Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Формирование профессиональной идентичности будущего

Актуальность обращения к данной теме задается проблемной ситуацией, вызванной подготовкой и становлением нового типа журналистов, принципиально отличающихся значительными базовыми знаниями и достаточно высоким творческим эффектом.

Широкое обновление медиапространства вызвало серьезные изменения в профессиональной структуре постпереходного общества. Они в первую очередь отражаются в соответствующих процессах формирования новых требований к профессиональной журналистике со стороны науки и практики (рынка труда). По нашему мнению, в ближайшем будущем возникнет острая необходимость в профессионалах в сфере журналистики, и их подготовка станет прерогативой элитного высшего образования. В настоящее время на практике эти специалисты в области СМИ уже востребованы, но их специализированная подготовка в вузах пока ведется не на должном уровне.

В реформируемом обществе, каковым является наша страна, журналистское творчество превращается из спутника развития материального производства в его основное условие, а сфера творческой деятельности уже не пассивно созерцает хозяйственный прогресс, а активно определяет ориентиры его самосовершенствования. Механизм воздействия СМИ на социокультурную реальность и человека определяется их информационной природой. В каждой ситуации профессиональный специалист стремится к творческому труду. В каждой ситуации он готов к выбору, риску, ошибкам, новым идеям. Его жизненное кредо – стремление к самосовершенствованию и максимальной реализации своего личностного потенциала, иногда даже вопреки культурному и социальному окружению. Как носитель информации он подчиняется обряду потребления, заключающемуся в постоянной гонке за новинками. Однако особенности профессиональной деятельности предполагают необходимость творческого подхода к своей профессии и умение управлять восприятием другими людьми. Но существование в культуре ноубрау делает их самих теми, кем кто-то манипулирует. В этом есть некая ирония судьбы. Поэтому первичной задачей системы профессионального журналистского образования в данной ситуации становится разумная коррекция этих моделей.

Современный рынок труда выдвигает к профессионалам в сфере журналистики следующие основные требования: базовая профессиональная подготовка на основе университетского образования; высокая гуманитарная культура и глубокие филологические знания, которые подразумевают как минимум несколько аспектов: наличие такого комплекса специальных знаний и творческих навыков, которые позволяют эффективно использовать технику и технологии СМИ по их прямому назначению; мотивация на постоянное пополнение знаний в сфере современной журналистики и совершенствование навыков их использования; умение компетентно и свободно обращаться с информационными потоками; наличие профессионального стиля мышления, позволяющего контролировать собственную творческую деятельность или поведение социальной группы; способность рефлексировать манипулятивные воздействия извне и противостоять им.

А еще способность к творчеству и к восприятию инноваций, к участию в нововведениях; готовность к постоянному повышению профессиональной квалификации и получению новых знаний; умение предвидеть развитие ситуации и планировать свои действия. Готовность к риску, гибкость и дисциплинированность. Развитые коммуникационные навыки, умение работать в команде и разрешать конфликты и т.д.

Данный список формирует соответствующие требования как к перечню новых специальностей и квалификаций, так и к содержанию и организации образования. Их реализация предполагает разработку принципиально нового методического сопровождения, подготовку преподавательских кадров, способных организовать обучение специалистов в сфере журналистики на основе междисциплинарного знания и с учетом выявленных моделей поведения человека в современном информационном мире.

Этапы формирования профессиональной идентичности журналиста очень разнообразны. Дело в том, что становление профессионала – фундаментальная научная и практическая проблема, непреходящая ценность которой определяется высокой значимостью профессиональной деятельности и для общества, и для человека. Профессионализм не сводится к умению и мастерству, он тесно связан с отношением человека к себе как профессионалу, к профессиональной деятельности как форме самореализации, к ценностям и традициям профессионального сообщества. Профессиональная идентичность – это определенное состояние личности журналиста, которое человек сам себе задает и к которому стремится. Поэтому можно говорить о своего рода идентификационной активности человека, которая направлена на поиск в рамках профессиональной деятельности тех личностных характеристик, которые ему необходимы. Осознавая необходимость формирования профессиональной идентичности, человек сам решает, в какой степени ему нужно принимать данную форму деятельности, данный способ профессионального взаимодействия и себя как профессионала. При этом человек может сомневаться или отвергать профессиональные ценности, которые ему навязывает сообщество. Принимая же профессиональные ценности, человек может быть не удовлетворен содержанием и условиями профессиональной деятельности. Однако отмеченное рассогласование характерно лишь для начальных стадий формирования профессиональной идентичности журналиста.

Профессиональная идентичность – это интегральная характеристика человека творческой профессии. Она не может быть сведена, с одной стороны, к социальной идентичности, поскольку не исчерпывается принятием соответствующих профессиональных ролей и функций. С другой стороны, она не сводится и к самоидентичности, поскольку отношение к себе как к профессионалу является лишь одним из показателей сформированности идентичности журналиста. Интегральность данной характеристики творческой личности заключается в том, что в структуре профессиональной подготовки представлены обе ее формы профессиональной идентичности. В зависимости от стадии профессионального пути чувство профессиональной идентичности может иметь разное содержание, тем не менее оно всегда переживается как положительное отношение индивида к творческой профессии, как желание трудиться в данных условиях и по данной специальности, как стремление к оптимальному выполнению профессиональной деятельности. Оно сопровождается ощущением защищенности, верой в свои реальные и потенциальные возможности, гордостью за свою профессию, пониманием ее важности.

Развитие идентичности идет по нескольким направлениям. Во-первых, развиваются потребности, интересы; во-вторых, формируются притязания личности в плане все более четкого определения того, каким человек хочет видеть себя; в-третьих, происходит все более глубокое осознание себя, своих возможностей и потребностей. В рамках разработанной нами концепции профессионального становления творческой личности превращение индивида в профессионала рассматривается как процесс формирования субъекта, способного решать весь комплекс задач профессиональной деятельности и профессионального развития. Этапы формирования профессиональной идентичности определены нами на примере студентов в процессе обучения. Студент-первокурсник до определенного момента продолжает ощущать себя еще школьником, то есть некоторое время он является носителем "школьной" идентичности. Психологически это проявляется в том, что индивид не может до конца поверить, т.е. осознать себя студентом, у него сохраняются "школьные привычки", ему неуютно и непривычно в роли студента.

На третьем курсе окончательно складывается личность студента как субъекта учебно-академической деятельности, иначе говоря, индивид становится настоящим кандидатом в журналисты и по формам деятельности, и по способу одеваться, общаться, проводить свободное время и т.д. Однако уже на 4–5-м курсе под влиянием производственной практики и все большей ориентации на послевузовскую жизнь у студентов начинает складываться собственно профессиональная идентичность. О ее появлении свидетельствуют многочисленные факты, в том числе и изменение отношения к учебным предметам.

Итак, можно говорить о следующих этапах становления профессиональной идентичности: "школьная", "образовательная", "профессиональная". Переход от одной формы идентичности к другой осуществляется через кризис. Зафиксированы также маргинальные формы развития идентичности. Студент, не преодолевший кризис школьной идентичности, не может стать полноценным субъектом академической деятельности и системы межличностных отношений. Чаще всего такие студенты уходят из вуза. Студенты, не преодолевшие кризис академической идентичности, превращаются в так называемых "вечных студентов", для которых процесс обучения становится самоцелью.

Правильная организация учебного процесса как теоретического и практического блоков, так и самостоятельной работы студентов с применением различных медиатехнологий, способствует решению актуальной задачи – формирования профессиональной идентичности.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика