"Человек дошедший"
В Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина стартует проект "Человек дошедший", в котором художник-керамист Валерий БАЙЦАЕВ обращается к целому кругу вопросов не столько научных, сколько духовно-нравственных: кто есть человек в цифровом мире? меняются ли с точки зрения антропологии способы определения сущности и границ нового человеческого? что следует из тех изменений, к которым ведут цифровизация и гаджетизация человека – деградация цивилизации или новый виток в ее развитии?..
Глобальные процессы, связанные с влиянием на повседневную жизнь цифровых технологий, от изменений функций человека, его традиционного уклада, вытеснения из привычных сфер деятельности до формирования новой личности и трансформации телесности оказываются в поле интереса не только инженеров, биологов, антропологов и философов, но и современных художников.
Отношение художника Валерия Байцаева к стремительному погружению человека и общества в воронку тотальной цифровизации неоднозначно. Он отдает должное техническим достижениям человечества – полетам космических зондов к дальним планетам Солнечной системы, широкому использованию в медицине бионических имплантов и протезов, но в целом настороженно относится к стремительным процессам, разрушающим личность, взаимоотношения между людьми, само существование человека в мире. В ответ на антропологический постулат "сложный человек в сложном мире" художник предлагает вернуться к "первоначальным настройкам", в систему координат, когда человек пребывал в гармонии с собой и природой. Валерий Байцаев исследует новую этику техногенного мира, анализирует действия человека, способные привести к непредвиденным для него последствиям, пытается определить точку невозврата.
Особенно острые переживания у художника вызывают факт подчинения всех сфер жизни цифровым технологиям, размен привычной свободы индивида на видимость защищенности, удобства, обеспеченные всеобщей цифровизацией. Человек сегодня – не столько потребитель информации, сколько ее объект и, следовательно, объект воздействия на него различных технологий, использование которых не ограничивается какими-либо этическими нормами.
Это ощущение навязанного контроля художник пытается передать зрителю буквально, регламентируя каждый его шаг внутри проекта. Попадая в плотно насыщенное керамическими объектами и фигурами пространство инсталляции, зритель перемещается, ориентируясь на указатели "Поверни", "Вернись", "Стой", не оставляющими ему свободу действия, а камеры наблюдения бдительно отслеживают каждый жест и каждый шаг посетителя.
Валерий БАЙЦАЕВ – художник-керамист, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в 1965 году в Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). В 1989-м окончил художественное училище, в 2016-м – Северо-Осетинский педагогический институт. Участник коллективных выставок и международного фестиваля современного искусства «Аланика». Ведет педагогическую деятельность. Член Союза художников Республики Северная Осети – Алания.
Первая часть инсталляции – это мир ускользающий, еще немного – и мир-утопия, населенный образами, отражающими авторское мировосприятие, в основе которого – гармония, экологичность, духовность. Терракотовые фигуры, созданные в узнаваемой авторской манере, группируются, выстраиваясь в своеобразное ритуальное шествие материальных и в то же время бестелесных образов. Размеренное идиллическое движение разбивается с появлением новых "улучшенных" персонажей.
Эти терракотовые фигуры – результат социально-антропологической деформации, возникшей под воздействием высокотехнологичной среды. Художник создает своих киборгов, объединяя традиционную, как и тысячу лет назад, технику работы с глиной и современные техногенные элементы вроде материнской платы компьютера или смартфона с глазницей-камерой. Терракотовый киборг – понятный образ современного обывателя, обработанного цифровыми технологиями, символ трансгуманизма и его продукта – нового человека с измененной биологической и нравственной природой. Как ребенок играет с солдатиками, так художник-визионер играет со своими персонажами, предвидя новые сюжеты их существования в уже недалеком будущем.
Размышляя о глобальных цивилизационных изменениях, сосредоточиваясь на "болезнях" человечества, Валерий Байцаев не имеет протокола лечения. Как человек верующий, он уповает на Бога: Deus ex machina – "придет Бог и все разрешит", даст человечеству надежду на чудесное спасение, пусть даже ему снова придется пройти длинный путь от мальчишки Икара до "Вояджера", бороздящего глубины космоса.
В рамках социокультурного проекта "Человек дошедший" сегодня состоятся открытие проекта с участием художника Валерия Байцаева, а также культурно-просветительская программа, включающая лекции на самые разные темы, которые поднимает проект, и мастер-классы по керамике под его руководством.
Возрастной ценз – 6+
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30