Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Побеждают те, кто выбирает знания

Заменят ли школы репетиторство?

На вопросы нашего корреспондента отвечает учитель высшей квалификационной категории, проректор по учебно-методической работе ГБОУ ДПО СОРИПКРО, учитель русского языка и литературы МБОУ "Гимназия № 45 имени Жоржа Дюмезиля", Почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный работник образования Республики Северная Осетия–Алания", учитель года-1997 Лариса Руслановна ДЗАХОЕВА.

– Лариса Руслановна, вы работаете проректором Института по подготовке кадров, параллельно преподаете русский язык и литературу в школе. Направления близкие, но все же разные аудитории, разные задачи. Не сложно ли?

– Совмещать работу в институте и в школе учителем совершенно не трудно, потому что, работая в институте, ты узнаешь какие-то ключевые веяния современности. Понимаешь, в каком направлении нужно двигаться, изучаешь векторы развития образования, новейшие технологии, приемы, методы, а в школе все это апробируешь и смотришь, понимаешь, что из этого сработает, а что нет, что выстрелит, а над чем нужно еще поломать голову, и поэтому одно помогает другому.

– Как вы считаете, что самое важное в работе преподавателя?

– На мой взгляд, это профессионализм, очень четкое знание фактического материала. То, что ты говоришь, и не важно, перед какой аудиторией это делаешь, идешь ли к детям на урок или во взрослую аудиторию. Обязательна постановка цели. Ты должен четко знать, что хочешь сегодня получить в ответ, чему их научишь, взрослых, с чем они уйдут с твоего практикума? Детям что покажешь, какому умению их научишь? Что они освоят сегодня вместе с тобой? Какие новые понятия, правила узнают, какую новую ценность для себя вынесут из того, что ты с ними сегодня прочитаешь, проработаешь и так далее. То есть профессионализм, четкая постановка цели. И желание всегда самосовершенствоваться, потому что мы не только учим, но и учимся у тех, кому преподаем.

– Трудно ли работать в современной школе?

– Да, в школе всегда было непросто, не только в современной. Здесь нужно работать. Каждый день на каждом уроке ребят учить. Вот трудно, мне кажется, работать с родителями сейчас, потому что в школах много детей упущенного, так называемого, поколения, и поэтому, когда ребенок приходит из семьи, в которой нет ценностей, он просто не сформирован. Я имею в виду вечные ценности, то, что было всегда: честь, долг, мораль, понятие доброты, милосердия, любви к ближнему. Когда этого нет, то, конечно, трудно, когда то, что ты говоришь в классе, не укладывается в то, что ребенку прививают в доме, в этом отношении трудно.

– Русский язык особенно активно меняется в последние годы. Поток иноязычных заимствований, большое число отступлений от языковой нормы даже в речи публичных людей. Это все не может не влиять на качество обучения школьников. Что делать?

– Рецепта на все случаи жизни нет, все очень просто: учить и говорить ребятам о том, что да, язык меняется. Да, в него входят новые слова, но есть и традиции, которые мы должны соблюдать и которые всегда характеризовали интеллигентного человека, и не только в одежде, прежде всего в речи: культурного, образованного всегда можно узнать по его разговору. Ну, не случайно же есть выражение: заговори, чтобы я тебя увидел. И надо это ребятам объяснять, показывать какие-то образцы хорошей и плохой речи, чтобы они видели, понимали, хотели бы иметь его в друзьях, не стыдно ли им показать этого человека своим родителям, близким. Одним словом, языку нужно учить, как и всему другому.

– Есть у вас фирменный рецепт: как "приохотить" ребенка к чтению?

– Когда-то очень давно я увлеклась опытом работы ленинградского учителя Евгения Николаевича Ильина, который говорил, что, если вы хотите, чтобы ваши дети читали, читайте при них, читайте вместе с ними. Другого рецепта не вижу. Я всегда в класс прихожу с книгой. На перемене открываю ее и читаю. Не скажу, что прямо все бегут ко мне: "А что вы читаете, Лариса Руслановна?" Нет, но если подойдет хотя бы один ученик, то это уже хорошо, потому что, когда я начинаю рассказывать ему о том, что читаю, обязательно кто-то вертится рядом, 2–3 человечка. Не факт, что они прочитают, но просто другого пути я не вижу. Читать самому – вот тогда, может быть, дети потянутся и тоже будут что-то читать. Можно, конечно, другой прием использовать, то есть рассказывать, останавливаться на самом интересном месте с тем, что бы заинтриговать и "заставить" прочесть дальше, но это реже срабатывает, как ни странно.

– У вас две успешные дочери. Какие "установки" у Ларисы-мамы? Как регулировать процесс взросления? Как говорить с ребенком – авторитарно или по-дружески?

– Я очень горжусь своими девочками, тем, какие они выросли. Для меня всегда было важно, чтобы они знали одно: их любят, они выросли в любви. Они знали, что с любым вопросом, с любой проблемой, какой бы сложной она ни была, надо приходить домой, спрашивать совета у мамы с папой, не у подружек, не у каких-то посторонних людей, а именно у нас, потому что мы – единственные люди, которые их любят такими, какие они есть, не дадут утонуть, если будешь падать – подставят плечо. И мне кажется, что это очень важно, чтобы ребенок это понимал. А процесс взросления… Всегда говорю, что я за традиционные методы воспитания кнутом и пряником. Только добротой – нет! Нужен "кнут" иногда. И я всегда придерживалась традиционных "осетинских" методов воспитания и тех ценностей, которые заложены в осетинском народе: это уважение к старшему, это почитание женщины, это воздержание в еде, это безраздельный патриотизм, любовь к своей земле, к своей республике, к своему отчему дому. Это незыблемо и неколебимо.

– Какие приоритетные задачи стоят сегодня перед СОРИПКРО?

– Самая главная – совершенствование профессиональных компетенций учителей по разным, самым актуальным направлениям развития сферы образования. Сейчас стоит большая задача перед институтом – помочь учителям при переходе на новые стандарты. Те новые формы, методы, приемы работы, которые появляются в связи с приходом в класс новейшей компьютерной техники, цифровой образовательной среды – вот все эти направления мы сегодня активно развиваем. И еще. Свою методику учитель наращивает и нарабатывает с годами. А помочь наработать ее призван наш институт.

– Последние годы многие ученики посещают различного рода курсы, репетиторов для подготовки к ЕГЭ. Почему они так популярны? Школа не справляется?

– Понимаете, мы ведь все годы учим ребят всем предметам, хотя давно уже пора говорить о профильном образовании. Ведь когда ребенок все годы учебы распылялся, а потом вдруг в 11 классе решил, что ему нужно поступить, и желательно на бюджет, в институт, то возникает проблема: нужны курсы подготовки к ЕГЭ – в лучшем случае, в худшем – вообще индивидуальное репетиторство, потому что нет того багажа, той базы, которая позволит на должном уровне сдать ЕГЭ. Отсюда и популярность дополнительных занятий. Надеюсь, что та схема, которую сейчас проводит министерство образования и науки, даже с тем, чтобы в 1-м полугодии 11 класса завершить изучение всех предметов учебного плана, а со 2-го полугодия начать интенсивную подготовку к ЕГЭ по каким-то предметам – она может быть продолжена. То есть, если ребенок занимался в профильном классе, допустим, в химико-биологическом, собирается в дальнейшем сдавать эти 2 предмета – химию, биологию, то он может продолжить именно эту профильность с углублением, с добавлением во внеурочной деятельности элективных курсов. Но другие предметы им будут уже завершены, и он сосредоточится на 2-х обязательных и 2–3 предметах по выбору, которые ему нужны для поступления в вуз, с которыми он связывает свою будущую профессию. Думаю, что эта ситуация может выправиться, и тогда, может быть, центры подготовки к ЕГЭ уйдут в школы.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика