Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Великая хартия

ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ В Конституции закреплены государственные символы: флаг, герб, гимн

День Конституции... Внимательно слежу за тем, что с ним связано. Очень хотелось бы, чтобы все вокруг правильно понимали значимость и ответственность, стоящие за этим словом.

Помню, в мои школьные годы у нас был даже специальный учебник по Конституции. И мы изучали ее серьезно, запоминали основные законы и символы государства. Нам это нравилось: не хотелось жить вслепую. Наша учительница истории Екатерина Николаевна Гамахарова как опытный рулевой вела нас по курсу этого предмета, как по руслу многоводной реки. И потом, уже в самостоятельной жизни, мы не чувствовали себя отстраненно от таких священных символов СССР, как красное знамя, герб и гимн Отечества, комсомольский значок, пионерская клятва, Устав КПСС. И еще мы знали не только свои гражданские права, но и многочисленные обязанности. И это, на мой взгляд, было очень правильно.

Конечно, сегодня в школах проводятся занятия по правоведению и обществознанию, куда введены и вопросы Конституции РФ. И очень хотелось бы, чтобы они запоминались учащимися навсегда, потому что их важность действительно велика.

Уже потом, через много лет после окончания школы, будучи депутатом Верховного Совета СССР, я видела, как скрупулезно рассматривается и, если надо, редактируется каждый пункт этого главного документа страны, сколько времени, терпения, эрудиции, наконец, прозорливости и мудрости необходимо, для того чтобы учесть все нюансы нашей жизни, не обходя острые углы, чтобы точно и лаконично, предельно ясно и доступно сформулировать то, что будет в основе действий каждого из многих-многих миллионов граждан нашей необъятной Родины; что нужно сделать для того чтобы все понимали громадное значение такого емкого, короткого слова "ЗАКОН".

С детства прекрасно помню некоторые стихи знаменитого казахского поэта Джамбула Джабаева. В свое время меня особенно впечатлили его "Ленинградцы – дети мои, ленинградцы – гордость моя". И, конечно же, стихотворение "Великий закон". Последнее мы даже учили наизусть. И оно было всем по душе. Почему? Потому что точно отвечало тому, что в нас было заложено с ранних лет, что для многих из нас являлось святыней, без чего в то время мы не представляли нашей жизни, нашей дружбы, нашего интернационализма.

В Конституции, как все знают, закреплены и государственные символы. Это триединство, безусловно, очень значимо для нас, недаром оно является отличительным для любого государства: государственный флаг, государственный герб и государственный гимн. Да, именно это главные отличительные знаки любой страны, символы суверенитета и государственной власти. Их свято берегут, ими бесконечно дорожат.. Остановлюсь лишь на одном из них – ЗНАМЕНИ.

Сколько замечательных примеров, тесно связанных с ним, мы знаем. Так, в далеком 1919 году банды атамана Шкуро вошли в наш Владикавказ. На улицах стояли их посты. Члены молодежной организации "Спартак" во что бы то ни стало, обязаны были спасти протоколы своих собраний. Но самое главное – следовало вынести красное знамя. Однако как? Как это можно было сделать? Девушки (они выполняли это важнейшее задание) сняли полотно с древка. А дальше? Обернуться в него было невозможно – они были слишком легко одеты. Нести пакетом – не пронесешь: шкуровцы густо стоят на перекрестках, а хозяйка квартиры ходит за девушками, как тень. Тогда Нина Бузинская решила отвлечь хозяйку, а Ольга Гагина быстрым, ловким, очень удачным броском закинула знамя за изразцовую печку. В эту тайну подруг вскоре был посвящен только Петя Хетагуров, учащийся мужской гимназии, один из самых первых и самых активных членов молодежного союза "Спартак". И, когда в 1920 году во Владикавказе появились части Красной Армии, и была восстановлена советская власть, первое, что сделал Петр, – ворвался в бывшее помещение организации и достал знамя. К счастью, оно так и пролежало там незамеченным. А ведь в этой квартире было какое-то учреждение белых... Так была спасена святыня "спартаковцев".

А в дни Великой Отечественной войны... Сколько символов нашего государства было сохранено! Сколько их до сих пор хранится в Центральном музее Советской Армии в Москве! Сколько жизней было отдано за этот гордый символ! Вынести знамя дивизии, полка – значило сохранить боевую единицу как действующую.

1941 год... Роковой, страшный, кровавый, жестокий... Кругом ненавистный враг... Как прекрасно в трилогии "Живые и мертвые" К. М. Симонов описал один из подвигов, связанных с нашей реликвией. Бойцы Красной Армии попали в окружение. Пробивались к своим с огромнейшими потерями. И когда все-таки сумели выйти из труднейшего положения, к смертельно раненному комдиву Зайчикову подвели старшину Ковальчука, который, задрав окровавленную, простреленную гимнастерку, достал обмотанное вокруг тела полотнище.

"Прихватив за края, он растянул его так, чтобы комдив видел все знамя... измятое, пропитанное солдатским потом, но спасенное, с хорошо знакомыми, вышитыми золотом по шелку словами: "17-я Краснознаменная стрелковая дивизия Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Глядя на знамя, Зайчиков поднес к губам его край и заплакал. Он плакал так, как может плакать обессилевший и умирающий человек... И Ковальчук, крепкий, здоровый солдат в простреленной гимнастерке, тоже заплакал, потрясенный увиденным. А новый комдив Серпилин приказал Ковальчуку взять знамя опять: "Раз вынесли, несите дальше"...

Не знаю, как кого, а меня эта сцена растрогала до слез... Вот что значит святыня, вот что значит то, за что стоит стоять до конца, до последнего. И ведь это далеко не единичный случай.

А журналист М. Андриасов в январе 1943-го, когда Осетия только-только была освобождена от фашистских оккупантов, опубликовал в центральной газете "Правда" короткий очерк, который так и назвал – "Защитники Конституции". Вот отдельные отрывки оттуда.

"Германский офицер побагровел. Припухшие от пьянства глаза его налились кровью. На подоконнике, в ворохе школьных тетрадей, он нашел небольшую книжку, на обложке которой крупными буквами было напечатано: "Конституция Союза Советских Социалистических Республик".

– Старое животное! – отрывисто выкрикивал немец на ломанном русском языке, обращаясь к семидесятилетнему хозяину дома – осетину Умару Джанаеву. – Ты знаешь, что мы будем делать за эту спрятанную большевистскую книгу?

Высокий, слегка сгорбленный Умар Джанаев, в мохнатой овечьей папахе, с большой белой бородой, ответил не сразу. В прищуренных глазах его мелькала презрительная улыбка.

– Это – хорошая книга, – сказал, наконец, Умар.

– Ты коммунист! Ты спрятал эту книгу. Мы завтра повесим тебя – затопал ногами офицер.

– Я не коммунист, – снова спокойно ответил Джанаев, – и эту книгу никто не прятал. Ее никогда не спрячешь. Это – Сталинская Конституция. В ней – правда. Она всегда будет жить.

Немец бешено рванулся вперед и изо всей силы ударил Умара кулаком в лицо.

– Смотри, животное! – кричал он, разрывая книгу в клочья. – Этой Конституции уже нет! Нет Русской Конституции, есть германская армия! Ты завтра это увидишь!

Немецкий солдат повел Джанаева в сарай. Окровавленный, с разбитой щекой, шел Умар. Острая боль сжала сердце старика, когда он увидел разрушенные немцами дома соседей. И в эту же минуту Умар вспомнил о своем сыне-гвардейце Бидзине, из-за которого немцы схватили его. "Неужели я не увижу тебя больше, сын мой, мальчик?" – подумал Джанаев...

К великому счастью, немцы не успели повесить старика: ночью наши бойцы отбили захваченное фашистской нечистью селение. А офицер, допрашивавший Умара, был убит и валялся в дорожной грязи. Старик, рассказывая односельчанам, возвращающимся с детьми на руках в свои многострадальные, разрушенные дома, сказал: "Неумный немец, дурак немец. Он хотел уничтожить нашу Конституцию. Но разве может смердящий шакал задушить благородного льва, разве может ветер столкнуть эти горы, разве может эта разбойничья банда отнять нашу Конституцию?!

Гвардейцы, освободившие родное селение Джанаева, ушли далеко на запад, и Умар не знал имен тех, кто спас его жизнь, кто вернул ему родной кров, кто отстоял его Конституцию. Назовем же мы эти имена:

– Гвардии старшина Шапошников, гвардии лейтенант Гузь, гвардии сержант Аганданян, гвардии красноармеец Думбадзе, гвардии красноармеец Сеидов и многие тысячи таких же бесстрашных советских воинов – вот защитники нашей Великой Сталинской Конституции.

Прав Умар Джанаев: она всегда будет жить. Благословенны и бессмертны имена защитников!

Под немеркнущим знаменем Конституции – великой хартии человечества – советский народ победит своего заклятого врага".

И мы победили! И живем, и будем жить по законам нашей обновленной Конституции. Теперь уже Российской. Валентина БЯЗЫРОВА,

заслуженный учитель РФ

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика