Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
БОРОТЬСЯ ЗА СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА

О современной государственной идеологии

Происходящие в мире и в нашей стране события и процессы в политической, экономической, правовой, духовно-нравственной, культурно-образовательной, семейно-половой и иных социально значимых сферах приобретают все более неординарный характер. Это требует комплексного научного исследования и осмысления, определения своего отношения – взглядов, воззрений, оценок по всему, что происходит в обществе, а это и есть идеология. Ее актуальность существенно повышается на государственном уровне, когда идет противостояние России, как суверенного государства, и США, претендующих на исключительное место и роль в мире.

Идеология присуща каждому человеку, социальной группе, классу, партии, обществу и государству. Указанные социальные группы, включая государство, состоят из людей, которых природа наградила сознанием – способностью человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Поэтому невозможно лишить человека сознания, поскольку это то же самое, что запретить ему дышать, есть, пить и осуществлять другие естественные потребности. В связи с этим дискуссия относительно признания или отрицания государственной идеологии носит исключительно схоластический характер, поскольку, как говорят, против природы не попрешь.

Государство, создаваемое обществом как инструмент для решения социальных задач, формирует и осуществляет прогрессивную идеологию, непременно учитывающую все позитивное прошлой идеологии, поскольку это необходимое условие его существования и эффективного функционирования. Именно поэтому она закрепляется на государственном уровне в программных и иных документах. В то же время общество и государство, чтобы сохраниться, запрещают под страхом наказания, вплоть до уголовного, деструктивную идеологию, которая объективно ведет к их распаду.

Такая идеология, о чем свидетельствует история и современность, без соответствующей политической воли национальной элиты и ее лидера, отсутствии осознания ими своей ответственности перед народом ведет к развалу общества и государства. Классический пример тому – история Римской империи, а в нашей стране – распад Российской империи, а затем советского государства. Основной причиной последнего стала деидеологизация нашего общества, которая начала происходить с начала 1990-х гг. после распада СССР, Указа Президента РСФСР Б. Н. Ельцина 1991 г. "О приостановлении деятельности компартии РСФСР", а затем и ее запрета.

Далее последовал еще один запрет, но уже на государственную идеологию на конституционном уровне. Все эти события окончательно завершили процесс демонтажа советской идеологической системы под лозунгом возвращения (вхождения) в западную цивилизацию с ее ценностями и ориентирами. Так была растоптана вдохновляющая и благородная идея построения справедливого общества. Как тут не согласиться с признанным историком В. Ключевским, который писал: "Великая идея в дурной среде превращается в ряд нелепостей".

После указанных незаконных решений Ельцина была открыта дорога для формирования деструктивной идеологии с известным лозунгами – "Обогащайтесь"; "Что не запрещено законом, то разрешено", а в сфере государственной политики страна начала жить по американским рецептам, успешно осуществляемым ельцинской командой.

Деструктивная идеология и политика стали причиной утраты государством своего суверенитета и вели к развалу уже самой России. Поэтому со временем, в случаях, когда она и становится причиной социально опасных действий, как, например, преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, организации экстремистского сообщества и т.д., они могут быть пресечены в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, а иногда юридически квалифицированы и наказаны судом согласно Уголовному кодексу РФ. Только суд может квалифицировать какую-либо политическую деятельность в таком качестве и разграничить ее с оппозиционной деятельностью. При этом российское уголовное законодательство запрещает любые идеологии, в которых содержатся мотивы вражды и ненависти.

"Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, национально-освободительный характер, потому что мы отстаиваем безопасность и благополучие нашего народа, высшее историческое право быть России – сильной, независимой державой, страной – цивилизацией… Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира.

Согласно ст.1 Федерального закона 2002 г. "О противодействии экстремисткой деятельности" под преступлениями экстремисткой направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Однако в законе не сформулированы признаки, по которым та или иная идеология была бы квалифицирована как идеология вражды или ненависти и могла быть выделена среди других неэкстремистских идеологий. Это право предоставляется суду для такой квалификации посредством юрисдикционно-процессуальной состязательной формы потому, что метод умозаключения не может быть признан достаточным для совершения таких квалифицирующих деяний. Даже не состязательная процессуальная форма, а именно инквизиционная процедура, по которой могут действовать следственные органы власти, не признается достаточной для вынесения объективного решения по делу.

Пресловутая инквизиционная процедура, как известно, лежала в основе не только процессов испанской инквизиции, но и советского следствия и судопроизводства в особых совещаниях с 1920-х до середины 1950-х гг. Существенно, что защитник назначался, но он вследствие идеологических мотивов примыкал к выводам следствия и фактически поддерживал обвинение. Такая идеология искажает, деформирует процедуру суда и осуществление права, чем уничтожает правосудие, превращая его в "злобоправство" и "злобовластие".

Отметим, что идеи и идеологии часто служат лишь пропагандистским прикрытием для политика, стремящегося к неограниченному расширению произвола своей власти через разрушение и отмену власти закона. Политик, действия которого не ограничены законом, вовсе не руководствуется идеологией, а лишь использует ее для осуществления свободы своей власти и своего произвола. Яркий пример тому Б. Ельцин, считавший власть сакральным явлением, которое следует рассматривать и использовать исключительно в своих интересах. О каком либерализме этого диктатора можно говорить, если права человека в России не только не соблюдались, но и подавлялись с помощью оружия. Ликвидация СССР и расстрел здания Верховного Совета РФ, где заседали депутаты-избранники народа, были осуществлены не в рамках законности и верховенства Конституции, а вследствие его крайне необузданного и властолюбивого характера в сочетании с цинично-пренебрежительным отношением к людям, умело прикрываемым либерально-демократическим одеялом.

О его периоде правления правильно пишут в печати: "Более черного и грязного времени тысячелетней истории России, чем 91–93 годы, не было". Нельзя не согласиться с этим утверждением, если даже поверхностно проанализировать события и процессы того периода. Ельцин и Чубайс, их ближайшее окружение почти лишили Россию не только суверенитета, но и довели ее народ до нищенского состояния, а государство пытались оставить без своей национальной идеологии и таким образом ввести у нас политическую пандемию.

Значение и роль современной государственной идеологии во многом актуализируется в последние годы в связи с многочисленными обстоятельствами, связанными как с внутренними, так и внешними факторами. Если говорить о последних, то они в основном связаны с суверенной политикой России как великой державы, о чем сказал Президент В. В. Путин еще на состоявшейся в 2007 г. Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Он отметил: "Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся этой традиции изменять и сегодня". Позже, 27-28 ноября 2023 г., В. В. Путин на встрече с участниками XXV Всемирного русского народного собора в своем выступлении отметил, что "Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, национально-освободительный характер, потому что мы отстаиваем безопасность и благополучие нашего народа, высшее историческое право быть России – сильной, независимой державой, страной- цивилизацией… Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира".

Более того, 14 декабря 2023 г., отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что для такой страны, как Россия, существование без суверенитета невозможно. Таким образом, Президент В. В. Путин в различных своих выступлениях неоднократно говорил о суверенитете России и необходимости его укрепления в разных сферах жизни: политике, экономике, идеологии, образовании, здравоохранении, науке и т.д.

Суверенная внешняя политика нашего государства явно не нравится США и западным странам, поэтому они начали вводить против нас экономические санкции, которых ныне набирается более 18 тысяч, а также насаждать русофобскую идеологию одновременно с западными ценностями. Кроме этого, указанные страны предпринимают энергичные политические и дипломатические усилия по изоляции нас от мирового сообщества. Не добившись этого, англосаксы, вместо печенья, раздаваемого спровоцированным ими же украинским нацистам – участникам майдановских событий, ныне начали снабжать их разного рода оружием, другой военной техникой, разведданными и военными советниками, участвующими в планировании и проведении военных операций, иными видами помощи, вплоть до подготовки украинских военнослужащих, как на своей территории, так и на территории стран НАТО. Наконец-то "коллективный сатана" снял свою паранджу, мешающую в полноценном участии в войне против нас, с привлечением специально создаваемых им же различных международных и европейских организаций.

Прав был И.Сталин в очередной раз, когда в конце 1920-х годов на встрече с западными журналистами на вопрос, заданный ими: "Почему Советский Союз не вступает в Лигу наций", ответил: "Лига наций – это клуб для свиданий капиталистов, обделывающих свои дела. А мы не хотим отвечать за них". Тем не менее в те времена политическая элита капиталистических стран была на порядок скромнее и честнее своих потомков, поэтому открыто не оглашала свои желания, намерения и интересы. В наше время она вообще забыла о таких этических понятиях, куда важнее для нее стали те, которые раскрывают ее хищническую сущность. Неслучайно же наш отечественный капиталист А. Чубайс публично называет наглость вторым счастьем и эффективным способом решения своих задач. Что же касается зарубежных капиталистов, то они все время руководствуются ею, а в отношении нашей страны еще открыто показывают свою ненависть. Про ненависть Запада к России писал еще в 1854 году известный дипломат и поэт Ф.И. Тютчев. Об этом же говорил Ф.М. Достоевский, который отмечал: "Нас замечательно не любит Европа и никогда не любила; никогда не считала нас за своих, за европейцев, а всего лишь за дозападных пришельцев".

"Говоря о современной государственной идеологии и обобщая изложенное ранее, следует отметить, что основными ее составляющими являются суверенитет, патриотизм, справедливость, традиционные духовно-нравственные ценности.

Уверен, что и нам пора определяться в своем отношении к США и Западу, которых мы считали партнерами, а они оказались дешевыми клиентами, не оплатившими даже сотую часть оказанных им услуг (чего стоили одни наши природные ресурсы – газ, нефть, уголь, лес и т.д.), но теперь еще требующих значительно увеличить их в обмен на хорошее отношение к нам. Как говорят, наглости нет предела. Вполне очевидно, что необходимо переходить от романтически-доверительного отношения к ним к жестко-прагматической политике, ориентированной исключительно на интересы нашей страны. Так, Петр I прорубил окно в Европу не для того, чтобы любоваться ею, а заимствовать передовые знания и навыки западных специалистов для укрепления и развития России. Но и мы не остались в долгу, поскольку на порядок обогатили их в духовно-нравственном отношении, приблизив западного человека к божественному замыслу его создания. Но они этого не оценили и повели против нас самую агрессивную политику. Поэтому думаю, что в ближайшее десятилетие наше европейское путешествие заканчивается и следует возвращаться к тому, кто мы есть – Великая европейско-азиатская держава.

В отличие от императора, мелкий авторитарный авантюрист Б. Ельцин со своими известными экстравагантными выходками как внутри страны, так и за рубежом умудрился со своей продажной командой утащить за рубеж больше половины богатств страны, созданных нашим народом и природой. Слава богу, его уже нет, но тут не тот случай, когда говорят "о мертвых либо хорошо, либо ничего". Тем более, фраза не окончена, упускают в ней два важных слова: "кроме правды". А правда, в отношении этого "либерал-демократа" заключается в том, что его смрадный запах до сих пор доносят до нас из Ельцин-центров, расположенных в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, где наши политические оппоненты продолжают вести и навязывать нам свою деструктивную идеологию и политику с тем, чтобы ослабить наше общество и государство.

На мой взгляд, власти следуют повести более решительную борьбу с оппозицией, поскольку за будущее нашей страны, в условиях борьбы за власть, нельзя быть наполовину беременной, как это произошло с руководителями коммунистов в 90-х гг., тем более ныне, в канун президентских выборов.

Открытый грабеж нашей страны в значительной мере удалось остановить В. В. Путину, и то после больших усилий и со временем, особенно последние 2–3 года, когда начали активно формироваться современная государственная идеология и законодательство. Разумеется, это, как и укрепление публичной власти, осуществляемое органами государственной и местной власти, следовало начать раньше, но принятие таких решений зависит от многих обстоятельств, как объективного, так и субъективного характера. Если говорить о первых из них, то это прежде всего отсутствие в стране монолитного, патриотично настроенного и профессионально подготовленного политического руководства, а также необходимой социально-экономической и военной составляющих. Что касается субъективных обстоятельств, то на одно из них указал сам В. В. Путин. Так, на вопрос корреспондента: "Чего бы хотели избежать и посоветовать прежнему Путину?" он ответил: "Был слишком доверчивым, чего следует избегать". Уверен, что эта черта человеческого характера во многом является природным свойством и не подлежит однозначной оценке в разных конкретно-исторических ситуациях. Как известно, Сталин не отличался доверчивостью, но если бы он доверился информации о начале нападения на нашу страну Германии, может быть, мы защитили бы более успешно наши западные границы. Но, как говорится, легко давать советы, наблюдая бой со стороны.

Для формирования полноценной национально-ориентированной современной государственной идеологии обществу и власти в лице политической элиты необходимо определиться в принципиально важном вопросе: какой социальный строй мы строим? Без этого невозможно мобилизовать соответствующие ресурсы – политические, экономические, финансовые, законодательные, информационные, интеллектуальные и т.п. для формирования осмысленной, целенаправленной и эффективной современной государственной идеологии. Нельзя жить в обществе и двигаться вперед, закрыв глаза.

Анализ нашей внутренней и внешней политики, экономики, законодательства, социальной практики, на мой взгляд, свидетельствует о том, что мы, по существу, строим капиталистический социализм, то есть некий симбиоз двух социальных систем – капитализма и социализма – через конвергенцию, т.е. сближение разных экономических систем. С точки зрения философии и логики, а также даже на уровне здравого смысла очевидно, что если эти два разных социальных строя состоялись и устоялись на протяжении десятилетий и столетий, значит, в каждом из них есть много положительного, но есть, конечно, и негативное, как в любом явлении, процессе и событии, что является проявлением философского закона о диалектических противоречиях в жизни как основы прогрессивного развития человечества.

Так, даже в специальной военной операции, с одной стороны, есть ужасные, трагические последствия, поскольку, по существу, идет гражданская война внутри одного славянского народа, спровоцированная англосаксами и политической элитой Украины, в ходе которой гибнут и страдают люди, разрушаются города и села, инфраструктура, экономика, озлобляются люди друг против друга и т.д. С другой стороны, имеются и свои положительные стороны. Происходит консолидация русского мира, в состав России возвращены исконно русские территории, по волеизъявлению народа, защищены права и свободы наших соотечественников, значительное развитие получила военная промышленность, пополняются ряды защитников Отечества, создается новая, современная армия, очищаются ряды нашей политической элиты и гражданского населения, формируется новая, патриотично настроенная, научная и творческая интеллигенция и т.д.

Нельзя не сказать и о формировании нового отечественного законодательства, во многом ориентированного на защиту национальных интересов России, расширяющих в значительной мере права и свободы человека и обязывающего государство признавать, соблюдать и защищать их. Это важная новая конституционная норма, но следует отметить и те, которые существенно расширяют права и свободы человека на самом высоком законодательном уровне. Речь идет, прежде всего, о таких статьях Конституции, как право частной собственности, в том числе, на землю и другие природные ресурсы, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, права на свободное использование своих способностей и имущества, права на занятие предпринимательской деятельностью, права искать, производить, передавать и распространять информацию любым законным способом и т.д.

Указанные конституционные нормы, во-первых, являются общим ориентиром и основой для формирования различных отраслей текущего законодательства (конституционного, гражданского, трудового, предпринимательского, информационного и т.д.), подробно регулирующих соответствующие права и свободы. Во-вторых, создают конкурентную среду, где наиболее полно раскрываются творческие способности человека, и не только в творчестве, но и в экономике, в других сферах жизни, где без сознательной деловой инициативы нельзя добиться успехов. Именно поэтому, как правило, глупых удачливых предпринимателей и бизнесменов не бывает. В-третьих, во многом формируют законодательную базу для строительства в России социального строя "с китайской спецификой", что означает, с одной стороны, сбалансированное расширение прав, свобод и обязанностей человека, особенно в экономической, научной, информационной и иных сферах, с другой, усиление роли государства в социально значимых сферах общества. И такой идеологии и политики придерживаются во многих государствах. Так, в Германии 40% цен контролирует федеральное правительство, 20% – субъекты федерации и только оставшиеся – частники.

Отметим, что и у нас в последнее время предпринимаются попытки найти баланс между интересами, полномочиями и обязанностями государства и человека. Об этом свидетельствует наличие в Конституции РФ не только указанных выше прав и свобод человека, но и норм, делегирующих государству и создаваемых им органов публичной власти большую часть полномочий по решению вопросов общества. Вместе с тем в этом процессе необходимо более активно задействовать самого человека и институты гражданского общества, различные общественные объединения и движения. Необходимо отказаться от идеологии строительства патерналистского государства, которое все заботы человека и общества берет на себя, тем более это недопустимо в духовно-нравственной и идейной сферах жизнедеятельности человека.

Для успешного формирования современной государственной идеологии необходимо из ст. 13 Конституции РФ исключить положение о том, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", ввиду его явно деструктивного характера. Об этом часто пишут в последние годы в печати, говорят на различных конференциях, политических передачах и даже на бытовом уровне. Но данная норма предусмотрена в главе 1 Конституции РФ, посвященной основам конституционного строя, и ее изменение практически невозможно без принятия новой Конституции. Уверен, что это произойдет в новый президентский срок достойного и известного государственного деятеля.

Отметим, что запрета на государственную идеологию нет ни в одной Конституции мира. Кроме того, подчеркнем, что, во-первых, государственная идеология обязательна для всех служащих органов государственной и местной власти, тем более для военнослужащих, сотрудников правоохранительных и судебных органов, силовых структур и иных подразделений, специально создаваемых государством для выполнения ими своих внутренних и внешних функций по охране суверенитета страны и ее безопасности. Иначе им нет места на государственной службе. Во-вторых, если институты гражданского общества, религиозные объединения, партии, предприниматели, криминальные группы, особенно, воры в законе, различные группы ЛГБТ могут иметь и имеют свою идеологию, то государство, как важнейший субъект общественных отношений, в отличие от указанных социальных групп, не только вправе, но и обязано иметь свою идеологию, если оно хочет сохраниться.

Говоря о современной государственной идеологии и обобщая изложенное ранее, следует отметить, что основными ее составляющими являются: суверенитет, патриотизм, справедливость, традиционные духовно-нравственные ценности. Такая идеология начала формироваться и закрепляться не только в конституционных нормах, но также в программных документах, федеральных законах, указах Президента. В них важное место занимает тема патриотизма, социальной справедливости, уважение человека труда, старших, приоритет семейного воспитания, социальное обеспечение, социальная защита и помощь тем, кто в ней нуждается. Этим и другим традиционным ценностям, составляющим основу современной государственной национальной идеологии, значительное внимание уделяется в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Из них, в части необходимости совершенствования современной государственной идеологии, следует особо выделить: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, единство народов России, сохранение исторической памяти, преемственность поколений и их историческая связь, с тем чтобы опыт старших передавать младшим, поскольку последние владеют технологиями и информацией, но не имеют достаточно знаний. Не случайно говорят, что достоинство младших в их перспективе, а старших – в их мудрости.

Среди целей и задач Указа необходимо отметить "противодействие распространению деструктивной идеологии". Об этом же говорил Президент В.В. Путин в своем февральском Послании Федеральному собранию РФ на 2023 г., где отметил, что в 30-е годы Запад фактически открыл нацистам путь к власти в Германии, а в наше время в украинскую политику "заложили идеологическую основу русофобия и крайне агрессивный национализм". В Послании он также подчеркнул "О праве России быть сильной", что еще раз свидетельствует о постепенном формировании современной государственной идеологии. Об этом же свидетельствует и Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", где отмечается, что распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало "навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям". Поэтому вполне логично и справедливо, что Верховный суд Российской Федерации в конце ноября 2023 г. признал движение ЛГБТ экстремистским и запретил его деятельность на территории нашей страны под страхом уголовного наказания.

Считаю правильным принять такие же решения соответствующими органами в отношении СМИ, проповедующих аналогичные ценности неолиберальной идеологии. Необходимо также закрыть и такие бессмысленные и тлетворные телепередачи как "Давай поженимся", "Как удачно развестись с миллионером", "Дом-2" и тому подобную чушь. Неслучайно по этому поводу возмущался Н. Михалков, предложив взамен снять фильм про спецоперацию или же на другие патриотические темы и ими занять эфирное время. Его поддержал другой известный кинорежиссер К. Шахназаров, который предложил определиться в своей идеологической позиции по подобным вопросам. А где же наши государственные мужи, в частности, депутаты разных уровней, призванные защищать публичные интересы своего народа?

На мой взгляд, указанные выше негативные явления и процессы в сфере идеологии и социальной практики невозможно предупредить, а тем более эффективно бороться с ними в рамках отдельных министерств, служб, иных государственных органов, поскольку они решают свои институциональные ведомственные задачи, а не общегосударственные. В связи с этим необходимо объединить их усилия под эгидой одного органа, каковым на региональном уровне может быть государственно-правовое управление при главе республики, где бы одновременно решались вопросы государственно-правовой политики и формирования общенациональной идеологии, особенно в духовно-нравственной и культурно-образовательной сферах.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика