Бывает сложно слышать душу, еще трудней ее лечить
Об оказании экстренной психологической помощи, о работе с пострадавшими в чрезвычайных происшествиях и о том, как сохранить эмоциональную стабильность мы поговорили накануне профессионального праздника – Дня психолога с представительницей этой непростой профессии.
Психолог Специализированной пожарно-спасательной части Главного управления МЧС России по РСО–А Алана Саракаева работает с пострадавшими во время чрезвычайных ситуаций.
– У психологов МЧС есть два основных направления деятельности: психологическое сопровождение личного состава и оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Если сопровождение личного состава – это всегда плановая работа, то экстренное реагирование невозможно запланировать, что угодно может случиться в любое время. Помимо плановой работы с личным составом, мы работаем с людьми, которые оказались в экстремальной жизненной ситуации или столкнулись с трагедией и нуждаются в оказании экстренной психологической помощи.
– Скажите, в экстремальной ситуации психолог-консультант сможет оказать помощь человеку?
– У психолога-консультанта специ-
фика работы иная, у него все запланировано. В принципе, если он владеет методами психологии экстремальных ситуаций и приемами оказания экстренной психологичной помощи, то сможет. За 10 лет работы у меня было много выездов – это дорожно-транспортные происшествия, попытки суицида, различные несчастные случаи, происшествия на воде, в горах и иные чрезвычайные ситуации.
– Вы помните свой первый выезд?
– Да, это было ДТП на одной из центральных улиц Владикавказа. Автомобиль на скорости влетел в столб, в результате чего погибли две женщины, а двое мужчин были госпитализированы с серьезными травмами. Я даже помню время – ночью, около 03:30 часов. Тогда я первый раз оказала экстренную психологическую помощь прибывшей на место происшествия матери одной из погибших.
А вообще я стараюсь не запоминать ситуации с выездов, не возвращаться к ним, не держать в голове. Ведь очень важно для специалиста нашего профиля сохранять свое психическое здоровье, иначе никаких ресурсов не хватит, не для себя, а уж тем более для оказания помощи тем, кто в ней нуждается.
– Вы поддерживаете связь с теми, кому довелось оказать помощь, узнаете, как сложилась их судьба?
– Крайне редко. Как правило, я работаю на месте происшествия и оказываю экстренную психологическую помощь в первые часы. После этого передаю человека в руки другого специалиста или ближайшим родственникам. Но, конечно, бывали единичные случаи, когда я оставляла свой контактный телефон, и какое-то время мы поддерживали связь с человеком. Эта связь бывает недолгой, она завершается, когда человек перестает в этом нуждаться.
– Но бывают же случаи, когда пострадавший ведет себя неадекватно…
– Агрессия – это тоже острая стрессовая реакция, которая является наиболее энергозатратной. С человеком, проявляющим агрессию, нужно разговаривать спокойно, постепенно снижая темп речи. Необходимо говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает эту реакцию. Желательно обращаться к человеку по имени, задавая вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации. Тут важно понимать, что эта реакция направлена не конкретно на вас, а на обстоятельства, которые сложились вокруг него.
– На каких происшествиях сложнее всего работать?
– На происшествиях, где есть погибшие, особенно если это дети. Иногда не могу сдержать слезы, но помня, что я работаю как специалист, беру себя в руки и продолжаю оказывать помощь. Бывает, что мне приходится сообщать родственникам погибшего о случившейся трагедии. Это нелегко.
– Существуют ли своего рода "антиправила", как не стоит утешать человека в горе?
– Да. Есть определенные недопустимые действия и фразы, которые не рекомендуется использовать во время оказания экстренной психологической помощи человеку, переживающему горе. Такие, как "Все будет хорошо", "Так нельзя", "Успокойся". Также иногда пострадавшие "выпрашивают" обещания у специалиста, но ни в коем случае нельзя поддаваться и давать благоприятный прогноз. Не всегда все происходит так, как мы ожидаем, и как нам бы хотелось. Ложные обещания травмируют человека и подрывают его доверие к специалисту.
– Как вы снимаете напряжение после эмоционально тяжелой смены?
– Прежде всего, если возникают какие-либо сложности – есть коллеги, которые мне всегда помогут справиться с эмоциональным состоянием. Мы можем собраться группой и обсудить сложные моменты, дать друг другу совет, тем самым оказать психологическую поддержку, воспользоваться нашей комнатой психоэмоциональной разгрузки, которая оснащена психофизиологическим оборудованием. Также заряжает общение с близкими и родными мне людьми, путешествия, хобби, здоровый сон – все это залог моего хорошего эмоционального состояния.
– Посоветуйте, как в таком море негативных новостей и событий сохранить свое психическое здоровье и не впасть в уныние?
– Я считаю, что чрезмерный поток негативной информации – это еще один стресс-фактор. Если вы замечаете, что новости или какие-то публикации в социальных сетях вызывают у вас беспокойство и переживания, то рекомендую вам сократить время просмотра этой новостной ленты. Все должно быть дозированно и только из достоверных источников. Ведь очень важно сохранять свое психическое здоровье. Лучше подумать о позитивном и уделить время своим близким. Желаю всем читателям хороших новостей. Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег с профессиональным праздником и пожелать им психологического здоровья и душевного равновесия.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30