Права жильцов – в спектре внимания "СО"
Одним из органов, стоящих на страже законных интересов жильцов многоквартирных домов, является Служба государственного жилищного и архитектурно-строительного надзора. Именно сюда люди обращаются за помощью, когда не получают ее от исполнителей коммунальных услуг. Итоги работы ведомства с обращениями граждан за прошлый год в интервью "СО" подвел заместитель руководителя службы Тимур СЕРОКУРОВ.
–Тимур Владимирович, как часто вам жалуются жильцы многоэтажек?
– В минувшем году к нам поступило свыше 1,5 тыс. обращений, то есть в среднем по 4 в день. Может показаться, что не так много, но проверка каждого из них и принятие мер – это большая, ответственная и кропотливая работа. А ведь на наших весьма немногочисленных сотрудниках лежит и множество других задач – контроль деятельности управляющих компаний и ТСЖ, осуществление архитектурного надзора и другие.
– Какие меры реагирования есть в арсенале службы?
– Прежде всего, это выдача предписаний по устранению выявленных нарушений прав граждан, а когда это не помогает, то обращаемся с исками в суды. Иногда и на наши решения подают в суды, и тогда мы отстаиваем и права граждан, и доказываем обоснованность принятых нами мер к их нарушителям.
Именно такой процесс идет сейчас в суде Ардонского района, где поставщик электроэнергии оспаривает наше решение о некорректности начисления им жителям ряда домов платы на общедомовые нужды и предъявленное нами требование о перерасчете и уплаты им штрафа за допущенное нарушение.
– Вы затронули одну из самых больных тем из писем наших читателей в газету. А на что чаще всего жалуются в вашу службу?
– Это как раз начисление объемов электроэнергии на ОДН, признание нерасчетными газовых счетчиков, текущие крыши, неисправные лифты и плохая работа управляющих компаний и ТСЖ, качество проводимого капитального ремонта домов.
– Давайте в таком порядке и рассмотрим их.
– Хочу отметить, что в отличие от случая в г. Ардоне при проверках нескольких жалоб жителей Владикавказа на завышение объемов энергии на ОДН мы такие факты не выявили. Начисления жильцам производятся в строгом соответствии с показаниями общедомовых счетчиков и методикой распределения объемов отпущенной энергии на каждую квартиру.
Однако существует другая проблема – неучастие самих жильцов, а также работников управляющих компаний и ТСЖ в ежемесячном снятии показаний общедомовых счетчиков. Замечу, по закону это является обязанностью не только работников, получающих за это зарплату, но и жильцов. На общем собрании они должны избрать старшего своего дома, который и будет вместе с представителем УК или ТСЖ снимать показания.
Однако это почти нигде не делается, и работники компании-поставщика электроэнергии снимают показания единолично. Отсюда и возникает недоверие потребителей к дальнейшим действиям поставщика.
– А почему люди жалуются на ситуацию вокруг газовых счетчиков?
– К нам поступает много обращений граждан, что контролеры газовой службы составляют акты о повреждении заводских пломб на счетчиках и на этом основании приборы признаются нерабочими и нерасчетными. После этого объем потребления газа начисляется по нормативу, а это значительно, иногда в разы, больше фактического.
В этих случаях можно посоветовать только одно – провести экспертизу пломбы или счетчика в независимой аккредитованной организации. В случае подтверждения их годности нужно предъявить поставщику газа требование о перерасчете начисленного объема услуги по показаниям счетчика.
По 2021 г. включительно было заменено почти 340 лифтов, в 2022-м – 19, а на 2023–2025 гг. принята республиканская краткосрочная программа замены 150 лифтов. Таким образом, в республике выполняется большая программа обновления лифтового хозяйства, полностью проблема будет снята уже к концу следующего года.
Другая проблема – пропущенные сроки очередной поверки счетчика. В этом случае потребителей также переводят на норматив. У нас много жалоб на то, что поставщик не уведомляет абонентов об истечении срока годности счетчика и о предстоящем его снятии.
Здесь надо встать уже на защиту поставщика. По закону он не обязан предупреждать владельца счетчика об истечении срока его эксплуатации. Знать об этом – обязанность владельца. И все же, несмотря на это, в "личном кабинете" абонента, в приложении "Мой газ", дата следующей поверки счетчика есть.
Что же касается жалоб на отсутствие предупреждений о предстоящем снятии, которое должно направляться потребителю за 20 дней до этого, то все они не подтвердились. При проверке выполнения данного требования мы убедились, что поставщик своевременно направляет уведомления "Почтой России".
А проблема в том, что абоненты не являются на почту за получением предупреждений. Так что, уважаемые сограждане, не игнорируйте почтовые уведомления, это может повлечь разные неприятности.
– К нам в редакцию приходят жалобы и вопросы о том, почему с сентября прошлого года газовики стали массово требовать от владельцев частных домов перезаключения договоров на обслуживание газовых приборов.
– Опять должен сказать, что это требование законно. С 1 сентября федеральный закон передал право на техобслуживание бытового газового оборудования исключительно газораспределяющим организациям. В нашей республике это "Газпром газораспределение Владикавказ".
Так что те абоненты, которые имеют договоры с другими организациями, должны их перезаключить с ГГВ. Это же касается и УК, ТСЖ и ЖСК, но не жильцов многоквартирных домов. На них договоры названных организаций с ГГВ распространяются автоматически.
– Теперь давайте перейдем к лифтам.
– Этим удобством в республике оборудовано чуть больше 1 тыс. домов, до 95% которых находится во Владикавказе. При этом на 2014 год срок эксплуатации истек у 770 лифтов. Это была опасная ситуация, поэтому массовую замену лифтового оборудования начали еще в 2015 г. в рамках проведения капитального ремонта МКД.
По 2021 г. включительно было заменено почти 340 лифтов, в 2022-м – 19, а на 2023–2025 гг. принята республиканская краткосрочная программа замены 150 лифтов. Таким образом, в республике выполняется большая программа обновления лифтового хозяйства, полностью проблема будет снята уже к концу следующего года.
– Среди проблем, на которые жалуются люди, вы также назвали плохую работу УК и ТСЖ. Как реагируете на эти сигналы?
– Я уже говорил, что контроль за деятельностью организаций, оказывающих жилищные услуги, является отдельным направлением нашей работы. И помимо проведения проверок заявлений граждан о нарушении их прав, выдачи организациям предписаний об их устранении мы ведем анализ причин имеющихся проблем и поиск путей их решения.
В частности, много жалоб поступает на отсутствие ответов из этих организаций на обращения и заявления жильцов. После получения таких жалоб мы направляем УК и ТСЖ уже официальные запросы, проигнорировать которые они уже просто не могут.
Сегодня этот процесс получил два новых мощных цифровых механизма – Государственную информационную систему ЖКХ и мобильное приложение "Госуслуги. Дом". Они позволяют гражданам выполнять абсолютно все операции по всем своим лицевым счетам: вносить показания, оплачивать услуги, видеть все проведенные операции, вносить коррективы в показания… В том числе, направлять обращения и заявления во все организации-поставщики жилищных и коммунальных услуг. Также у программ есть очень полезная функция: если ответ на ваше обращение не дан вам в "личном кабинете" в течение 10 дней, то ваш запрос автоматически попадает в нашу службу. Ну а дальше вы знаете...
Так что настоятельно рекомендую всем собственникам жилья республики зарегистрироваться в этих системах, тем более что имеющим "личные кабинеты" в "госуслугах" для этого достаточно направить заявку. Вместе нам будет намного легче наводить законность и порядок в сфере, отвечающей за наш комфорт.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30