Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
В очереди за своим долгом

Время летит неумолимо. Но память упорно возвращает Александра МЕДОЕВА в Афганистан – в то уже далекое время, когда он был готов встать в строй. Памятная дата – конец 1979 года, когда ограниченный контингент советских войск отправился в эту страну, "чтобы помочь стабилизировать обстановку и отразить возможную угрозу со стороны".

– Прошло шесть месяцев моей службы в армии, когда наш парашютно-десантный полк внезапно подняли под звук военной тревоги. Мы быстро переоделись, нам выдали новый боекомплект и отправили в Оршу, где находился военный аэродром. Нас посадили в самолеты, технику загрузили, но никто не давал нам конкретные разъяснения. В моей голове роились всевозможные мысли, – вспоминает Александр Тасолтанович. – Самолеты несколько раз взлетали и снова садились.

Во время очередного вылета мы все-таки спросили о маршруте, и тогда нам сообщили, что летим в Афганистан. Честно говоря, тогда это не вызвало у меня никаких эмоций, так как мало что знал о ситуации в этой стране. Я даже обрадовался, что удастся побывать за рубежом и посмотреть на туристические достопримечательности. Однако прибытие в Афганистан сопровождалось огнем. Наши самолеты были обстреляны еще на подлете к Кабулу. Таким образом, все мои иллюзии были разбиты еще до того как мы приземлились. Тем не менее, имея военную подготовку, мы были готовы к возможным неприятностям и получили четкие указания от командиров. После высадки на аэродроме наш полк отправился в Кабул, участвовал в захвате Дар-уль-Амана, где в то время находилось Правительство Афганистана, и блокировал другие важные государственные учреждения.

... Об одной приятной встрече в Кабуле не могу не рассказать. Поначалу мы не могли связаться с родными, почта не работала, а когда появилась возможность переписываться, попросил прислать адрес старшего брата Тимура, который был призван в армию на полгода раньше меня и служил в Волгограде. А тут, смотрю, и у него полевая почта, сердце екнуло, подсказывало, что он может быть где-то рядом. А нам строго-настрого было запрещено сообщать в письмах о месте своего нахождения, пришлось воспользоваться эзоповым языком, и, как оказалось, он понял меня. В конце января дежурный сообщил, что ко мне пришли. Это был наш сосед, сослуживец Тимура Маирбек Цавкаев, который патрулировал в городе и нашел меня. От него я узнал, что брат мой тоже здесь. Через несколько дней Тимур и Маирбек снова наведались ко мне, пообщались. Помню, с какими глазами на нас смотрели однополчане, в них были радость и, может быть, даже немного зависти. Мы договорились с братом о дальнейших наших встречах, но следующая состоялась уже только дома...

К середине февраля обстановка в северных и восточных провинциях Афганистана осложнилась настолько, что потребовала решительного военного вмешательства со стороны руководства 40-й армии. Наш батальон был переброшен в район Джалал -Абада. Там, по данным разведки, сосредоточились большие силы противника, к моджахедам переметнулся и полк народной армии Афганистана. Пехота, гусеничная техника были переброшены по дороге. Мы же десантировались в горах с вертолетов "Ми-8". Полная комплектация десантника весила до 50 килограммов, одних патронов к автомату было до 1500 на солдата. В таких доспехах и стоять-то тяжело, не то что бегать, прыгать, вести огонь, метать гранаты, да еще в горах в невообразимую жару... Почти сутки не затихал тот бой. Из нашего батальона погибло 35 бойцов, было много и раненых, но противник понес более сокрушительные потери. Во время проведения этой операции погиб старший сержант Александр Мироненко. Когда моджахеды окружили его, он взорвал себя гранатой. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Еще один мой сослуживец, старший сержант Николай Чепик, также был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Вот такие парни служили в нашем батальоне, честные, преданные присяге, для них слова "Честь", "Долг", "Отчизна" были не пустым звуком.

Наш батальон активно участвовал в уничтожении опорных пунктов и отрядов моджахедов. Были сильные столкновения, в которых мы теряли товарищей и друзей. Лично меня, слава Богу, пуля миновала, хотя и не прятался за спинами других. В мае 1981 года я был демобилизован и вернулся домой, в Чиколу...

Он не любит говорить о себе. Как, наверное, заметили читатели, в этом рассказе почти не уделил внимание своему личному вкладу. Мы можем судить о его преданности присяге и честном исполнении долга по его наградам – ордену Красной Звезды и медали "За отвагу".

После демобилизации Алик поработал водителем в районной типографии, затем учился в Бакинской школе милиции. Двадцать пять лет безупречно нес службу, награжден ведомственными наградами.

... Александр Тасолтанович в настоящее время на пенсии, живет в Чиколе. Вместе с супругой воспитали двоих сыновей.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика