Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ

"Человек дошедший"

В Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина стартует проект "Человек дошедший", в котором художник-керамист Валерий БАЙЦАЕВ обращается к целому кругу вопросов не столько научных, сколько духовно-нравственных: кто есть человек в цифровом мире? меняются ли с точки зрения антропологии способы определения сущности и границ нового человеческого? что следует из тех изменений, к которым ведут цифровизация и гаджетизация человека – деградация цивилизации или новый виток в ее развитии?..

Глобальные процессы, связанные с влиянием на повседневную жизнь цифровых технологий, от изменений функций человека, его традиционного уклада, вытеснения из привычных сфер деятельности до формирования новой личности и трансформации телесности оказываются в поле интереса не только инженеров, биологов, антропологов и философов, но и современных художников.

Отношение художника Валерия Байцаева к стремительному погружению человека и общества в воронку тотальной цифровизации неоднозначно. Он отдает должное техническим достижениям человечества – полетам космических зондов к дальним планетам Солнечной системы, широкому использованию в медицине бионических имплантов и протезов, но в целом настороженно относится к стремительным процессам, разрушающим личность, взаимоотношения между людьми, само существование человека в мире. В ответ на антропологический постулат "сложный человек в сложном мире" художник предлагает вернуться к "первоначальным настройкам", в систему координат, когда человек пребывал в гармонии с собой и природой. Валерий Байцаев исследует новую этику техногенного мира, анализирует действия человека, способные привести к непредвиденным для него последствиям, пытается определить точку невозврата.

Особенно острые переживания у художника вызывают факт подчинения всех сфер жизни цифровым технологиям, размен привычной свободы индивида на видимость защищенности, удобства, обеспеченные всеобщей цифровизацией. Человек сегодня – не столько потребитель информации, сколько ее объект и, следовательно, объект воздействия на него различных технологий, использование которых не ограничивается какими-либо этическими нормами.

Это ощущение навязанного контроля художник пытается передать зрителю буквально, регламентируя каждый его шаг внутри проекта. Попадая в плотно насыщенное керамическими объектами и фигурами пространство инсталляции, зритель перемещается, ориентируясь на указатели "Поверни", "Вернись", "Стой", не оставляющими ему свободу действия, а камеры наблюдения бдительно отслеживают каждый жест и каждый шаг посетителя.

Валерий БАЙЦАЕВ – художник-керамист, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в 1965 году в Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). В 1989-м окончил художественное училище, в 2016-м – Северо-Осетинский педагогический институт. Участник коллективных выставок и международного фестиваля современного искусства «Аланика». Ведет педагогическую деятельность. Член Союза художников Республики Северная Осети – Алания.

Досье «СО»

Первая часть инсталляции – это мир ускользающий, еще немного – и мир-утопия, населенный образами, отражающими авторское мировосприятие, в основе которого – гармония, экологичность, духовность. Терракотовые фигуры, созданные в узнаваемой авторской манере, группируются, выстраиваясь в своеобразное ритуальное шествие материальных и в то же время бестелесных образов. Размеренное идиллическое движение разбивается с появлением новых "улучшенных" персонажей.

Эти терракотовые фигуры – результат социально-антропологической деформации, возникшей под воздействием высокотехнологичной среды. Художник создает своих киборгов, объединяя традиционную, как и тысячу лет назад, технику работы с глиной и современные техногенные элементы вроде материнской платы компьютера или смартфона с глазницей-камерой. Терракотовый киборг – понятный образ современного обывателя, обработанного цифровыми технологиями, символ трансгуманизма и его продукта – нового человека с измененной биологической и нравственной природой. Как ребенок играет с солдатиками, так художник-визионер играет со своими персонажами, предвидя новые сюжеты их существования в уже недалеком будущем.

Размышляя о глобальных цивилизационных изменениях, сосредоточиваясь на "болезнях" человечества, Валерий Байцаев не имеет протокола лечения. Как человек верующий, он уповает на Бога: Deus ex machina"придет Бог и все разрешит", даст человечеству надежду на чудесное спасение, пусть даже ему снова придется пройти длинный путь от мальчишки Икара до "Вояджера", бороздящего глубины космоса.

В рамках социокультурного проекта "Человек дошедший" сегодня состоятся открытие проекта с участием художника Валерия Байцаева, а также культурно-просветительская программа, включающая лекции на самые разные темы, которые поднимает проект, и мастер-классы по керамике под его руководством.

Возрастной ценз – 6+

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика