Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Подвиг Моздокской группы бронепоездов

ДАТА 3 января исполняется 81 год со дня освобождения Моздока от немецко-фашистских захватчиков (1942–1943)

На фасаде главного входа в здание железнодорожного вокзала – станции Моздок – есть памятная доска: "Осенью 1942 г. на участке ж.д. Моздок – Ищерская – Терек бронепоезда №№ 18, 19, 20, 46 ОДБ в ожесточенных боях отбили натиск фашистских захватчиков, рвавшихся к Грозному.

Вечная память героям".

За этими скупыми памятными строками – судьбы многих конкретных людей, положивших свои жизни на алтарь великой Победы!

25 июля 1942 г. началась Битва за Кавказ, которая является одним из крупнейших событий Великой Отечественной войны. В августовские дни линия фронта приближалась к Моздоку. На дальних подступах к городу возводились оборонительные сооружения. Ежедневно до 2000 моздокчан вместе с профессиональными саперами выезжали за город для рытья окопов, строительства дотов и дзотов. В городе создавались батальоны по борьбе с диверсантами, бандитами и паникерами, охране важных военных и государственных объектов, мостов, узлов связи, группа по охране железнодорожных сооружений.

Воспользовавшись отсутствием второго фронта, фашистское командование сумело создать мощный ударный кулак только на южном участке фронта. Войска группы армий "А" под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа после переправы через Дон повели наступление на Северный Кавказ, в радужных надеждах планируя еще летом добраться до бакинской нефти. Равнинный Кавказ, по сути, до Терека не имел естественных преград, где можно было бы дать бой и задержать противника. Моздок на пути врага становился тем рубежом, овладев которым, он мог продвигаться к бакинской и грозненской нефти, в Закавказье. Вот что заявил Гитлер на совещании в штабе группы армий "Юг", которое состоялось 1 июня 1942 года: "Моя основная мысль – занять область Кавказа, возможно, основательнее разбив русские силы… Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен ликвидировать войну".

Выдвигаясь навстречу наступавшему врагу, в августе оборонительные укрепления по Тереку и у Моздока стали занимать войска Закавказского фронта под командованием генерала И.В. Тюленева. Вот какую оценку сложившейся в те дни обстановке дают авторы вышедшей в 1981 году книги "Краснознаменный Закавказский": "В связи с тем что между войсками Закавказского фронта, занимавшими оборону по реке Терек и отходящими войсками Северокавказского фронта образовался разрыв, противник получил возможность развивать наступление в направлениях Буденновска, Моздока и Ставрополя, Нальчика".

20 августа передовые части немецкой танковой армии Клейста вышли в направлении Моздока. В течение трех дней у стен города шли упорные, кровопролитные бои.

В ходе Битвы за Кавказ в августе 1942 года на моздокском направлении развернулись ожесточенные сражения. Бросив в бой крупные силы пехоты и более 300 танков, противник рассчитывал стремительным ударом 5 сентября овладеть Грозным, 15 сентября – Махачкалой и двинуться на Баку. Однако район Моздока стал для гитлеровцев "долиной смерти". Только в полосе обороны 9-й армии были уничтожены 180 танков врага. Немалую роль в этом сыграли советские бронепоезда.

Вот что писал в своей книге "Через три войны" участник тех событий, командующий Закавказским фронтом генерал армии И.В. Тюленев: "Беспримерную стойкость, героизм и отвагу проявляли бойцы, командиры и политработники бронепоездов".

9 августа 1942 года была сформирована Моздокская группа бронепоездов, состоявшая из отдельного тяжелого бронепоезда № 20 под командованием капитана Степана Николаевича Бородавко и легкого № 19 "Николай Щорс" капитана Ивана Павловича Кучмы. Начальником штаба группы и заместителем командира бронепоезда № 20 был назначен старший лейтенант Виктор Николаевич Дичко, военным комиссаром – политрук Георгий Романович Абрамов.

Из воспоминаний старшего лейтенанта Дичко: "Базировался бронепоезд на станции Наурская. 20 августа база бронепоезда подверглась сильной вражеской бомбардировке. В результате были взорваны продовольственный склад, артиллерийская мастерская, разбит вагон с боеприпасами. Возник сильный пожар. Огонь подходил к боеприпасам. Старший сержант Дивавин Лев Григорьевич, рискуя жизнью, бросился в самое пекло. Своими умелыми и решительными действиями он сбил пламя, не допустив взрыва снарядов. Затем, несмотря на бомбежку, вытащил из-под огня тяжело раненного младшего командира Острова, чем спас ему жизнь. Разведчик бронепоезда старший сержант Чикесов Петр Васильевич по заданию командования находился в разведке и сумел захватить трех засланных немецких шпионов с листовками. Один из них – бывший красноармеец, который служил у немцев около года и был заброшен в район Каново для сбора информации о дислокации частей Красной Армии".

23 августа две танковые и одна пехотная дивизии армии генерала Клейста перешли в наступление непосредственно на Моздок.

"В 6 часов утра экипаж 20-го отдельного тяжелого бронепоезда получил сообщение о появлении 50 немецких танков, которые шли в направлении переправы через реку Терек. Нашим командованием был отдан приказ – остановить продвижение противника, обеспечить переправу курсантов Ростовского артиллерийского училища на южный берег реки и прикрыть отход наших эшелонов с живой силой и техникой. Используя фактор неожиданности, бронепоезд выдвинулся в район станции Ново-Осетинская, где и вступил в ожесточенный бой с врагом. Умело маневрируя и ведя плотный огонь из всех орудий, экипажу бронепоезда удалось отбросить немцев от переправы. Вражеская атака захлебнулась. В результате боя 6 танков были подбиты, остальные повернули назад.

Но и сам бронепоезд получил повреждения. Машинист старший сержант Савин Евгений Владимирович был ранен в голову, но сумел довести бронепоезд на остатках пара до cтанции Моздок. Здесь экипаж приступил к ремонту поврежденной в бою материальной части и пополнению боезапаса.

Через 30 минут они обнаружили в засаде скопление вражеских танков и мотопехоты, находившихся справа от станции Моздок. Эти данные подтвердились сообщением начальника связи Ростовского артиллерийского училища, курсанты которого с боями отходили к Тереку. Бронепоезд немедленно открыл огонь по врагу с закрытых позиций, оказав поддержку действиям ростовских курсантов. Немецкая группировка была рассеяна".

Около 16 часов поступил новый приказ. Противник еще более крупными силами предпринял очередную атаку. На острие у немцев действовали отборные части третьей берлинской танковой дивизии, а именно усиленный мотопехотой и артиллерией 4-й батальон 6-го танкового полка боевой группы фон Либенштайна.

Прицепив к бронепоезду обычный паровоз, так как свой, бронированный, полностью восстановить не удалось, личный состав бронепоезда, не успев еще оправиться от первого боя, выдвинулся для отражения нового наступления.

Тем временем немецкие танки продвигались по западной окраине Моздока. Когда они приблизились на 300 метров к первым домам, из города внезапно вышел 20-й бронепоезд. Ударили вспышки пламени.

Вся огневая мощь обрушилась на неприятеля. Командир бронепоезда Бородавко и политрук Абрамов, находясь на 1-й бронеплощадке, через открытые смотровые щели с риском для жизни руководили боем, перенося огонь на подходившие танки противника. Артиллерийский расчет 1-й бронеплощадки под командованием младшего лейтенанта Дорошенко Андрея Сидоровича дрался, не щадя жизни, и с криками: "За Родину! За Сталина!" за первые 10 минут артиллерийского дуэльного боя обрушил на врага 180 снарядов.

Огнем немецких танков была разбита 1-я бронеплощадка. От прямого попадания погибли командир бронепоезда Бородавко и комиссар, политрук Абрамов. Начался пожар. Стали рваться снаряды. Замполитрука Стрельцов, находившийся там же, организовал выход оставшегося в живых личного состава и сам одним из последних вышел из огня.

Командование принял на себя заместитель командира бронепоезда – начальник штаба Моздокской группы бронепоездов старший лейтенант Дичко, который находился на 2-й бронеплощадке. Несмотря на численное преимущество немцев в живой силе и технике, он твердо решил стоять до конца. Умело руководя боем, направлял огонь уцелевших орудий и пулеметов на главные силы противника, спокойствием и хладнокровием придавая бойцам уверенность в победе.

В самый кульминационный момент боя на помощь "двадцатому" подошел легкий бронепоезд № 19 "Николай Щорс" под командованием капитана Кучмы. Экипаж смело вступил в схватку с превосходившими силами противника.

На тот момент в результате прямых попаданий вражеских снарядов взорвался паровой котел бронепаровоза "двадцатого" бронепоезда. Машинист Савин был вторично ранен, но из боя не вышел и под ураганным огнем противника встал за управление "черным" паровозом, который вскоре тоже был выведен из строя.

К нему на помощь пришел машинист бронепаровоза легкого бронепоезда № 19 сержант Деньщиков Иван Афанасьевич, который, жертвуя собой, все свои знания и силы приложил для того чтобы исправить повреждения на паровозе "двадцатого" бронепоезда и протолкнуть его вперед.

Но и "девятнадцатый" бронепоезд, находясь под непрерывным огнем немцев, получил пробоину тендера бронепаровоза. Сержант Деньщиков организовал его ремонт и с помощью бронепаровоза "девятнадцатого" стал двигать оба бронепоезда. Но следующим снарядом был пробит котел управляемого им бронепаровоза, оба бронепоезда встали.

Когда все орудия 20-го бронепоезда были повреждены и бронепоезд был обездвижен, уцелевшие члены экипажа продолжали биться насмерть, заняв оборону на крыше и за железнодорожным полотном и защищаясь с помощью гранат и стрелкового оружия. Стальная крепость, окруженная огнем и дымом, вступила в смертельный бой с 30 танками. Один из вражеских танков попытался обойти разбитый, но сражавшийся бронепоезд по флангу, но был остановлен двумя противотанковыми гранатами, которые сбросил с крыши младший лейтенант Дорошенко.

Но гитлеровской пехоте все же удалось прорваться на позиции оборонявшихся бойцов бронепоездов. Завязалась жестокая рукопашная схватка. Старший лейтенант Дичко, несмотря на полученную в бою контузию и кинжальное ранение в грудь, продолжал руководить боем, показывая своим подчиненным пример стойкости и отваги.

В своей книге "Голубые дьяволы" писатель-моздокчанин А.Н. Баранов описал один из интересных эпизодов этих событий, как моздокские двенадцатилетние мальчишки Минька, Колька и Петька из поселка Кирпичный завод в те августовские дни со слов чудом оставшегося в живых 17-летнего красноармейца из экипажа сгоревшего дотла 20-го тяжелого бронепоезда Игоря Малыгина проявили мужество. Из воспоминаний И. Малыгина: "Перед самым ударом я, поправляя зенитный прицел, получил пулю в левое предплечье, а от удара вылетел из боевой рубки вместе с обломками платформы и потерял сознание.

О том, как я очнулся утром, как меня вытаскивали из-под обломков трое мальчишек лет по 12–14 и обо всем, что было дальше, лучше всего может рассказать один из этих троих мальчиков, Николай Иванович Стоян. На этом мое участие в защите Моздока закончилось. Потом были госпитали в Кизляре, Махачкале и Баку, затем – 65-й дивизион бронепоездов, который базировался под Тбилиси. Новые бои и походы – форсировал Вислу, брал Лигниц, Дрезден и Прагу. Как говорили потом, в 65-м дивизионе бронепоездов из всего экипажа 20-го

ОТБП остались в живых всего 9 человек, но Моздок в тот день немцы так и не взяли! Слава павшим!"

Враг так и не смог сломить сопротивление наших воинов. Понеся значительные потери, он вынужден был временно отступить.

Всего за день боев бронепоездами Моздокской группы были уничтожены 18 танков противника и несколько сот человек неприятельской пехоты. Боевая задача, поставленная командованием перед экипажами бронепоездов, была выполнена.

В приказе от 28 августа 1942 года командующий Северной группой войск Закавказского фронта генерал-лейтенант И.И. Масленников объявил благодарность всему личному составу 19-го и 20-го бронепоездов и отметил их действия как "пример храбрости и геройства, проявленных в бою". Многие были награждены боевыми наградами, в том числе С.Н. Бородавко и Г.Р. Абрамов (оба посмертно) – орденом Ленина, В.Н. Дичко – орденом Красной Звезды, И.П. Кучма – орденом Отечественной войны 2-й степени.

Погибшего командира тяжелого бронепоезда № 20 и политрука товарищи похоронили недалеко от места боя, возле железнодорожной насыпи у разъезда Галюгаевского, на 73-м километре участка обслуживания ЛОВД на станции Моздок. Временная табличка с их фамилиями после войны была утрачена, могила долгое время считалась безымянной. Спустя десятилетия усилиями краеведов и юных следопытов имена героев удалось восстановить. Сейчас здесь стоит памятник, у которого проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, историко-патриотические мероприятия с участием ветеранов. Личный состав ЛОВД на ст. Моздок шефствует над памятником. В Моздокском краеведческом музее есть экспозиция, посвященная подвигу экипажа 20-го отдельного тяжелого бронепоезда, а также хранятся воспоминания участников этих событий.

В боях на Моздокском направлении бронепоезда сыграли важную роль в борьбе с немецко-фашистскими танками. Их личный состав проявил мужество и героизм в неравном бою с превосходившими силами гитлеровцев. Им удалось на некоторое время серьезно затормозить продвижение противника. Не сумев через Моздок и Малгобек прорваться к Грозному, враг в октябре и ноябре перенес центр наступления своих войск на Орджоникидзе, но здесь потерпел самое крупное поражение в битве на Северном Кавказе.

Инна СТАРИЧЕНКО,

старший научный сотрудник Моздокского краеведческого музея

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика