Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ

Их было 320 партизан против четырех тысяч фашистов

Здесь, на калужской земле, под Балабановом и Обнинском, имя Героя Советского Союза Виктора Александровича КАРАСЕВА знакомо так же хорошо, как имена Зои КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ и Михаила ГУРЬЯНОВА. В Подмосковье, в Тарутине, я услышала впервые о подвиге Виктора Карасева, воспитанника Орджоникидзевского пограничного училища. А потом были встречи с историей его партизанского отряда в Жукове, Балабанове, Обнинске, Калуге...

Леса... когда едешь по кольцевой трассе, они стоят настоящей стеной – густые, красивые: стройные осины и ели, чуть вглубь – сосновые боры, березовые перелески. Именно в эти места в августе сорок первого года приехал бывший командир взвода Белецкого пограничного отряда лейтенант Виктор Карасев. Его боевым крещением был первый же день войны – 22 июня. Пограничники героически держались на берегу Прута. Держались, несмотря на то что уже на многих участках фашистским частям удалось вклиниться в нашу оборону и они двигались в глубь советской земли. Уже потом, когда оставшиеся в живых пограничники получили новые назначения, наиболее отличившихся в первых боях по приказу командования отправили в Москву для получения особых заданий. Там ему сказали: "Враг рвется к Москве, принято решение: некоторых командиров Пограничных войск и чекистов-оперативников поставить во главе истребительных батальонов. Весь народ поднимается на защиту Родины. Эту огромную силу нужно организовать и научить воевать. Воевать вместе с армией. У нас будет нелегкий участок. Рядом с Москвой. Район вблизи Варшавского шоссе. Понимаете, это дорога на Серпухов, Подольск. Шоссе отчаянно пытаются взять немцы. Их план предельно ясен: удар – на Москву..."

Виктор понимал, что по мере приближения фашистских войск истребительный батальон станет основным ядром будущих партизанских отрядов.

М. А. Гурьянов и А. М. Курбатов. Оба – работники райисполкома. Один – председатель, другой – секретарь. В дни оккупации возглавили подпольный райком партии. Они и работники районного отдела НКВД вложили огромный труд, чтобы подготовить лесную партизанскую базу: вырыть землянки, завезти оружие, боеприпасы, взрывчатку, продовольствие.

Отряд Карасева ушел в лес. В тот же день каждым из партизан была дана присяга на верность Родине. И Виктор повторял суровые слова вместе со всеми: "Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство фашисту. И если я нарушу эту клятву, да покарает меня рука советского закона. Кровь за кровь, смерть за смерть!"

Сколько же сделали партизаны в ту трудную осень! Не раз командир отряда лейтенант Карасев сам возглавлял разведывательную группу, участвовал в подрывных работах, налетал на скопления врага. Все данные, полученные отрядом, тут же отправлял в окружком партии в Серпухов и командиру 17-й стрелковой дивизии. Лейтенант прекрасно осознавал, что работать на армию – это их первейший долг. Пошли под откос два эшелона с фашистами, был взорван мост, в деревни регулярно поступали сообщения Совинформбюро и листовки, обращенные к советским гражданам и немецким солдатам. В начале ноября Виктор Карасев с группой разведчиков сумели выследить и уничтожить предателя, услужливо передавшего фотографию советских активистов Угодского Завода фашистам в самом начале оккупации. Но главное дело было еще впереди.

Сами гитлеровцы считали город надежной крепостью. Здесь располагался их штаб с десятками канцелярий, офицерским общежитием, узлом связи, танками, на чердаках многих домов фашисты поставили пулеметы, чтобы в случае необходимости простреливать вдоль и поперек каждую улицу.

Силы были явно неравны. В отряде Виктора Карасева вместе с бойцами из отряда особого назначения штаба Западного фронта – всего триста двадцать человек. А немецкий гарнизон в Угодском Заводе, включая штабных офицеров, равен был четырем тысячам человек и располагал помимо обычного стрелкового вооружения минометами, броневиками, танками.

Триста двадцать против четырех тысяч. Операция обещала быть очень серьезной. Каждая из восьми групп отряда имела свою зону действия. Захватить здание почты и телеграфа, разгромить фашистский узел связи, истребить штабных офицеров, захватить оперативные документы, взорвать склады с горючим и боеприпасами, поджечь автотранспорт, конюшни. Старший лейтенант Карасев (сюда, в отряд, пришел приказ о присвоении ему очередного звания) со своей группой получил самое ответственное задание: напасть на канцелярию штаба корпуса, который располагался в райисполкоме. Все было предусмотрено. Своих опознавали по белым повязкам на рукавах и головных уборах.

