ИМЯ В ИСКУССТВЕ Максим ЦАГАРАЕВ – яркий представитель русского реалистического искусства ХХ–ХХI веков
Наш сегодняшний герой убежден: художник не имеет права замыкаться от повседневной жизни за окнами своей мастерской – в своем маленьком личном пространстве. Ведь тогда его творчество лишится главного – души. Краски потускнеют, образы утратят крылья…
Максим Максимович Цагараев родился в г. Нальчике 4 октября 1951 года. После окончания художественной школы при Репинском художественном институте в Ленинграде в 1974 году поступил в Московский художественный институт им. Сурикова, на факультет живописи, кафедру театрально-декорационного искусства под руководством народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств М.М. Курилко. Его педагогами были также В.Б. Скуридин, Ю.Л. Катц. Дипломную работу по теме: "Сценография оперы М. Мусоргского "Борис Годунов" защитил с отличием. В начале 80-х годов 20-го столетия начался его творческий путь художника-живописца в Дмитровской художественной мастерской Худфонда СССР.
Он – член Союза художников с 1984 года, Творческого союза художников России с 2003 года, Московского союза художников с 2006 года. Доцент кафедры живописи и графики Государственного специализированного института искусств 15 лет отдал преподавательской работе, воспитав одаренных учеников: многие из них сегодня уже сами – признанные мастера.
Максим Максимович работает в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетной композиции. В своих работах он – всегда новый, неожиданный, умеющий по-хорошему удивлять зрителя. И в то же время – узнаваемый.
Его полотна хранятся в частных коллекциях в России, США, Японии, Южной Корее.
Творчество Максима Цагараева стоит в ряду замечательных явлений русского реалистического искусства ХIХ–ХХI веков, но в то же время его произведения не являются повторением художественных приемов прошлого. Живопись Цагараева – одно из самых ярких и глубоких переосмыслений современной действительности.
Его работы щедро насыщены образами и символами. Бережно – и при этом свежо, современно, стильно. Подчас – с мудрой грустинкой философа и пылкостью поэта-романтика. Подчас – с озорной улыбкой. Но неизменно – с теплотой и любовью…
В ранних работах художник раскрывает в самых обыденных вещах красоту повседневности, наделяя ее внутренним драматизмом и психологизмом. На первый план в его творчестве выходят подлинность чувств, тонкие душевные переживания и личностное переосмысление событий прошлого и настоящего. ("Обыкновенное утро" 1995 г., "Материнство" 1998 г., "Маша мечтает" 1995 г. "У новогодней елки" 1998 г.)
Вот как о нем отзывается кандидат искусствоведения Ольга Яковлева: "В своих духовных и творческих исканиях Максим Цагараев обращается не только к вековым традициям русской художественной школы, но и к величайшим мастерам европейской живописи. Общечеловеческий гуманистический смысл итальянского ренессанса и глубина психологизма русского передвижничества, грандиозность врубелевского символизма и драматизм космического миросозерцания Павла Филонова являются отправными векторами для размышлений современного художника. Психологизм ранних работ позже дополняется символическими и драматическими нотами (циклы "Времена года" 1998–2002 гг., "Влюбленные" 2002–2004 гг., серия натюрмортов с черепами 1998–2004 гг., "Прощание" 2015 г.)
Художник показывает, что способен не только видеть и ценить в самых обыденных вещах красоту повседневности, но и творчески переосмыслять свои впечатления, наделять их внутренним драматизмом и психологизмом. К героям его полотен хочется возвращаться, чтобы испытать эмоциональный подъем и попробовать постичь тайну жизни и смерти, даже если в этом будет элемент самоиронии (как, например, в изображениях двух черепов в качестве любовной пары в натюрморте "Любовь" 1998 г.)
Раскрыть тайну "Бытия" и "Вечности" художник пытается через существо человека. В данном случае каждое мгновение жизни становится для него важным и символически обоснованным. И здесь показателен цикл живописных полотен "Времена года", когда слияние природы и человека буквально происходит на глазах у зрителя, только каждый для себя решает, человек – венец природы или природа является прародительницей человека. Такое пантеистическое видение мира, которое мы когда-то наблюдали у М.Врубеля, по-новому раскрывает взгляд художника на место человека в мире. В поисках своих корней Цагараев обращается к традициям русской иконописи, в которых видит не столько религиозно-мистический, сколько устойчивый общечеловеческий смысл христианства. По мнению художника, это структурная основа жизни, на которой строится призрачная, зыбкая, взаимопроникаемая и изменчивая природа человека.
Смысл бытия и нравственное совершенствование, бессмертие души и гармония мира, сострадание и обостренное чувство справедливости – вот этическая сторона творчества М.Цагараева. На первый план в его творчестве прежде всего выходят подлинность чувств, тонкие душевные переживания и личностное переосмысление событий прошлого и настоящего. На небольшом полотне "У новогодней елки" художник изобразил девочку, рассматривающую игрушки и огоньки на ней. Но обыденное состояние ребенка в гамме мерцающих красочных тонов превращается в сложную психологическую метафору взросления человека.
Однако художник создает произведения, в которых не только показывает лирическую сторону искусства, но подчас дает волю своему творческому темпераменту. Так, для полного раскрытия темы он гипертрофирует чувства своих персонажей, которые переступают за грань обыденности и привычности, достигая космических масштабов своих эмоций и переживаний: в цикле картин "Влюбленные" пара буквально летит в космическом океане любви, страсти и нежности.
Интересные размышления вызывают натюрморты Цагараева с изображением сложных предметных композиций со стеклянными шарами. Шар, который по Борхесу фокусирует в себе весь мир, на полотнах живописца окружен драгоценными бусами, призрачными сетями, тяжелой тканью, раковинами, кораллами.
М. Цагараев – тонкий и чуткий живописец, постоянно работающий над проблемами художественного языка. Будучи выпускником Суриковского института, он с особым вниманием относится к натуре, поискам точного сочетания тонов, артистизму исполнения – все это отвечает тому направлению, которого придерживаются художники московской школы живописи, с их чуткостью к оттенкам и нюансам цвета.
Еще одна яркая грань творчества М.Цагараева – это портрет. Он с подкупающей откровенностью раскрывает внутренний мир героев своих произведений. Каждый раз, вглядываясь в лицо человека, которого пишет, художник словно слышит отзвуки его души, точно определяя характер и темперамент и угадывая сложные психологические переживания.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30