АКТУАЛЬНО Построить правовое государство возможно, только опираясь на опыт отечественного конституционного законодательства
А. М. ЦАЛИЕВ
Сегодня, 12 декабря исполняется 30 лет со дня принятия Конституции России. О значении этого документа в жизни страны и каждого из нас "СО" рассказал один из его авторов, первый председатель комитета конституционного надзора, а затем конституционного суда нашей республики, доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант юстиции, заслуженный юрист РФ и завкафедрой "Публичного права и органов власти" СКГМИ (ГТУ) Александр ЦАЛИЕВ.
– Александр Михайлович, хочется начать с поздравлений вам как одному из разработчиков нынешней Конституции РФ в связи с круглой датой ее принятия, а также с выходом вашей новой книги – учебника для вузов и аспирантуры "О власти, ее органах и публичном праве".
– Спасибо, но с юбилеем главного закона страны надо поздравлять каждого из нас, потому что это один из самых прогрессивных демократических документов планеты, устанавливающий права и обязанности всех россиян.
– Ваш новый учебник посвящен публичному праву, относится ли к нему и Конституция?
– Безусловно! Понятие публичного права активно использовалось в досоветский период и под ним понималось абсолютное большинство отраслей права, в которых задействованы государственные и местные органы власти, регулирующие публичные отношения и интересы людей. Возрождение публичного права, как и частного, в постсоветский период связано с новым социально-экономическим вектором развития нашего общества и роли в нем государства.
Если более конкретно, то это, во-первых, закрепление в Конституции РФ норм о частной собственности, в том числе, на землю и другие природные ресурсы, свобода экономической деятельности, право на предпринимательскую деятельность и гарантии их защиты со стороны государства. Они способствовали признанию и развитию частного интереса и частного права.
Во-вторых, в последнее время заметно возрастает воздействие государства на экономические отношения, в частности, рыночные. Расширяется сфера административного регулирования предпринимательской и торговой деятельности, контроля цен, что свидетельствует о расширении востребованности публичной власти, органов, ее осуществляющих.
В-третьих, необходимость повышения эффективности деятельности публичных органов власти в решении политических, экономических, социальных, идеологических и иных задач общества, нынешнего российского государства усиливает востребованность разработки публичного права, его осмысления и правильного понимания.
В-четвертых, в существенной мере возрастает проблема влияния населения на политический режим государства и создаваемое им право. А последнее становится всесильным, если оно выражает интересы народа и опирается на его поддержку.
– Что можно сказать о значении власти в жизни общества?
– Изучение, осмысление и оценка власти с разной интенсивностью происходит в любом обществе и государстве. Именно здесь она становится одним из самых значительных феноменов, поскольку связана с реализацией объективно необходимой функции упорядочения, структурирования отношений. Наполеон говорил: "Слабость верховной власти самое страшное бедствие для народа".
Власть берет на себя роль, которую в живой природе выполняет естественный отбор. Без этого атрибута социум гибнет, разрушается под действием внутренних противоречий. Наша жизнь зависит от того, насколько разумно устроена и эффективно действует власть в интересах общества.
– Ну а теперь следует перейти к устройству публичной власти в нашей стране...
– В Конституции РФ предусмотрено разделение власти на несколько ветвей и уровней. В ч. 2 ст. 132 говорится, что "органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории".
В развитие данной нормы в ч.1.1 ст. 131 Конституции предусматривается, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Принцип единства системы публичной власти предполагает согласованное действие различных уровней власти как единого целого во благо граждан. Для обеспечения данного принципа, согласно п. 2 ст. 1 закона от 21 декабря 2021 г. "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ", предусматривается, что "Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации".
Таким образом, все органы публичной власти замыкаются на Президенте РФ, что повышает его персональную ответственность за состояние дел в обществе и государстве, с другой стороны, он получает максимально властные полномочия по решению вопросов внутренней и внешней политики России.
Данные конституционные нормы создают правовую основу для укрепления суверенитета страны и выбора ею своего развития.
– Да, но при этом ст. 12 Конституции РФ гласит, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Нет ли здесь противоречия с тем, что вы сказали выше?
– Эта норма вовсе не означает, что органы местного самоуправления не взаимосвязаны и действуют исключительно в автономном режиме.
Однако именно такое толкование данному конституционному положению давали и дают наши либерал-демократы и их западные советники. А цель этого – ослабить государственную власть и тем самым – наше государство.
Приведу пример того, к чему приводит вольное и ошибочное толкование указанной выше конституционной нормы. После избрания первого Президента Северной Осетии А.Х. Галазова наши местные либерал-демократы добились выдвижения кандидатов на должности глав местного самоуправления только партиями и общественными организациями и исключили из этого процесса президента. В результате управляемость республикой заметно ослабла.
В связи с этим следующий президент своим указом ввел назначение глав местного самоуправления, что было оспорено коммунистами в комитете конституционного надзора республики. Комитет отменил указ как не соответствующий Конституции, ссылаясь на самостоятельность местного самоуправления. С формально юридической стороны решение было правильным, а по существу разрывало единую ветвь публичной власти, тем самым снижая ее управленческие возможности.
– А что сейчас делается на законодательном уровне для укрепления государственности России?
– Закон РФ от 14 марта 2020 г. внес в Конституцию целый ряд поправок. Во-первых, ч. 2.1 ст. 67 ныне предусматривается, что "Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территорий РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются".
Такое предложение я вносил еще в 2013 г. на встрече Президента РФ В.В. Путина с известными конституционалистами страны. Правда, к данной конституционной норме я предлагал добавить слова "строго наказываются в соответствии с законодательством РФ". Такое предложение в начале 2020 г. я направлял и в адрес Государственной думы.
Во-вторых, ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ ныне устанавливает, что "Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается".
В-третьих, ст. 79 Конституции РФ сейчас закрепляет положение о том, что "решения межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации".
В продолжение данной нормы Россия вышла из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека, поскольку он выносил явно необоснованные предложения в отношении нашей страны.
– На что конкретно влияет укрепление государственной власти?
– Конституционные нормы об укреплении государственной власти сегодня приобретают особую актуальность. В частности, это касается народов, живущих на своих исторических территориях, входивших в Россию, но в результате волюнтаристических решений руководства СССР оказавшихся в составе Украины.
Практически все их население проголосовало на референдуме за возвращение "в родную гавань", однако, киевская хунта пытается силой оружия отторгнуть их от своей исторической родины.
Есть и такие российские "политики", кто вместе с американским руководством с целью "демократизации" России предлагает расчленить ее на несколько государств.
– Почему в нашей стране сложилась именно такая модель власти?
– Она сложилась исторически и объясняется объективными причинами: огромной территорией, граничащей со многими государствами, многонациональным и многоконфессиональным составом населения, природно-климатическими условиями и ресурсами и так далее. В такой стране государственные задачи невозможно эффективно решать при разбалансированности органов публичной власти, безвольной власти.
В этой связи хочу напомнить мысль В.В. Путина, что новаторство – это не отрицание прошлого, а его развитие, и для построения правового государства нам необходимо обращаться к опыту отечественного конституционного законодательства.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30