Все произошло довольно быстро. Рядом с Виктором был Гурьянов. Уж он-то знал здесь, в райисполкоме, все до мелочей. Именно Михаил Алексеевич спас в бою Карасева, застрелив гитлеровца, который, ранив Виктора, уже опять целился в него в упор. В бывшем кабинете Гурьянова, куда выстрелами проложили себе дорогу партизаны, были взяты две карты с нанесенной на них оперативной обстановкой, много других документов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года товарищам Гурьянову М. А., Космодемьянской 3. А., Кузину И. Н., особо отличившимся в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, было присвоено звание Героя Советского Союза. Гордился своим другом и В. Карасев, который вскоре после выздоровления вновь включился в партизанское движение.

Здание райисполкома было подожжено. Успешно завершили операции и другие группы. Итак, основная задача была выполнена. На рассвете партизаны покинули Угодский Завод. Немецкая артиллерия била им вслед. Но они были практически недосягаемы. А впереди лежал нелегкий обратный путь. За собой приходилось минировать лесные тропы, валить лес. Все понимали: могло быть преследование, фашистская карательная экспедиция на этот раз обязательно состоится. В нескольких километрах от партизанской базы Гурьянов предложил Карасеву сделать привал. Бойцы еле шли, отдых был им необходим. Сам же Михаил Алексеевич решил опередить отряд, чтобы посмотреть, все ли в порядке там, на базе... Больше они не увиделись.

Спустя короткое время Виктор узнал обо всем. Гурьянов с троими бойцами напоролись на засаду. Дрались до последнего. Но силы были слишком неравные. Фашисты зверски замучили советских патриотов. У Михаила Алексеевича не было документов. На допросах и пытках он мужественно молчал. Но нашлись предатели. Еле стоявшего на ногах Гурьянова фашисты решили повесить. Согнали местных жителей, почти каждого из которых Михаил Алексеевич хорошо знал. Последним усилием воли, сжав зубы, он ударил ногой рядом стоявшего гитлеровца и, воспользовавшись паникой, крикнул: "Прощайте, товарищи! Всех не перевешают! Скоро сюда придет Красная армия. Друзья отомстят за меня!.."

В ночь на 24 ноября 1941 г. три истребительно-диверсионных отряда Бабанина, Каверзнева и Шивалина, Угодско-Заводский партизанский отряд Карасева и группа бойцов Западного фронта нанесли совместный удар по врагу. Восемью группами они ворвались с разных сторон в город Угодский Завод и разгромили штаб армейского корпуса противника

Сейчас там, где когда-то был повешен председатель райисполкома, секретарь подпольного райкома партии М. А. Гурьянов, старший друг Виктора Карасева, стоит памятник...

Да, так и не узнал Михаил Алексеевич о сообщении Совинформбюро, которое рассказывало об их замечательной операции. Не услышал он и о том, что так порадовало всех, кто искренне уважал этого человека. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года товарищам Гурьянову М. А., Космодемьянской 3. А., Кузину И. Н., особо отличившимся в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, было присвоено звание Героя Советского Союза. Гордился своим другом и В. Карасев, который вскоре после выздоровления вновь включился в партизанское движение.

Да, для Виктора все еще было впереди. Большой рейд по тылам врага. Белоруссия, Украина, по которым он шел с боями, наконец, граница СССР, действия за рубежом, на вражеской территории. Теперь он командовал уже не истребительным батальоном, а партизанским соединением имени Александра Невского. И общий их путь по дорогам войны был равен двенадцати тысячам километров.

Многое мог вспомнить подполковник запаса В. А. Карасев. На Западной Украине, под Ровно, его бригада провела несколько труднейших операций совместно с отрядами Д. Медведева. За боевые действия на чехословацкой и венгерской земле В. А. Карасеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Закончил войну он в Австрии.

В Музее воинской славы Владикавказского высшего военно- командного Краснознаменного училища имени Кирова Внутренних войск МВД России бережно хранился материал о бывших воспитанниках. Подполковник запаса А. М. Белавин, начальник музея, мог подолгу рассказывать о каждом экспонате. Письма В. А. Карасева... вот они, старательно оформленные в специальном альбоме. Ветеран войны и труда долго жил в Москве, занимался большой работой по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика