Исполнилось 94 года со дня рождения замечательного педагога, ученого-филолога, профессора, лауреата Премии имени К.Л. Хетагурова Риммы Заурбековны КОМАЕВОЙ, большая часть жизни которой была связана с Северо-Осетинским государственным университетом.
Мне посчастливилось быть ее учеником. Я поступил на филологический факультет университета как раз в то время, когда она была деканом. Филологический факультет под ее руководством работал как хорошо отлаженный механизм: работало студенческое самоуправление, действовал студенческий театр миниатюр, а хор девушек филологического факультета неизменно занимал первые места на разных конкурсах. На факультете была идеальная дисциплина, огромное внимание уделялось организации и ходу учебного процесса, многие студенты получали именные стипендии и занимались научной деятельностью, выпускали стенную газету, в которой размещали свои стихи.
К сожалению, в небольшой статье невозможно осветить всю педагогическую деятельность Риммы Заурбековны, но и отмеченное наглядно свидетельствует об огромном объеме проделанной ею работы. Большой вклад в развитие университета она внесла и на посту заведующей кафедрой, декана факультета осетинской филологии и журналистики.
Свою административно-педагогическую деятельность Римма Заурбековна органично сочетала с деятельностью научной. Круг ее научных интересов был довольно широк, но предпочтение она отдавала изучению языка художественной литературы, этому, по словам А.М. Горького, первоэлементу любого художественного произведения. В ее анализе органично сочетались поэтика, лингвистика текста и стилистика.
Работая на факультете журналистики, Р. З. Комаева активно занималась проблемой речевой агрессии в СМИ, вопросами межнационального согласия, темой взаимодействия СМИ с обществом и властью. Под ее руководством были написаны и защищены десятки кандидатских диссертаций. Римма Заурбековна принимала активное участие в подготовке и проведении международных и всероссийских научно-практических конференций, посвященных насущным социальным проблемам.
Однако абсолютное большинство ее научных исследований было посвящено изучению поэтического наследия классика осетинской литературы К.Л. Хетагурова, среди которых монографии "Фразеология русских произведений Коста Хетагурова", "Слово и образ", "Глаголом жечь сердца людей", "Эстетика художественного слова".
Тщательный анализ Р.З. Комаевой языковых средств в произведениях К.Л. Хетагурова позволил выявить в них "приращения смысла" и тем самым избежать субъективизма и импрессионистичности выводов. Дополнительные "приращения смысла" в художественных текстах поэта представляются главным предметом анализа автора, о чем она прямо заявляет, отмечая, что ее основной задачей является "раскрытие локальной семантики каждого слова в художественном тексте".
При анализе того или иного художественного произведения Римма Заурбековна всегда стремилась выявить в нем языковые доминанты, приводящие в движение все его остальные компоненты, о чем прямо пишет: "Коста Хетагуров рассматривал язык художественного произведения как единую систему, которая развертывается в конкретном повествовании в динамическую целостность, создаваемую благодаря выдвижению на передний план одних групп слов, на которых автору необходимо сконцентрировать внимание читателя в данный момент, и перемещением на периферию сообщения других, подчиненных первым в различных отрезках художественной речи".
Все это позволило автору раскрыть свободу и смелость художественного мышления поэта, своеобразие его мировидения, творческую индивидуальность, наглядно показав, что выразительность художественной речи Коста находится в прямой зависимости от верности изображаемой правды жизни. Исследуя поэтическое наследие К. Хетагурова, Римма Заурбековна раскрыла его впечатляющее лексическое богатство, взаимодействие тропов разных типов, многомерность и сложность художественных образов, что во многом обусловлено скрупулезным выявлением и анализом "приращений смысла" языковых средств.
Большое внимание в монографиях автора уделено исследованию образного строя в произведениях К. Л. Хетагурова, который мотивируется предметом изображения: не просто отображает картину мира, а преобразует ее в соответствии с намерением автора, обновляя восприятие читателя.
Естественно, что работы профессора Комаевой не исчерпывают полностью своеобразия художественной речи К. Л. Хетагурова, но они открывают широкую перспективу для дальнейших исследований, ибо творчество выдающегося поэта столь глубинно, что в каждую новую эпоху требует нового прочтения и новой интерпретации.
В этом году исполняется 165 лет со дня рождения нашего великого земляка, борца за справедливость, замечательного мастера художественного слова Коста Хетагурова, подобно сказочной птице взлетевшего на поэтический Парнас, опираясь на крылья двух языков – осетинского и русского. Уверен, мы увидим новые работы молодых ученых, которые, опираясь на труды Риммы Заурбековны, внесут свой вклад в исследование творчества Коста.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30