СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА К 80-летию окончательного прорыва блокады Ленинграда
Блокада Ленинграда навсегда вошла в историю как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.
900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Ленинград защищали более трех тысяч отважных сынов Северной Осетии: М.К. Абаев, Х.К. Абисалов, С.Ф. Арчегов, Г.Н. Бзаров, А.М. Гагиев, Ю.Э. Бунимович, Д.Е. Джатиев, Д.Б. Кесаев, Г.М. Хадонов, Х.А. Худалов, К.А. Мамсуров, С. Цаллагов и многие другие. Среди них был и Григорий Николаевич Гокинаев.
Он родился 13 апреля 1911 г. в станице Черноярской Моздокского района. С Ленинградом связывало его очень многое. С 1931-го по 1937-й год он учился в Ленинградском автомобильно-дорожном институте им. В.В. Куйбышева. После окончания института Гокинаев работал на военном заводе им. К. Ворошилова в конструкторском бюро. Он полюбил город, в котором учился и работал, его проспекты, бульвары, набережные, музеи и памятники. Он сдружился со многими ленинградцами, душевными и трудолюбивыми людьми. Мирную, счастливую жизнь прервала начавшаяся Великая Отечественная война. 23 июня 1941 г. Гокинаев подает заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, но получает отказ, так как у него как у инженера военного завода была бронь. Однако, несмотря на отказ, Григорий Николаевич еще неоднократно обращался в военкомат, и добился-таки своего. 15 августа 1941 г. младшего лейтенанта Гокинаева назначили командиром взвода 10-го автомобильного полка Ленинградского фронта. К концу августа 1941 г. фашистские войска подошли к Ленинграду, 4 сентября начали артобстрел города, 8 сентября захватили город Шлиссельбург – кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось.
10-й автомобильный полк, где служил Гокинаев, выполнял боевые задачи по доставке боеприпасов, горючего, перевозке личного состава, а также эвакуации раненых с передовых позиций. Во второй половине ноября 1941 г. начала действовать ледовая трасса через Ладожское озеро – знаменитая "Дорога жизни". Водители взвода Гокинаева под непрерывными обстрелами, бомбежками бесстрашно вели тяжелогруженые машины ЗИС-5, доставляя в осажденный город продовольствие, медикаменты, боеприпасы. Впереди взвода на командирском грузовике был всегда Гокинаев.
Григорий Николаевич испытал все лишения блокады Ленинграда. Его не покидала тревога за маму, которая находилась в осажденном городе. Ефросинья Никитична была трудолюбивой и мужественной женщиной. После смерти мужа, осталась одна с двумя маленьким сыновьями. Но, она не сдалась. Вырастила, воспитала и вывела в люди своих сыновей – Сергея и Григория.
После победы Октябрьской революции в 1917 году и установления советской власти в Северной Осетии стали создаваться колхозы. Семья Гокинаевых одной из первых вступила в колхоз в станице Черноярской. Ефросинья Никитична всегда работала по-ударному, этому учила и сыновей. Оба ее сына стали первыми комсомольцами в станице, активно участвовали в общественной работе, например, в ликвидации неграмотности среди жителей станицы.
Григорий Николаевич очень нежно любил свою мать, заботился о ней. В 1939 году перевез ее в Ленинград. В начале войны Григорий хотел отправить мать обратно в Осетию, но она отказалась. Позже была возможность эвакуировать ее через Ладогу, но Ефросинья Никитична не захотела покидать Ленинград. Несмотря на свой возраст, она трудилась на фабрике.
Сам Гокинаев был несколько раз контужен, но оставался в строю. В феврале 1942 г., доставляя военный груз, Григорий Николаевич попал под вражескую бомбежку, был тяжело ранен в голову. До июля 1942 г. он находился на лечении в госпитале в Ленинграде, а в июле, его, раненого, контуженного, истощенного дистрофией, эвакуировали в тыловой госпиталь. Находясь в госпитале, Гокинаев с болью в сердце узнал о гибели матери в блокадном Ленинграде. Горечь от потери матери, известие об оккупации родного Моздока вызывали у Григория яростное желание поскорее вернуться в строй, чтобы и дальше сражаться с ненавистным врагом.
После успешного излечения Гокинаев вернулся в строй. В марте 1943 г. его назначили командиром взвода в 108-м отдельном автобатальоне. Лейтенант Гокинаев вместе с шоферами своего взвода отважно сражался в Курской битве. Как и в Ленинграде, здесь, под непрерывными обстрелами, бомбежками, взвод Гокинаева своевременно и бесперебойно обеспечивал войска 13-й армии боеприпасами и медикаментами.
В боях за г. Орел взвод Гокинаева трое суток провел в рейсах почти без отдыха. В это время был получен боевой приказ: вывезти ночью боеприпасы со станции Фатеж и доставить их на передовую. Григорий Николаевич видел, что бойцы находятся на пределе человеческих возможностей, но приказ надо было выполнить. Он построил водителей и обратился к ним: "Дорогие мои! Я знаю, как вы устали, какую нечеловеческую нагрузку вынесли за эти трое суток. Но идут ожесточенные бои за освобождение Орла. Войска остро нуждаются в снарядах. От нас с вами зависит успех наших пехотинцев и танкистов. Надо до утра доставить им снаряды. Да и станцию надо обезопасить от налета вражеской авиации". "Мы готовы ехать немедленно", – сказал сержант Воробьев (Из книги "Сыны Осетии в Великой Отечественной"). Его поддержали шоферы Рябощапка, Горелый, Корнев и другие. Водители вместе с командиром работали всю ночь, им удалось вывезти боеприпасы со станции и доставить по их назначению.
Григорий Николаевич не знал, что его старший брат Сергей тоже сражался в Курско-Орловской битве и геройски погиб. О гибели брата он узнал уже после окончания войны.
В дальнейшем Гокинаев участвовал в боях за освобождение городов и сел Белоруссии. Летом 1944 г. старший лейтенант Гокинаев был назначен командиром роты 263-го ремонтно-восстановительного батальона 1-го Белорусского фронта. Батальон выполнял боевые задачи по ремонту и восстановлению поврежденных в боях автомашин различных марок, другой техники. Ремонт и восстановление шли в полевых условиях, но, несмотря на это, работы выполнялись в короткий срок и с высоким качеством. В январе 1945 г. войска 1-го Белорусского фронта участвовали в Висло-Одерской операции, а также начали освобождать города и села Польши. В районе западнее польского города Лодзь группа фашистов, пытаясь пробиться за реку Одер, напала на 263-й отдельный батальон. Враг надеялся захватить питание, оружие и патроны. По команде командира батальона майора Рохлина ремонтники заняли оборону. Рота Гокинаева открыла огонь из автоматов и винтовок. Сам он залег за ручной пулемет. Атака фашистов была отбита. Противник понес большие потери. Гокинаев первым поднялся в атаку. С криком "Ура!" ремонтники пошли за командиром. Враг стал сдаваться в плен. В этом бою рота Гокинаева уничтожила более 20-ти фашистов, а 32 взяла в плен. Боевой путь Гокинаева завершился в логове врага – в Берлине.
После завершения Великой Отечественной войны Григорий Николаевич продолжил служить в Вооруженных Силах Советского Союза. Служил в автомобильных и строительных частях. Как и на фронте, подполковник Гокинаев служил честно и добросовестно. В 1960 г. он по состоянию здоровья уволился в запас и уехал жить и работать в г. Нальчик. Долгие годы проработал в строительных организациях, активно участвовал в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. За ратные подвиги подполковник запаса Григорий Гокинаев был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, многими медалями, в том числе "За оборону Ленинграда" и "За боевые заслуги".
Ветерана войны и труда Г. Н. Гокинаева не стало в 1998 году, похоронили его в г. Нальчике. Григорий Николаевич оставил по себе добрую, светлую память у родных, близких и друзей.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30