Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Против совести никогда не писал…"

За прошедшие сто с лишним лет после ухода из жизни Коста Хетагурова осетинская литература дала целую когорту выдающихся мастеров пера, среди которых яркой звездой выделяется светлый образ талантливого поэта, драматурга и переводчика, народного поэта Осетии и лауреата Государственной премии имени К. Л. Хетагурова, патриота и гражданина, Гриса Дзамболатовича ПЛИЕВА.

Конечно же, практически каждая фамилия в Осетии внесла и вносит свою лепту в духовную сокровищницу осетинского народа. И все же к тем, кому удалось внести наибольший вклад в золотой фонд нации, безусловно, относится и фамилия Плиевых. Вспомните всех композиторов, песенников, военачальников, актеров. Недавно мой друг, профессор Гацыр Плиев издал книгу "Плиты фысджытæ", и оказалось, что одних только писателей эта славная осетинская фамилия дала целых одиннадцать! И, безусловно, самым выдающимся среди них является Грис Дзамболатович Плиев, чье 110-летие со дня рождения 15 октября отмечает вся Осетия.

У каждого писателя свое творческое амплуа. Создавая произведения в разных литературных жанрах, одни писатели оказываются сильнее в поэзии, другие – в прозе, третьи – в драматургии и т.д. Особенность творческого таланта Гриса Плиева в том, что он был одинаково силен во всех трех жанрах, в которых достиг вершинных успехов.

Как поэт Грис Дзамболатович – один из самых талантливых. Особенно непревзойденной является его поэзия, посвященная теме Великой Отечественной войны, активным участником которой он был. Чего стоит одна только его знаменитая баллада "Семь черкесок"!

А его пьесы побили все рекорды по числу постановок на сцене как на территории бывшего СССР, особенно драма "Чермен", так и за его пределами.

Не менее велик он был и как переводчик Пушкина, Шекспира, Лермонтова. Шумному успеху шекспировских пьес на сцене Северо-Осетинского драматического театра немало способствовал талантливый и искусный перевод пьес на осетинский язык, осуществленный профессиональным литератором и актером, коим был Грис Плиев.

Среди своих коллег по перу Грис Плиев выделялся и своим высоким интеллектом, образованностью, философским складом ума, основательностью. С какой серьезностью изучал он историческую основу своих художественных произведений, видно и из его письма к В.И. Абаеву (1977). Задумав написать трагедию о Зарине (царице саков) и Стриангие, он писал Василию Ивановичу, что не может найти на русском языке "Историю персов" Ктесия, и просил проконсультировать, где ее искать, может у Латышева, Гана или Кулаковского. Грис был человеком совестливым. В одном из писем к Нафи он пишет: "Против совести я никогда ничего не писал, не пишу и писать не буду".

Грис Дзамболатович практически стал учителем, наставником, опекуном молодых поэтических дарований, пришедших в осетинскую литературу в 60-е годы прошлого столетия (Шамиль Джикаев, Васо Малиев, Камал Ходов, Георгий Бестауты, Музафер Дзасохов, Хаджи-Мурат Дзуццати), которые в свою очередь боготворили своего кумира за отеческую заботу и внимание.

Я познакомился с Грисом Дзамболатовичем во Владикавказе в далеком 1966 г.,

в дни Всесоюзной сессии по этногенезу осетин, но близкие отношения с ним сложились в начале 1980-х годов, когда в свет стали выходить мои первые книги научно-популярного сборника серии "Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах". Изданию тогда дали высокую оценку многие ученые и представители творческой интеллигенции, но, пожалуй, самое сильное впечатление первые книги серии оказали на Гриса Плиева, что ярко отражено в следующих строках из его писем:

"Дорогой Людвиг! Слезно умоляю тебя достать и выслать мне первую книгу "Периодической печати…" Без нее я без рук и без ног, лишен возможности работать… Сердечно преданный тебе Грис".

И по получении книги из ответного письма:

"…Я внимательно и с великой пользой для себя проработал все твои три книги, многие главы прочитал по два-три раза, на полях оставил пометки. Все три книги в библиотеке моей рядом с рабочим столом заняли самое видное, самое важное для работы место. Земно кланяюсь седой головой за мучительный труд по сбору и исследованию материалов, за труд, результатов которого так не хватало взыскательному читателю, работникам истории, этнографии, искусства и литературы Осетии".

Тому, что издание получило продолжение и впоследствии стало семитомником, немало способствовали и подобные "слезные умаления" лучших представителей научной и творческой интеллигенции.

Имя, творения и Человеческий облик Гриса Плиева переживут века.

P.S. По прошествии десятилетий, невольно возникают вопросы к послевоенным руководителям нашей республики. Как они бросили Гриса Плиева на произвол судьбы, освободив в 1952 г. от занимаемой им должности редактора журнала "Мах дуг", не предоставив ему больше никакой работы?! Как увязывается такое их поведение с регулярно проводимыми, с их же ведома, юбилейными чествованиями признанного мэтра осетинской литературы (в 25 лет удостоенного ордена "Знак Почета" СССР)?! Как смогли они вычеркнуть из памяти активного участника Великой Отечественной войны, кавалера многих высоких наград? Почему никто из них не подумал о его семье, в которой росли трое детей? Ознакомьтесь с изданными Нафи в 2013 г. отдельной книгой письмами Гриса, и вы узнаете, какие материальные трудности испытывал этот наш признанный классик осетинской литературы из-за произвола партийных чиновников. Спрашивается, за что? Разве такой участи он заслужил?

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика