Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Невыгодные пассажиры и невыгодные маршруты

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ Назрела необходимость в государственном автотранспортном предприятии

В номере "СО" за 23 ноября 2023 г. в полосе "О том, что волнует", было опубликовано коллективное письмо жителей четырех населенных пунктов Моздокского района, которые жаловались на отсутствие общественного транспорта между поселениями и районным центром.

Мы попытались пролить свет на решение проблемы нерентабельных пассажирских маршрутов. "Обойдя круг ответственных лиц", усомнились, есть ли вообще решение задачи в существующих социально-экономических реалиях. Ведь частный перевозчик, выигрывающий контракт на маршрут, заботится о своей выгоде и только.

Вспомнилась ставшая легендой история из Интернета.

В 2013 году японское железнодорожное управление решило закрыть станцию Ками-Ширатаки, так как пассажиропоток отсутствовал и сократилось количество грузовых перевозок. Но когда стало известно, что одной девочке нужно на этом поезде каждый день добираться в школу, то было решено оставить действующим практически безлюдный полустанок. И каждый год его ремонтировали, а зимой перрон очищали от снега. Расписание транспорта напрямую зависело от школьного расписания девочки. Станция Ками-Ширатаки работала до марта 2016 года, после чего ее закрыли, так как девочка окончила школу.

Возможно, на деле не все детали истории соответствовали истине. Но много ли правдивых историй в Интернете! Тут же моздокчане вспоминают, как РДЖ отменило электрички в нашем направлении из-за отсутствия субсидий на нерентабельные рейсы, а студенты и пенсионеры вынуждены были перейти на гораздо более дорогие "маршрутки", но уже без льгот. Вспомнили, как один за другим перестают выходить перевозчики на городские (№№ 10 и 14) и межпоселенческие маршруты из-за низкой рентабельности. Но очень уж хочется верить (особенно старшему поколению, которое помнит государственный пассажирский транспорт с "железным" расписанием), что власть учитывает право каждого потенциального пассажира иметь альтернативу.

Что изменилось на сегодня?

Жители отдаленного от райцентра пос. Тельмана Притеречной АМС, несмотря на попытки местных и районных властей в буквальном смысле найти предпринимателя, готового заявиться на конкурс по данному пассажирскому маршруту, оказались тщетными. Глава Притеречной АМС Нино Радушева сообщила, что потенциальные водители пассажирских автобусов ссылаются на разбитую дорогу, дескать, гонять машину по таким рытвинам – каждый день заниматься ремонтом и приобретением запчастей. Заявку на ремонт дороги в районную АМС глава подала. Ждут включения ее в программу ремонта.

Если отсутствие транспорта по маршруту "Моздок – Тельмана" еще как-то объяснимо объективными причинами, то маршрут "Моздок–Дружба" (через села Ново-Георгиевское, Веселое, Комарово) проходит в непосредственной близости от райцентра и по хорошим дорогам. Проблему поднимали в СМИ, на национальном телевидении с участием главы Веселовской АМС Сергеем Дулаевым. На Веселовском направлении вместо двух графиков движения работает один. Расписание маршрутов создавалось с советских времен и держалось вплоть до 2000-х, пока существовало в Моздоке республиканское пассажирское автопредприятие. Однако по причине отсутствия необходимых дотаций оно было закрыто. И пассажиры остались один на один с рынком пассажироперевозок, где участвовали только частные предприниматели. Порядок кое-как удалось установить. Но остались без внимания предпринимателей нерентабельные маршруты. Сегодня в районном бюджете заложены средства (и немалые) на субсидирование этих маршрутов. Два из них, о которых упоминают жители сел Тельмана и Веселого, даже в этих условиях вновь остались без внимания. Более того, новогодние праздники для пассажиров поселений, относящихся к Веселовской администрации, оказались очень невеселыми: с Нового года до 9 января пассажирский транспорт вообще не выходил на линию!

Водитель же автобуса сетует, что в связи с появлением в каждом дворе легкового автотранспорта пассажиропоток уменьшился. Даже если люди стоят на остановке (село есть село), проезжающие мимо знакомые обязательно останавливаются и подвозят односельчан до города. А пассажирский автобус вновь остается невостребованным, ездит впустую.

Однако даже те два пассажира, которым нужно рано утром на работу в Моздок, а вечером – домой, по-своему правы, требуя восстановить графики маршрутов полностью. Жители же сел одной администрации не могут рассчитывать на общественный транспорт даже для того, чтобы попасть из одного села в другое: "Понимаете, мы даже на похороны в соседнее село идем порой пешком, едем на такси, потому что в Ново-Георгиевское пассажирский автобус часто не заезжает, укорачивает по своему усмотрению маршрут!" – говорят возмущенные жители.

Какой выход из ситуации?

Начальник отдела по вопросам транспорта, связи, малого предпринимательства и торгового обслуживания населения АМС Моздокского района Серей Меньшаев резюмирует, что назрела ситуация, когда необходимо создавать государственное автопредприятие по пассажироперевозкам в Моздокском районе. Если графики маршрутов будут безупречно выдерживаться, независимо от того, выгодно это водителю или нет, пассажиропоток в общественном транспорте увеличится.

Лариса БАЗИЕВА

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика