Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
МОЗДОКСКИЕ ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ

В текущем году наша республика отмечает юбилеи важных событий. Сто лет назад ВЦИК СССР издал декрет об упразднении Горской АССР и образовании Северо-Осетинской автономной области, которая в 1936 г. стала Северо-Осетинской автономной советской социалистической республикой (СОАССР). Уже после распада СССР, 20 июля 1990 г., третья сессия Верховного Совета Северо-Осетинской АССР приняла Декларацию о государственном суверенитете, на которой она была провозглашена Северо-Осетинской ССР. Данные изменения были отражены Съездом народных депутатов РСФСР 24 мая 1991 г. в ст. 71 Конституции РСФСР. А 9 ноября 1993 г. на заседании 18-й сессии Верховного Совета СОССР депутаты приняли закон о переименовании Северо-Осетинской ССР в Республику Северная Осетия – Алания.

Ровно 250 лет назад в Моздоке был подписан акт о добровольном вхождении Осетии в состав России. Хорошо помню, как в 1974 г. и моздокчане, и вся республика отмечали 200-летие присоединения и 50-летие нашей автономии. К этим событиям в Моздоке был открыт кинотеатр им. Кирова, и нам показали первый широкоформатный фильм "Чермен", главную роль в котором сыграл легендарный осетинский актер Бимболат Ватаев.

С высоты сегодняшних реалий могу уверенно сказать: 250 лет назад осетинский народ сделал правильный исторический выбор, связав свою судьбу с Россией. В лице русского и других народов мы обрели верных друзей и помощников. Сама жизнь убедительно доказала мудрость и дальновидность этого добровольного шага. Породнившись с Россией, осетинский народ спас себя от физического уничтожения и национального отчуждения. В составе Российского государства древняя Осетия быстро пошла вперед по пути экономического развития и культурного возрождения. Со своей стороны и Россия, открытая для дружественных отношений с осетинским народом, прочно укрепилась на южных рубежах, значительно расширив свои политические и дипломатические возможности.

Небольшой по численности осетинский народ внес весомый вклад в летопись военной, трудовой, научной, спортивной, культурной славы страны. Сегодня, как и вся Россия, Республика Северная Осетия – Алания встала на трудный путь преобразования и ведет поиски новых, непростых решений для поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

В текущем году исполняется 80 лет, как Моздокский район стал частью Северной Осетии. В те годы Великой Отечественной войны осуществлялось много административных изменений с целью скорейшего восстановления народного хозяйства ради Победы. Но не все осетинские хутора Моздокского района были присоединены к Осетии в 1944-м. Территории тех, что находились за каналом им. Ленина, нынче – в Ставропольском крае. После страшных сражений с лета 1942 года многие подлежали восстановлению из пепелища. Помнить о них, рассказывать новым поколениям об этих страницах истории нашего народа считаю своей главной задачей.

ХУТОР БУГУЛОВ

Известно, что столица нашей республики Владикавказ в качестве крепости была основана в 1784 г. – 250 лет назад. По-осетински мы называем город "Дзæуджыхъæу", по имени первопоселенца этих мест Дзауга Бугулова. В моздокской степи есть древний хутор, который больше двух с половиной веков носит имя основателя – Бугулова. Думаю, об этом факте надо знать всем владикавказцам.

С основания крепости Моздок в 1763 г. Правительство России разрешило поселиться в моздокской степи православным осетинам. В 25 км от Моздока Панкратом Бугуловым и его братьями Авраамом и Алексеем, переселившимся из Куртатинского ущелья, в 1766 г. было основано поселение. В полупустынной степи вырыли колодец ("цъай"), и поселение стало называться по-осетински "Быгъуылты цъай" ("Колодец Бугуловых"). Гораздо позже его стали называть так: "Хутор Бугулов". Много лет спустя Гайто Бугуловым был основан хутор Бугулов-2, которого уже нет. На его месте была вторая бригада бывшего колхоза "Красная Осетия", а сейчас там находится мехток ООО "Колос".

Первыми на хуторе кроме Бугуловых поселились семьи Алдатовых, Битаровых, Бодзевых, Габуевых, Локаевых, Талхановых, Таировых, Токаевых, Томаевых, Тугановых. Когда был построен Эристовский канал (в советское время получил название канала им. Ленина), на хутор Бугулов приехали русские и украинцы Долотенко, Жуковские, Косоуховы, Луценко, Семеновы, Степаненко, Ступарь, Филенковы, а также кабардинцы Аргишевы, Гоовы, Маркозовы, Сагандаковы и другие семьи.

На хуторе стали зарождаться свои традиции, многие из которых осетины "привезли" с собой. У огромного дуба в начале июня они отмечали Рекомы бæрæгбон (праздник Рекома), а место называли Рекомы кувæндон (святилище Рекома). К этому дню в каждом осетинском доме гнали араку, варили брагу (къуымæл), пекли пироги с сыром, готовили сладкое блюдо из пшеничной или овсяной муки (къæлуа), халву (мыдджын), лапшевник из меда (хæнкъæлы карст). В день праздника туда съезжались со всех соседних хуторов с жертвенными животными (кусæрттаг) от каждого поселения, в том числе из Моздока. В гости приглашали русских, кабардинцев, армян, грузин. Для праздника было характерно не только застолье, но и песни, танцы, увеселительные игры (хъæзтытæ).

Осенью, после окончания сельхозработ, бугуловцы устраивали общественный куывд в честь покровителя мужчин Уастырджи, по-русски – "в честь святого Георгия", а отмечали его с осетинами также православные кабардинцы.

Хуторяне в царские времена вступали в казачество и честно служили в Российской армии. За боевые заслуги в Первой мировой войне были награждены бугуловцы Петр (Бето) Егорович Таиров – двумя Георгиевскими крестами (прожил он 102 года) и Лев Ботиев – Георгиевским крестом.

В основном же бугуловцы занимались земледелием и скотоводством. Среди них не было ни бедных, ни богатых, они жили в дружбе и взаимной выручке. Из хуторян никто не совершил противоправные действия, среди них не было осужденных. В Гражданской войне бугуловцы выступили за власть советов и воевали в кавалерийской бригаде И.А. Кочубея в 11-й Красной армии под началом И.Ф. Федько.

В 1921 голодном году на хутор Бугулов приехали переселенцы из Полтавской и Сумской областей Украины. Хуторяне приютили их, оказав посильную помощь в строительстве домов, приобретении живности. В тот период была проведена земельная реформа, и хуторяне получили участки в расчете "на душу населения". Начавшаяся в советской России новая экономическая политика (НЭП) улучшила их жизнь. В 1930 г. на хуторе был создан колхоз "Терхлопковод". В хозяйстве занимались производством зерна, животноводством, пчеловодством, выращивали овощи, бахчевые культуры и очень трудоемкий хлопок. Первым председателем колхоза был избран И.И. Степаненко, первым агрономом стал Х.К. Луценко, впоследствии – председателем. Он был кавалеристом Первой конной армии С.М. Буденного, а К.Е. Ворошилов лично наградил его именным пистолетом и золотыми часами. Первым уполномоченным хутора Бугулов в русском сельсовете стал Е.Т. Туганов. Хутор Бугулов территориально относился к Троицкому сельсовету Моздокского района. Моздокская МТС помогала колхозу "Терхлопковод" техникой. Бригадирами колхоза в разные годы были Александр Габуев, Иван Тумаров, Иван Куликов, Сергей Белоусов, Александр Могильный. В 1936 г. колхозные строители – братья Матвей и Данел Фатцаевы, Михаил Туганов и другие – построили из кирпича здание новой школы. До этого ребята ходили пешком в с. Русское. В годы коллективизации с хуторянами проводили занятия по ликвидации неграмотности. Первыми учителями Бугуловской начальной школы были Торош Локаев, Ольга Агоева, Антонина Бугулова, Валентина Крамор.

Колхоз "Терхлопковод" был одним из передовых в Моздокском районе. Бугуловец Георгий Тапсиев, окончив курсы трактористов в ст. Павлодольской, стал первым трактористом. В 1938 г. колхоз купил автомашину, за руль которой сел первый водитель Владимир Аргишев. Известный на всю страну хлопковод А.К. Куликов каждую весну получал приглашение на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву, где охотно делился опытом с другими хлопководами СССР. Колхозники зарплату не получали, на начисляемые трудодни им выдавали натурпродукты: пшеницу, ячмень, просо, мед, огурцы, помидоры, арбузы, яблоки, абрикосы. Осенью же, после сбора урожая и выполнения госплана, всем хутором на хоздворе накрывали богатые столы: чествовали передовиков, вручали им ценные призы, веселились от души, старикам и больным подарки развозили по домам.

К сороковым годам на хуторе Бугулов подросла замечательная молодежь, которая трудилась по-стахановски: Батыр Алкацев, Болат, Илья и Микаш Алдатовы, Люба и Зина Агузовы, Аня и Надя Белоусовы, Алексей и Николай Габуевы, Болат и Лина Баскаевы, Лида и Нина Жуковские, Роза, Коля и Люба Каргиновы, Петр и Шурик Караевы, Иван и Мария Лашко, Катя Сагандакова, Борис и Володя Таировы, Жора Тапсиев, Ева, Жора и Лида Фатцаевы, Петр и Жора Хаматхановы и др. В Бугулове стали создаваться интернациональные осетино-русские, осетино-кабардинские семьи, где царили мир и взаимопонимание.

Мирный созидательный труд хуторян прервала Великая Отечественная война. Из хутора Бугулов, где проживали 270 человек, на фронт ушли 90! Почти половина из них не вернулись с полей сражений. Семьи И. Алдатова, З. Бутко, Т. Габуева, А. Куликова отправили на фронт по три человека; из семей Габуловых, Бородай, Аксеновых, Маркозовых, Зеленко, Жуковских, Мироновых, Махно, Семенюта, Филенко, Талхановых, Хаматхановых ушли по два человека. Погибли в боях Болат Алдатов, Филипп Габуев, Борис Агузов, Николай Каргинов, Лазарь Маркозов, Игнат Хасиков, Ладем Хаматханов, Александр Цибиров… Один из сыновей А.К. Куликова Федор погиб в звании майора, второй сын Дмитрий дослужился до генерал-майора. Бугуловец Петр Толмачев воевал в составе легендарного партизанского отряда Сидора Ковпака. А в колхозе ушедших на фронт сменили на рабочих местах старики, женщины и подростки. Они же возводили оборонительные сооружения, рыли противотанковые траншеи, окопы, строили доты и дзоты. После ожесточенных боев в августе 1942-го Красная армия отступала, и хутор оккупировали гитлеровские захватчики. Селению был причинен огромный материальный ущерб: полностью уничтожили скот, хозпостройки. 18 декабря, выстроив жителей на хоздворе, немецкий комендант пригрозил быть беспощадным к тем, кто не будет выполнять его указания. Он потребовал выдать тех, кто дважды перерезал кабель, связывавший штаб армии с передовой линией. Кабель связи проходил по косогору в двух верстах от хутора Бугулов и охранялся. Там находился укрепблиндаж, откуда командующий группой армий "А" фон Клейст наблюдал за передовыми флангами на Вознесенско-Малгобекском направлении. Комендант не дождался от хуторян ответа, что послужило причиной высылки жителей Бугулова и Графского в г. Тихорецк Краснодарского края для дальнейшей отправки на каторжные работы в Германию. Сначала людей на повозках везли до Моздока, который тоже был оккупирован, затем отправили по железной дороге в Тихорецк. Но стремительное зимнее наступление советских войск по всей линии фронта предотвратило эту акцию: эшелон с людьми отступавшие немцы бросили в Тихорецке. По заданию Моздокского райисполкома сотрудники милиции были направлены туда для организации скорейшего возвращения жителей домой.

После оккупации хуторяне возрождали колхоз практически с нуля. Первый секретарь Моздокского РК ВКП (б) Л.П. Копейка, председатель райисполкома И.А. Усанов, председатель горисполкома И.Х. Бежанов всемерно поспособствовали восстановлению МТС и колхозов в районе. Благодаря героическому труду колхозников "Терхлопковода" уже весной 1943 г. сотни гектаров полей были засеяны яровыми культурами, а осенью провели сев озимых. Хуторяне трудились и за себя, и за тех, кто воевал под девизом: "Все – для фронта, все – для Победы!" Неизбывной болью для хуторян навсегда остались невосполнимые человеческие потери. Однако чувство гордости за своих сыновей, дочерей, отцов и мужей, отдавших жизни на полях сражений со страшнейшим врагом человечества – фашизмом, придало нашим землякам-хуторянам сил справиться с горем и приступить к обновлению своего древнего хутора, которому в этом году исполняется 258 лет. Имена погибших на фронте бугуловцев увековечены на памятнике, установленном в 1997 г. во дворе местной школы.

В сборе материала мне помогли ныне покойные ветераны войны и труда, бугуловцы Илья Ефимович Туганов и Илья Ильич Алдатов – оба были уважаемыми воинами и тружениками как на хуторе, так и в Моздоке. Оба похоронены по осетинским обычаям на родовом бугуловском кладбище.

В настоящее время в Бугулове Серноводской АМС из осетинских семей продолжают проживать Алдатовы, Агузовы, Баскаевы, Дзапаровы, Ботиевы, Качаевы, Кельцаевы, Кодоевы, Колиевы, Сокаевы, Таировы, Тапсиевы, Тугановы, Хабалоновы, Хаматхановы, Цалоевы, Яковлевы (Саукуыдзтæ), мирно соседствуя с представителями других национальностей. Многие их родственники проживают в ст. Курской, Моздоке. Бывший бугуловец Заур Батырбекович Алкацев работает начальником Моздокского отдела Управления сельского хозяйства Минсельхоза РСО–А. Молодое поколение хуторян быстро забывает, откуда оно родом, уподобляясь дереву с высохшими корнями. А так быть не должно: представители осетинских фамилий должны знать свою историю и быть благодарными потомками первопоселенцев.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика