистифицируя и деабсолютизируя его.

Время – фундаментальное понятие философии и физики, однако его содержание и понимание этими науками часто противоречат друг другу. Причинами выступают: сущностные расхождения в понимании предмета изучения, логические ошибки, в частности, нарушение правила не определять определяемое через самоё себя (тавтологичность) [1], многозначность одних и тех же терминов в рамках одной науки и в разных дисциплинах, расплывчатость, неоднозначность и неполнота понятий и определений. Кроме того, философские определения времени слабо коррелируют с терминологическим аппаратом физики.

Главная проблема многозначности для науки в том, что она ведет к искажению сущности предмета изучения. Не зря говорят: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Исследование лингвистических проблем методами математики ведется с помощью теории "нечетких множеств". [2] Так математики характеризуют многозначность семантики (значений, смыслов) лексики и разработали методы ее выявления и уточнения.

"Время" является ярким примером лингвистического нечеткого множества и нуждается в операционализации и междисциплинарном сближении. Первая операция используется в социологии для выявления надежно фиксируемых индикаторов исследуемого многозначного понятия. [3] Далее для выяснения содержания понятия "время" необходимо перевести связанные с ним философские понятия и определения однозначные в физические показатели.

Для чего это нужно, хорошо иллюстрирует следующее высказывание Вернера Гейзенберга: "Очень трудно описать это изменение (структуры пространства и времени – В.Р.) словами обычного языка без применения математики, так как обычные слова "пространство" и "время" уже относятся к структуре пространства и времени, представляющей собой идеализацию и упрощение действительной структуры". [4]

Сказанное ставит задачу – дать времени однозначное нетавтологичное определение и выразить его в физических показателях и, желательно, в фундаментальных единицах измерения.

Философия как общая наука раскрывает сущность элементов материи и явлений – событий, процессов, их фундаментальные свойства (характеристики) и связи. Каждый изучаемый объект и событие являются предметом познания, их сущности выявляются через обобщение их предметных свойств. А последние выявляют прикладные науки, причем, постижение сущности идет через понимание конкретики, поэтому полноту знания о предметах познания дает только сочетание обобщающего и прикладного подходов.

Таким образом, в процессе познания элементов материи и явления необходимо прояснять как их сущностные, так и предметные характеристики.

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ НАПРАВЛЯЙТЕ НА ЭЛЕКТНОННУЮ ПОЧТУ vse-ry@yandex.ru

Полная версия статьи
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика