Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Философия линий и красок

Баззаев-Скиф – самобытный художник, носитель традиций осетинской культуры

Народный художник Республики Южная Осетия-Алания Андрей БАЗЗАЕВ родился 7 октября 1953 года в селении Везури, в Кударском ущелье Южной Осетии. С детства он стремился рисовать и с ранних лет проявлял свой художественный дар.

Первым этапом его художественного образования стало Цхинвальское художественное училище им. М. С. Туганова, где судьба свела его с выдающимся мастером и замечательным педагогом Х. Засеевым. Там он обучался на факультетах керамики и живописи. Следующий период его профессионального становления связан с приездом в 1978 году в Петербург (тогда Ленинград) и учебой в Академии художеств (1979 – 1985 гг.). Здесь он попал в мир, наполненный искусством, прикоснулся к мировому художественному наследию. Перед ним распахнули двери Эрмитаж и Русский музей. В академии его взял к себе в мастерскую Е.Е. Моисеенко, что само по себе было признанием его самобытного таланта. Он учился у выдающихся мастеров И.П. Веселкина и В.Г. Сорокина. Все это направляло и развивало дар художника Андрея Баззаева-Скифа, оттачивало его искусство.

Своими учителями художник считает не только выдающихся мастеров в Художественном училище и Академии художеств. Его наставники – это люди, с которыми он жил рядом. Он видел "могучих" стариков, сильных духовно, несущих исконную жизненную мудрость народа. Яков Андреевич, бабушка Сона (Зассеон), их можно было слушать часами, они с достоинством дарили свой жизненный опыт, уча молодых своим поведением, образом жизни и силой личности.

Андрей Баззаев-Скиф – выдающийся живописец и тонкий график, художник-мыслитель, носитель и хранитель традиций осетинской культуры, пульс и мироощущение которой он привносит в мировой художественный контекст.

Он – яркий представитель петербургской художественной школы. За его работами стоят годы размышлений, которые он переводит на язык красок и линий, язык очень современный и узнаваемый. Будучи в первую очередь художником, он не ограничивается изобразительным искусством, продолжая размышлять и творить в стихах и рассказах. С годами особая мудрость кавказских стариков просматривается в его творчестве все отчетливее. Миссией художника стала творческая интерпретация Нартского эпоса, важнейшего для осетин источника знаний и представлений о своих истоках, о предках и системе национальных ценностей. Он стал своего рода хранителем традиций нартов, скифов и аланов, заключенных в Нартском эпосе и перешедших в культуру осетин, а вместе с тем и в мировую культуру. Неслучайно имя Суассы, первого нарта, появляется в названии юбилейной выставки художника, как не случайна и приставка "Скиф", с юности появившаяся в его фамилии. Действительно, постоянный диалог с культурным наследием, творческое взаимодействие с сюжетами и образами, проникновение в суть нартских преданий и преображение этой сути в композицию, линию и цвет – все это и есть экзистенция творчества художника. Суасса появился в те доисторические времена, когда земля была горячей, и созвучно с этими временами, краски в картинах художника такие насыщенные и яркие.

В Нартском эпосе мастер находит все главные, архетипические, образы, которые постоянно присутствуют в его творчестве. Образ мужчины-воина, сильного, смелого и при этом мудрого, готового защитить свою семью, Родину и жизненные ценности. Многогранный образ женщины, в котором есть красота, материнское начало и особые знания о миропорядке, которыми не обладает мужчина. Образ нарта, носителя традиций, мудрого и справедливого. И ко всему этому добавляются законы и правила, по которым испокон веков строилась жизнь и которые очень важно знать и сохранять.

Его работы, построенные на сюжетах Нартского эпоса, часто наполнены болью переживаний, той болью, которую испытывает наш современник. Художник считает, что в Нартском эпосе есть ключ к пониманию актуальных событий, в своих работах он стремится показать нам его.

Много работ посвятил он Великой Отечественной войне, унесшей жизни многих мужчин из его фамилии. Отдельная страшная боль – это трагедия Беслана, неоправданно жестокая, к ней он постоянно возвращается, как в работе 2023 года, представленной на выставке, перекликающейся с "Герникой" П. Пикассо.

Художнику удается создавать образы, пронзительные в своей трагедийности. Примером тому может служить работа, посвященная войне в Южной Осетии, где вся боль заключена в черной слезе, текущей из глаза Ульяны.

Нартский эпос – не единственная тема в творчестве Андрея Баззаева-Скифа. Тема женщины, понимания ее роли в мире, познания и любви к ней не менее значима для художника. Уже в нартских сказаниях он обращается к образам Дзерассы и, конечно же, Шатаны. Женщина как источник красоты и наслаждения и одновременно обладающая магическими знаниями, способная действовать и мудростью, и, когда необходимо, хитростью, — все это привлекает художника, отдающего дань любви и уважения женщине. В творчестве мастера присутствуют образы великих скифских женщин, цариц, особенно царицы Тамар. От них идет прямая линия к бабушке Соне (Зассеон), жене Ульяне, женским портретам. Бабушке, которая воспитала и вырастила Андрея, он посвятил целый ряд работ. Женщина трагической судьбы, с сильным характером, позволившим ей выстоять во всех несчастьях, великая плакальщица, которая любила и ценила жизнь, смотрит на нас глубоким, проникновенным взглядом с портретов, написанных бесконечно любящим ее внуком.

Муза и жена художника Ульяна предстает в работах художника во множестве образов, начиная с реалистичных портретов и заканчивая обобщенно-символическими образами. Художник воспевает красоту женщины, материнское начало и ее преданность. Кроме того, в портретах Ульяны, как и в автопортретах самого Скифа, среди которых во множестве представлен излюбленный художником жанр двойного портрета, отражается время, точнее, переживание времени во всем его многообразии…

"Я увидел Уастырджи" – название одной из знаковых картин художника, может стать эпиграфом к творческому мировоззрению художника. Андрей Баззаев-Скиф – художник мирового масштаба, который привнес в современное искусство осетинский дух. Его нельзя воспринимать сугубо национально. Любовь и трагедия, поэзия и музыка, эпос и современность – все это есть в его работах, и это близко и понятно всем, кто сталкивается с его творчеством. И, конечно, особая живописная пластика, композиция и работа с цветом создают неповторимый стиль художника.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика