Вопрос о ценностных ориентирах был ключевым в методике ее работы
Говорят, профессия историка сравнима с профессией врача – надо уметь правильно поставить диагноз. А история должна помогать учащимся разбираться в потоке событий, давать им верную оценку, формируя у них зрелость гражданского мышления.
Так считала Елизавета Семеновна Ревазова. Учитель истории старейшего учебного заведения Осетии – педагогического училища №1. Эмоционально сдержанная, несколько даже "суховатая", но мужественная и очень скромная. Мужественность эта проявлялась в моральной оценке обсуждаемых вопросов, внутренней силе, которая исходила от нее, голосе, который отличался твердостью. И это имело под собой почву.
Научить постигать философскую глубину процессов, связующих времена, осмысливая их, формировать мировоззрение гражданина, борца – в этом, как мне кажется, видела цель своей работы Елизавета Семеновна. Она щедро делилась знаниями с нами, студентами, заряжая нас своей увлеченностью, страстностью поиска мысли, проникающей в суть исторических процессов. Надо сказать, что интерес к истории возник у самой Елизаветы Семеновны с ранней юности – сначала в виде увлечения беллетристикой на историческую тему, позже – как осознанное стремление постигнуть взаимосвязи исторических событий. Она прививала нам способность не просто воспринимать факты, но обосновывать личное к ним отношение, вырабатывать собственную оценку с четких идейных позиций.
Поисковая ситуация, организация проблемного урока – все эти сухие формулировки оборачивались на занятиях Елизаветы Семеновны оживленными обсуждениями, в которых она, ненавязчиво дирижируя дискуссией, умела направлять студентов к должным выводам. Здесь необходимо было изучение первоисточников. Почти каждая ее лекция сопровождалась также иллюстрациями из художественной литературы. Помню, как побежали мы после ее занятия записываться в научную библиотеку, что находилась тогда на проспекте Мира. К примеру, объясняет она суть понятия "акционерное общество", на помощь приходит Диккенс, "вексель" – обращаемся к Бальзаку. Ну, а когда речь заходила об отечественных войнах – Лев Толстой, наши советские писатели. И дело было не только в иллюстрации. Елизавета Семеновна была уверена, что уроки истории должны служить нравственному, эстетическому воспитанию, растить граждан, умеющих дорожить историей родного края. Она была не только учителем, но и воспитателем. Лекции и занятия ее воспринимались всегда с большим интересом.
Елизавета Семеновна с присущим ей аналитическим умом ставила студентов в ситуацию нравственного выбора. Помню, как она на уроке с возмущением рассказывала о том, что школьники на вопрос: "Кто такой Фантомас?" – отвечали, что он герой, вместо того, чтобы отнести его к разряду международных преступников. Было это в то время, когда чуть ли не каждый забор выполнял функцию рекламного щита, на котором было написано это таинственное слово. Вот тогда-то она и заставила нас задуматься.
Вообще вопрос о ценностных ориентирах был всегда ключевым. Вот откуда и стремление приобщить учеников к чтению книг, газет, политических журналов. Всегда нас привлекал в ее лекциях сплав глубокой научной эрудиции с ясностью идейно-политических оценок. И как оказалось, все-таки правильно нас учили наши учителя.
Есть преподаватели, у которых небогатая мимика, но когда они начинают говорить, то их рассказ завораживает. Елизавета Семеновна относилась именно к таким учителям. Речь ее отличалась яркой образностью, четкостью, импровизационной манерой подачи материала, высоким эмоциональным настроем. Даже потом, спустя годы после учебы, находясь на экскурсии в Юсуповском дворце в Петербурге (тогдашнем Ленинграде), я вспоминала ее интереснейший рассказ о Распутине.
Живое слово… Оно действует по-особенному. Словом она будоражила фантазию, в то же время умела пробуждать у своих студентов вкус к анализу и обобщению, не ограничивалась узкой характеристикой деятельности какой-либо исторической личности, а старалась дать еще и моральную оценку ее поступкам.
О фактах ее биографии мы знали немного, но то, что она родилась в Китае, мы знали. В Северной Маньчжурии, в 1913 году, где управляющим на КВЖД работал ее отец. В один из приездов в Осетию он женился на Александре Григорьевне Аликовой. Как пишет сама Елизавета Семеновна, пришлось поработать после окончания школы и репетитором по русскому языку, и портнихой, и кассиром. В 1936 году семья (уже без отца) переехала в СССР, и она поступила на исторический факультет СОГПИ (ныне СОГУ им. К.Л. Хетагурова). Окончив институт с отличием в 1939 году, поступила в аспирантуру МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского, ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Это тот самый институт, где учились Константин Симонов, Александр Твардовский, Юрий Левитанский, где, по выражению Владимира Кардина, "гениев на квадратном метре полезной площади было больше, чем в любом другом вузе… поэты бродили косяками…". Одновременно работала на факультете лаборантом. Подготовила диссертацию, но вмешалась война. В 1942 г. погиб ее брат Георгий. В том же году Елизавета Семеновна добровольцем ушла на фронт. Была награждена медалью "За оборону Кавказа". Учительствовать она начала лишь в 1944 году, работала сначала ассистентом кафедры истории СССР, затем старшим преподавателем СОГПИ (ныне СОГУ им. К.Л. Хетагурова). Методику работы Е.С. Ревазовой в свое время высоко оценил профессор Б.В. Скитский. Эта методика была близка ему своей простотой и увлекательностью.
Неизменно вызывали живой интерес ее лекции, которые она много лет читала как член общества "Знание", а также курс обзорных лекций при институте усовершенствования учителей для историков-преподавателей техникумов, занятия ее семинара в доме политпросвещения для руководителей кружков в системе партийной и комсомольской политучебы. В свое время работала завучем в школе №14, учителем в школах №23, №26. С 1963 года до ухода на пенсию – в педагогическом училище №1. Кстати, она в совершенстве владела английским и немецким языками.
Она давала стимул, заставляла каждого поверить в свои силы и способности. Помню наше первое знакомство с ней на первом курсе. Опросив меня по теме, Елизавета Семеновна спросила, не знаю ли я Цомартова Руслана, который окончил художественно-графическое отделение педагогического училища несколькими годами раньше. Получив утвердительный ответ, она вспомнила о своем любимом студенте, который настолько был увлечен историей, что (цитирую ее слова) "выходил к доске и, опустив голову, начинал рассказывать тему, пока я его не остановлю". Для меня планка тогда была установлена. Это был мощнейший стимул к учебе.
Елизавета Семеновна была уверена, человек должен знать прошлое, чтобы построить счастливое будущее. "Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее поразит тебя из пушки!" – не раз повторяла она.
Вот это была прозорливость!
Для каждого учителя самой высокой наградой его труда являются состоявшиеся учительские судьбы своих воспитанников. Я знаю, они у нее есть. Она имела десятки благодарностей, Почетную грамоту Министерства просвещения РСФСР. И неважно уже, что по каким-то непонятным причинам у нее не было званий. Главное – это память о ней!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30