Его вклад в развитие Осетии трудно переоценить
Военный комиссар крепости Ревель, делегат II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, военный комиссар Эстляндской губернии, комиссар 19-й стрелковой дивизии, военный комиссар инженерной обороны Петрограда, заместитель Чрезвычайного военного комиссара Мурманского и Беломорского краев, председатель Осетинского исполкома, нарком внутренних дел Горской АССР... И все это – один человек, Марк АВСАРАГОВ, которому в эти дни исполнилось бы 135 лет.
Марк Авсарагов, Чермен Баев, Казбек Борукаев
Родился Марк Авсарагов 24 октября 1888 года в селении Христианском (ныне город Дигора) в крестьянской семье Дзабо Авсарагова и Купа Таболовой, которые, будучи сами неграмотными, понимая необходимость получения образования, отдали сына после окончании сельской церковно-приходской школы во Владикавказскую классическую школу-гимназию.
Во Владикавказе, как и во всей России, в начале XX века сложилась революционная ситуация, которая сильно повлияла на мировоззрение и дальнейшую судьбу молодого Марка Авсарагова. В это бурное время он сблизился с революционно настроенной молодежью Осетии – Черменом Баевым, Андреем Гостиевым, Андреем Таболовым (родной дядя по матери), Губади Дзагуровым, Дзандаром Елбаевым, Алиханом Саламовым, Калманом Акоевым, Казбеком Борукаевым, Михаилом Собиевым, Елбыздыко Бритаевым. Огромное впечатление на парня произвели "Кровавое воскресенье" (9 января 1905 г.) и последовавшая за этим первая Русская революция. В то время во Владикавказе фактически еще не существовало отделения фракции большевиков, и увлечение идеями социалистов-революционеров привело в 1906 году Марка в партию эсеров.
В 1908 году Авсарагов успешно окончил Владикавказскую классическую гимназию и затем поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где с головой ушел не только в учебу, но и в работу нелегальных студенческих кружков. Будучи членом партии эсеров, принимал активное участие в студенческих стачках, демонстрациях.
Летом 1910 года приехал в Осетию и для сбора устного народного творчества отправился в горную Дигорию, где встретился со своим близким другом Губади Дзагуровым, с которым по взаимной договоренности начал собирать и записывать народные пословицы и поговорки. Однако эту работу пришлось прервать, так как в Христианском началась кровная месть между Акоевыми и Авсараговыми, приведшая к человеческим жертвам. Кровники начали охоту и за Марком, и он срочно вынужден был покинуть Осетию.
Из Петербурга в письмах к Дзагурову он горько сетовал на суровые общественно-социальные условия и средневековые адаты, которые способствуют сохранению такого антиобщественного явления, как кровная месть.
Авсарагов с 3-го курса перевелся на юридический факультет, который окончил в 1916 году. Как военнообязанный, мобилизован в Русскую императорскую армию и направлен в крепость Ревель. После Февральской буржуазной революции 1917 года нашего земляка выбрали в Революционный совет рабочих и солдатских депутатов крепости Ревель, а затем избрали заместителем председателя Ревельского совета рабочих и солдатских депутатов. Став членом Эстляндского губернского комиссариата, который находился под сильным большевистским влиянием, он развернул кипучую деятельность. В октябре 1917 года стал делегатом II Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов, на котором были приняты исторические декреты о мире и земле, а 31 октября 1917 года – делегатом Армейского съезда сухопутных войск, подчиненных Комфлоту. С того же времени стал членом Военно-революционного совета крепости Ревель, а через месяц избран военным комиссаром Ревельского укрепленного района.
Марк Авсарагов стоял у самых истоков создания Рабоче-крестьянской Красной армии. Тогда же, в феврале 1918 года, получил первое боевое крещение, взяв на себя командование и приняв участие в разгроме германских войск под Ревелем.
Молодое советское правительство высоко оценило вклад Авсарагова в эту первую победу Красной армии, его назначают заместителем Чрезвычайного военного комиссара Мурманского и Беломорского краев. В 1919 году он стал военным комиссаром инженерной обороны Петрограда. Когда войска генерала Юденича вплотную подошли к Петрограду и некоторые части Красной армии подняли мятеж против советской власти, Авсарагова назначают военным комиссаром 19-й стрелковой дивизии. После разгрома войск Юденича под Лугой и Псковом со своей дивизией он участвовал в боях с белофиннами, которые угрожали Петрограду с севера.
Марк Авсарагов стоял у самых истоков создания Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тогда же, в феврале 1918 года, получил первое боевое крещение, взяв на себя командование и приняв участие в разгроме германских войск под Ревелем.
Всегда бесстрашный, Марк подавал пример своим бойцам и шел впереди них в атаку. Лично был знаком с легендарным Яковом Петерсом – Чрезвычайным комиссаром Петрограда, с которым даже сохранилась общая фотография.
После освобождения Северного Кавказа от войск Деникина и установления советской власти по распоряжению командования 7-й армии Западного фронта Авсарагов направлен в Северную Осетию для укрепления советской власти. Приказом военного комиссара Терской области от 9 июня 1920 года он назначен военным комиссаром города Владикавказа. В том же году избран председателем Представительства Горской АССР при Народном комиссариате национальностей в Москве. Помимо того, что был делегатом VIII, IX, X Всероссийских съездов Советов, избран также и на исторический I Всесоюзный съезд Советов, на котором 30 декабря 1922 года провозгласили образование СССР.
Как известно, после Гражданской войны на Северном Кавказе процветал бандитизм. В эти тяжелые годы Марка Авсарагова снова назначили на ответственную должность – наркома внутренних дел Горской АССР, затем председателем городского ЦИКа, заведующим отделом местного хозяйства, членом президиума Северо-Кавказского совнархоза. В 1921 году он инициировал создание в Христиановском комиссии по примирению кровников, председателем которой стал известный народный просветитель Михаил Гарданов. Эта комиссия 3 мая 1921 года вынесла при посредничестве Марзабека Созаева, База Дзагурова, Бола Халлаева, Андрея Таболова, Марзабека Толасова, Дзамурза Баграева решение о примирении Акоевых и Авсараговых, Корнаевых и Тавасиевых, Уруймаговых и Такоевых, Тогоевых и Тотоевых, Кибизовых и Елбаевых, Кодоевых и Билаоновых. В частности, примирение Акоевых и Авсараговых состоялось 15 мая того же года обычаем "тоги фингæ".
Немало энергии и сил Марк Авсарагов приложил для сооружения Гизельдонской ГЭС, Мизурской обогатительной фабрики, Бесланского маисового комбината, Дигорского обводного канала, расширения завода "Электроцинк". Авсарагов был одним из инициаторов открытия на базе Осетинского историко-филологического общества Северо-Осетинского научно-исследовательского института (СОНИИ) 1 апреля 1925 года. Этот институт стал по тем временам первым не только среди горских народов Кавказа, но и других неславянских народов Советского Союза. Марк лично передал в библиотеку СОНИИ несколько томов редкой литературы. 14 февраля 1921 года он подписал приказ Владикавказского окружного исполкома: "О мерах по ликвидации неграмотности в округе", который сыграл важную роль в искоренении неграмотности в Северной Осетии.
В том же году он повез группу талантливых молодых людей из Осетии на учебу в Петроград. Среди них были: Василий Абаев – впоследствии крупнейший иранист, этимолог и нартовед XX века, доктор филологических наук, профессор, почетный академик РАЕН; Георгий Медоев – профессор, лауреат Государственной и Сталинской премий; Сосланбек Тавасиев – народный художник Северной Осетии и Башкирии, лауреат Государственной премии; Рамазан Борукаев – доктор геолого-минералогических наук, академик АН Казахстанской ССР; Александр Гокоев – доктор геологических наук.
Как должностное партийное лицо, Марк Гаврилович принял исключительное участие в судьбе основоположника осетинской драматургии и театра Елбыздыко Бритаева. Марк знал его еще с революционных событий 1905 года. Затем во время учебы в Петербурге их знакомство переросло в дружбу. Сейчас мало кто знает, что именно усилиями Авсарагова осетинская литература имеет известную драму Бритаева "Амран". Когда драматург был тяжело болен, прикован к постели и не мог писать, Марк специально направил к нему стенографиста, который записывал с его слов драму "Амран".
Женился Марк на дочери героя Шипки Татаркана Кайтова, выпускнице благородных девиц Шуратхан Кайтовой, с которой воспитали трех детей – это Аза (муж Гугкаев), Зоя (муж Тавитов) и Руслан (умер в молодости).
Трудился бы и дальше во благо народа и государства наш герой, но годы тяжелой революционной борьбы и начавшиеся преследования в 1930-е годы начали давать о себе знать. Здоровье человека, не раз смотревшего смерти в глаза, подкосила тяжелая болезнь. Но, несмотря на это, Авсарагов не сдавался. Как и раньше, в окнах его кабинета допоздна виден был свет.
Скончался Марк Гаврилович Авсарагов 5 июня 1937 года. Похоронили его на юго-западном кладбище Дигоры при небольшом стечении людей...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30