Интерес к здоровой экологии у населения в целом заметно вырос, особенно у детей. Такая тенденция связана с отношением действующей власти к окружающей среде, к экологическому мировоззрению в целом, путем пропаганды здоровой экологии и поощрения участников и организаторов конкурсов, выставок, викторин с тематикой природозащитной направленности.
В ряде школ республики вернулись к традиционной в прежние годы работе на пришкольных участках, к выращиванию цветов, к посадке саженцев и кустарников с постоянным уходом и наблюдением за развитием, что в разы меняет детское сознание, повышает уровень заботы и ответственности за все, с чем они сталкиваются во время работы на пришкольном участке.
Такая форма приобщения детей к труду обогащает их нравственно и духовно, развивает дружбу между школьниками, заботу и любовь к выращенному своими руками продукту. По сведениям СОРО ВООП активность участников всех уровней за последние годы выросла более чем в четыре раза. Это обстоятельство не только радует, но и дает большие надежды на подъем общей экологической культуры населения. Бережное отношение к среде обитания для большинства детей-участников безусловно станет нормой повседневного поведения в жизни, что является важным составляющим фактором в формировании коренных устоев экологической и общей культуры нашего народа. В то же время необходимо преодолеть устоявшиеся стереотипы в общем поведении населения к природе как источнику получения сиюминутной выгоды.
Качество жизни современного человека, в том числе и здоровье, находится в прямой зависимости от его знаний о причинах и следствиях различных процессов, протекающих в окружающей среде и связанных с его жизнедеятельностью. Теоретические знания и практические навыки (привычки) лучше всего усваиваются и вырабатываются в детском и юношеском возрасте, тем более, если подобная работа ведется целенаправленно и систематически, то есть, включена в систему общего образования. Предметные знания, которые даются обучающимся в современной школе, обширны, но не раскрывают целостной картины взаимосвязи между состоянием здоровья населения и сложившейся экологической ситуацией. Практика показывает, что экологическая безграмотность подрастающего поколения приводит к ухудшению как его собственного здоровья, так и окружающей среды. Особенно это актуально для регионов России со сложной экологической обстановкой, к числу которых относится и Республика Северная Осетия – Алания.
Неблагоприятная экологическая ситуация и отсутствие заинтересованного отношения к собственному здоровью приводят к снижению иммунитета, что, в свою очередь, значительно увеличивает вероятность вспышек эпидемий острых респираторных вирусных заболеваний. Примером этого является распространение коронавирусной инфекции в начале 2020 года, а также практически ежегодные карантины в образовательных учреждениях республики культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении обучающихся знаниями, но и в самом процессе формирования их мировоззрения, убеждений и алгоритмов поведения. К сожалению, многие люди не осознают себя частью экосистемы и не связывают ухудшение собственного здоровья с неблагоприятными изменениями в окружающей среде. Это говорит о том, что подрастающее поколение не воспринимает себя как часть экосистемы, не видит проблемы сбережения собственного здоровья в создавшейся экологической ситуации, а, соответственно, и не совершает осознанных действий в этом направлении.
При этом ставится задача не просто воспитать экологическую культуру, организовать систему непрерывного экологического просвещения, но и вовлечь население в практическую деятельность по охране окружающей среды. К сожалению, слабо, ведется работа с детьми, с учащейся молодежью в медицинских образовательных учреждениях, с населением в целом на сбережение здоровья и усвоение норм здорового образа жизни в сложившихся природно-антропогенных условиях. Кроме того, подобная работа не является системной и носит в большей степени ситуативный характер как следствие инициативы и энтузиазма отдельно взятых специалистов сферы экологии, образования и медицины.
Поэтому для эффективного преодоления последствий неблагоприятной экологической ситуации современному обществу необходимо поставить перед собой задачу – воспитать поколение, которое будет хорошо понимать взаимосвязь между экологией и здоровьем, иметь достаточно знаний для сбережения собственного здоровья и продления дееспособного возраста, осознавать свою ответственность перед окружающим миром и ощущать себя частью единой экосистемы.
Таким образом, можно констатировать, что создавшаяся ситуация нуждается в коренной реконструкции системы экологического образования и просвещения, например, создание Школы экопрофилактики, принципы которой могут быть разработаны с учетом региональных условий проживания населения.
Иван АЛБОРОВ,
член президиума Северо-Осетинского регионально отделения Всероссийского общества охраны природы
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30